«Таможенный» НДС: правила исчисления и возмещения. Ндс при импорте оборудования в россию Какой входной ндс у импортных операциях

Компании, планирующие заниматься импортом товаров в Россию, столкнутся в своей работе со множеством вопросов, связанных с учетом и налогообложением. Ответы на многие из них вы сможете найти в статье. Мы также расскажем, какие особенности существуют при импорте товара из Белоруссии, и о новой форме декларации по НДС для таких импортеров.

"Таможенный" НДС

Операция по ввозу товаров на территорию Российской Федерации относится к объектам обложения на (пп. 2 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Правда, в этом случае НДС уплачивается не через налоговую инспекцию, а через таможенников в составе общих таможенных платежей, что прямо следует из пп. 3 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ. Ставка налога составит либо 10, либо 18% в зависимости от вида ввозимых ценностей (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Как правило, проблем с исчислением "таможенного" НДС у организаций не возникает. Основная масса вопросов связана с применением вычета. Дело в том, что "таможенный" НДС организации могут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). В какой момент возникает право на вычет?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 1 ст. 172 НК РФ: сумма налога подлежит вычету после принятия на учет ценностей. Если речь идет о ценностях, купленных для дальнейшей продажи (товарах), то датой принятия на учет является оприходование их стоимости на счет 41. А вот в отношении основного средства у налоговиков и налогоплательщиков нет единого мнения. Первые утверждают, что принятие объекта на учет означает ввод его в эксплуатацию, т.е. момент, когда стоимость имущества переносится в дебет счета 01. Однако, по мнению налогоплательщиков, объект считается принятым на учет сразу же после того, как его стоимость показана на счетах 08 или 07. С этим мнением придется согласиться. Еще Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 24.02.2004 N 10865/03 указал, что факта принятия оборудования на счет 07 достаточно для получения права покупателя на вычет. А с 2006 г. официально разрешено принимать к вычету НДС по оборудованию к установке, т.е. с момента оприходования оборудования на счете 07.

Основанием для вычета НДС, уплаченного при импорте товаров, здесь будет являться не счет-фактура, как обычно, а таможенная декларация вместе с платежными документами, подтверждающими факт уплаты НДС таможенникам. Эти документы и надо регистрировать в книге покупок, о чем прямо сказано в п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Кстати, если оплата налога при импорте производится за счет заемных средств, налоговая инспекция не вправе отказать организации в вычете. Ведь из НК РФ следует, что налог должен быть уплачен, а за счет каких именно средств, значения не имеет. Аналогичная точка зрения высказана и Минфином России в Письме от 24.08.2005 N 03-04-08/226.

Как уже было указано, при ввозе имущества из-за рубежа право на вычет организации получают только в случае, если они уплатили налог на таможне, и факт уплаты при этом документально подтвержден. На первый взгляд может показаться, что подтвердить факт уплаты для импортера труда не составит: достаточно иметь при себе платежное поручение, которым перечислялся налог. Однако на практике ситуация не так проста. Организация-импортер обычно перечисляет таможне денежные средства авансом (на депозит таможни), а таможня, в свою очередь, по мере необходимости списывает этот аванс в счет уплаты таможенных сборов и НДС. Поэтому одной платежки, подтверждающей перечисление авансовых сумм, недостаточно, т.к. внесение аванса еще не свидетельствует об уплате налога по конкретной таможенной декларации.

Это умозаключение продиктовано не только логикой, но и нормами ст. 330 Таможенного кодекса РФ. Согласно п. 1 этой статьи "авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров". А в п. 3 этой же статьи говорится, что "денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу". И далее: "В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей".

Таким образом, фактически превращает ранее уплаченные авансовые платежи в уплаченный НДС по таможенной декларации. Можно ли тогда говорить о том, что для применения вычета достаточно подачи таможенной декларации и платежного поручения?

Как показывает практика, нет. Не так давно Минфин России выпустил официальные разъяснения по этому поводу. В Письме от 02.10.2009 N 03-07-08/198 чиновники отметили: документом, подтверждающим фактическую уплату налога в целях принятия его к вычету налогоплательщиком, является документ, называемый "Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов". Его выдача по требованию плательщика предусмотрена п. 5 ст. 331 Таможенного кодекса РФ.

Ранее представители финансового ведомства в своих официальных разъяснениях приводили совершенно другой документ - Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, который выдается в соответствии с п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ (Письмо Минфина России от 30.06.2008 N 03-07-08/159).

На практике налоговики требуют один из этих документов, а в случае их отсутствия отказывают организации в вычете "таможенного" НДС. Тем не менее налогоплательщикам удается отстаивать свое право на вычет в судебном порядке. Доказательством служит, например, Постановление ФАС Московского округа от 19.06.2008 N КА-А40/4995-08. В этом Постановлении суд указал: "Получение от таможенного органа отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, является правом, а не обязанностью налогоплательщика, в связи с чем... отсутствие отчета, а также печати на этом документе не может являться основанием для отказа в предоставлении налогового вычета".

Мы также считаем, что эти документы не обязательны для целей получения права на вычет "таможенного" НДС. В большинстве случаев таможенники на оборотной стороне "авансовой" платежки проставляют специальные отметки: указывают номер ГТД, выводят остаток денежных средств и заверяют данную запись личной номерной печатью. Такие действия сотрудники таможни осуществляют на основании п. 2 Правил проведения таможенного контроля за начислением и уплатой таможенных платежей при производстве таможенного оформления товаров (утв. Приказом ГТК России от 04.01.1995 N 2). Как показывает судебная практика, такие отметки служат достаточным доказательством факта уплаты НДС на таможне (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2006 N Ф04-3664/2006(23712-А45-31)). Но если таких отметок не будет, импортеру рекомендуем воспользоваться возможностью получить либо Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, либо Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Другие поводы для отказа в вычете

А если таможенные пошлины и НДС были уплачены таможне с расчетного счета не организации, а одного из ее контрагентов, который задолжал ей за выполненные работы? Иначе говоря, организация попросила своего должника погасить долг путем перечисления необходимой суммы в счет уплаты таможенных пошлин и НДС. В качестве подтверждающих документов у импортера были в наличии следующие документы: договор с этим контрагентом на выполнение работ и акт взаимозачета, согласно которому суммы НДС, уплаченные контрагентом таможне, были зачтены в счет оплаты выполненных нашим клиентом работ. Может ли на основании этих документов импортер принять сумму НДС к вычету?

На наш взгляд, может, т.к. уплата налога все же была произведена, пусть и третьим лицом. Однако, зная о сложившейся практике поведения налоговых органов, предупреждаем о возможном отказе со стороны инспекции в вычете "импортного" НДС, поскольку такие прецеденты уже были. Правда, если дело доходило до суда, налоговые инспекции проигрывали, т.к. ст. 328 Таможенного кодекса РФ разрешает уплачивать таможенные пошлины и налог любым лицам. В качестве положительных примеров из арбитражной практики приведем Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2006 по делу N А56-34727/2005, Московского округа от 22.05.2006 N КА-А40/4033-06.

Другой причиной для отказа в вычете таможенного НДС на практике служит состояние расчетов с иностранным поставщиком, а вернее отсутствие таких расчетов. В некоторых инспекциях почему-то считают, что если импортер не расплатился со своим зарубежным партнером, он не имеет права принять к вычету из бюджета уплаченный на таможне НДС. Хотя в НК РФ речь идет об уплате суммы налога на таможне, а не об уплате стоимости ввозимых товаров. Тем не менее налоговые органы на практике придумывают новые условия, поэтому организациям приходится доказывать свое право на вычет в суде (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2005 N А56-7661/2005).

А как быть импортерам, переведенным на уплату ЕНВД, сельхозналога или использующим упрощенную систему налогообложения? У таких организаций единый налог не заменяет уплату НДС, перечисляемого на таможне при импорте товаров в Россию. Так что при ввозе товара из-за рубежа им придется заплатить налог, который, к сожалению, вычесть из бюджета не получится. Во-первых, одно из условий для вычета - использование товаров в облагаемых НДС операциях - не выполняется. Во-вторых, в НК РФ четко сказано: организации, не являющиеся плательщиками НДС, учитывают уплаченный при ввозе налог в стоимости товаров (пп. 3 п. 2 ст. 170). По этому поводу ФНС России выпустила Письмо от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, которое, правда, касается одних "упрощенцев". В нем чиновники отметили, что уплаченный при ввозе основных средств налог включается в стоимость объекта.

Корректировка таможенной стоимости

На практике может возникнуть следующая ситуация: импортный товар оприходован и продан в одном налоговом периоде, в этом же периоде принят к вычету НДС, а в другом налоговом периоде таможня , соответственно меняется сумма НДС и таможенных сборов. Возникает вопрос: нужно ли корректировать суммы вычета?

Если корректировка была произведена в сторону увеличения, то доплаченную сумму НДС организация имеет право принять к вычету. Но сделать это она должна по мере доплаты, т.к. в отношении "ввозного" НДС право на вычет возникает на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ). Соответственно дополнительные листы к книге покупок в таком случае не составляются, ведь дополнительную сумму вычета организация отразит в текущем периоде - периоде уплаты.

Если же в результате корректировки сумма НДС оказалась меньше уплаченной изначально, практика показывает: налоговики требуют представления уточненной декларации за период, когда был применен завышенный вычет "таможенного" НДС. Вероятность возникновения претензий со стороны налоговиков в отсутствие таких "уточнений" наиболее высока, если таможня по результатам корректировки произвела возврат излишне уплаченного НДС импортеру. Но в судебной практике можно встретить споры, в которых налоговая инспекция заявляла о незаконном применении вычета даже при отсутствии факта возврата лишнего НДС импортеру. Поэтому во избежание претензий организация может принять решение уточнить свои обязательства по НДС. В этом случае помимо уточненной декларации ей нужно будет составить дополнительный лист к книге покупок за период, в котором был применен вычет таможенного НДС.

Однако судебная практика в этом вопросе - на стороне импортеров. Подобный спор рассматривал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.12.2006 по делу N А05-4379/2006-18, причем в обсуждаемой ситуации излишне уплаченный НДС не был возвращен импортеру. Суд указал: изменение в сторону уменьшения таможенной стоимости товара "не может привести к занижению налога, поскольку сумма, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате на таможне, будет равна сумме, на которую должны быть уменьшены налоговые вычеты".

Более того, в судебной практике можно обнаружить решения, в которых суд принял сторону налогоплательщика даже при наличии факта возврата таможней излишне уплаченного НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2007 N Ф04-4105/2007(35511-А03-29)). Таким образом, если организация решит рискнуть и не представит уточненную декларацию по НДС за прошлый налоговый период, у нее есть шансы оспорить действия налоговиков по признанию части вычета незаконным в судебном порядке.

По данному вопросу существует также официальное разъяснение ФНС России. В Письме от 27.06.2007 N 03-2-03/1236 чиновники указали: если после принятия таможенной декларации будет осуществлена ее корректировка, то вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком и зачисленные на счет таможенного органа с учетом указанной корректировки.

Как учесть таможенные пошлины?

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации организация также несет расходы по уплате таможенных пошлин. Можно ли учесть эти суммы при налогообложении прибыли и в каком порядке?

Если ввозимые ценности импортер будет использовать в качестве материально-производственных запасов (счет 10), расходы на уплату таможенных пошлин будут формировать стоимость материально-производственных запасов (МПЗ). Это четко следует из п. 2 ст. 254 НК РФ.

Если же организация осуществляет торговую деятельность и планирует продавать ввозимые ценности, порядок учета расходов в данном случае регулируется ст. 320 НК РФ. В этой статье приведен порядок формирования стоимости товаров, и в числе расходов, формирующих эту стоимость, таможенные платежи не указаны. Но сказано, что "налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (Курсив авт. - О.А.)". Поскольку таможенные платежи уплачиваются в связи с приобретением (ввозом) товаров, эти расходы по желанию организации могут формировать покупную стоимость товаров. Такой вывод сделан и в Письмах Минфина России от 29.05.2007 N 03-03-06/1/335, УФНС России по г. Москве от 09.09.2005 N 20-12/64164.2. Но если организация решила не включать таможенные пошлины в стоимость товаров, расходы на уплату таможенных пошлин будут учитываться в качестве косвенных расходов. Выбранный вариант учета расходов по уплате таможенных пошлин организация должна прописать в своей учетной политике.

Могут ли организации, применяющие УСН, включить суммы таможенных платежей в расходы при расчете единого налога? Суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на российскую таможенную территорию, указаны отдельно в перечне расходов, учитываемых при расчете единого налога (пп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому сразу после уплаты суммы таможенных пошлин "упрощенец" может включить их в расходы, уменьшающие налоговую базу по единому налогу (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Расходы на доставку

При ввозе товаров организация-импортер, как правило, привлекает перевозчиков или экспедиторов с целью доставки товаров до ее склада. Такие расходы учитываются при налогообложении прибыли. А если импортер применяет упрощенную систему налогообложения?

До 1 января 2008 г. "упрощенцы" уменьшали доход от реализации товаров на сумму транспортных расходов. Такой порядок следовал из старой редакции пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Там было сказано, что "при реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров".

Нынешняя редакция этого подпункта звучит иначе: из ее формулировки не следует, что транспортные расходы должны уменьшать доходы от реализации товаров, как это было раньше. Там просто сказано: к расходам относятся "расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (Курсив авт. - О.А.)". Таким образом, в настоящее время не важен факт реализации товаров для включения в расходы стоимости доставки. Причем эта поправка, вступив в силу с 2008 г., распространяла свое действие и на 2007 г.

К тому же в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ четко сказано: по мере реализации товаров учитываются расходы на оплату их стоимости (отсутствует дополнение "а также расходы, связанные с приобретением..."). Тогда как ниже отмечено: "Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты (Курсив авт. - О.А.)". Таким образом, расходы на доставку "упрощенец" также может включать в расходы при исчислении единого налога по мере оплаты, не дожидаясь факта реализации товаров, т.е. не разбивая стоимость доставки по позициям.

При отражении транспортных расходов в учете импортерам, применяющим общий режим налогообложения, следует обращать внимание на одну важную особенность. Если перевозчик представит счет-фактуру с выделенным по ставке 18% НДС, то прежде чем принимать эту сумму налога к вычету, необходимо проверить, верную ли ставку применил перевозчик.

Дело в том, что работы или услуги по перевозке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров облагаются НДС по ставке 0% (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Соответственно, если по таким работам (услугам) перевозчик применит ставку НДС 18% и соответствующую сумму налога предъявит заказчику (импортеру), у последнего возникнут проблемы с вычетом входного НДС. Инспекторы просто признают такой вычет незаконным и доначислят НДС, пени и штрафы.

Так, в Письме Минфина России от 17.06.2009 N 03-07-08/134 сказано: "Счета-фактуры, выставленные продавцом, оказывающим услуги по организации перевозки и перевозке ввозимых товаров, облагаемые по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, с указанием иного размера ставки этого налога, не могут являться основанием для принятия у покупателя к вычету сумм налога, неправомерно предъявленных продавцом услуг". Такого же мнения чиновники придерживались и ранее (см. Письма Минфина России от 25.07.2008 N 03-07-08/187, ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@).

Данную позицию разделяют и суды. Они отмечают: применение 18%-ной ставки вместо нулевой противоречит принципу равенства налогообложения, т.к. допускает возможность произвольного применения плательщиками НДС положений НК РФ. Следовательно, заявлять к вычету НДС по ставке 18% неправомерно (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 7205/07, Решение ВАС РФ от 09.06.2006 N 4364/06, Постановление ФАС Московского округа от 11.12.2008 N КА-А40/11445-08). Правомерность такого подхода подтвердил и Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009 N 468-О-О: нормы НК РФ, согласно которым покупатель транспортных услуг не вправе принять к вычету НДС, неправомерно выставленный ему перевозчиком по ставке 18%, соответствуют Конституции РФ.

Таким образом, не по всем счетам-фактурам, полученным от перевозчиков, импортер может без рисков для себя принять указанный там НДС к вычету.

Но не стоит огорчаться. Возможно, в каких-то случаях выставление перевозчиком 18%-ной ставки НДС обосновано. Если перевозка осуществляется между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами, услуги по перевозке должны облагаться по ставке 0% (Письмо Минфина России от 07.06.2007 N 03-07-08/146). Если же перевозка осуществляется в отношении импортных товаров, но между двумя пунктами, находящимися на территории России, применять нулевую ставку НДС организация не вправе, и такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке 18% (Письмо Минфина России от 01.08.2006 N 03-04-08/169). Такой же вывод содержится и в Письме Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-08/210. Значит, в таких случаях импортер может спокойно и без рисков для себя принимать НДС к вычету по счетам-фактурам, полученным от перевозчика.

Импорт из Белоруссии

В отношении ввоза товаров из Белоруссии порядок исчисления и уплаты НДС отличается от общего. Правда, "специальный" порядок действует в отношении ввозимых товаров, произведенных в Республике Беларусь.

В отношении товаров, ввозимых из Республики Беларусь, следует руководствоваться Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004, а точнее - Приложением к нему (далее - Приложение). В соответствии с данным Соглашением при импорте товаров из Белоруссии исчислить и уплатить с данной операции НДС должен российский покупатель.

Из разд. 1 Приложения следует, что взимание НДС по ввозимому из Белоруссии товару производится налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков. Таким образом, российский покупатель должен уплатить НДС не на таможне (как это происходит в остальных случаях), а через свою налоговую инспекцию.

Налоговая база по НДС при этом определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров (цена сделки), включая затраты на транспортировку и доставку товаров (если такие расходы не были включены в цену сделки). Эти затраты приведены в п. 2 разд. I Приложения:

Расходы на доставку товара, в т.ч. на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;

Страховая сумма;

Стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

Стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Уплата в бюджет исчисленного НДС подлежит не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Тут же возникает вопрос: действительно ли следует ориентироваться на месяц, если налоговым периодом для НДС является квартал?

Поскольку изменения в Положение не вносились, порядок уплаты НДС при импорте товаров сохранился прежний: не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 5 разд. I Положения). Не позднее этой даты налогоплательщики также обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации с приложением установленных Положением документов (п. 6 разд. I Положения), в т.ч. отдельную декларацию по НДС, заполняемую в случае ввоза товаров из Белоруссии (ее также нужно составлять за месяц, а не за квартал).

При ввозе товаров из Республики Беларусь заполняется отдельная налоговая декларация по форме и в Порядке, утвержденным Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Не так давно в эту форму были внесены небольшие изменения (Приказ Минфина России от 31.07.2009 N 83н), связанные в основном с появлением Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007, ратифицированного Федеральным законом от 01.04.2008 N 34-ФЗ.

Вместе с этой декларацией, как мы уже отмечали, российские импортеры белорусского товара должны представить соответствующие документы. В первую очередь, заявление о ввозе товара, составленное по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Данное заявление заполняется в трех экземплярах. Первый остается в налоговом органе, второй и третий возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату НДС в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр организация должна направить белорусскому поставщику товара, чтобы тот смог подтвердить нулевую ставку.

Причем если в пределах одного налогового периода ввоз товаров из Белоруссии осуществлялся по нескольким договорам, количество заявлений должно равняться количеству договоров. Это связано с тем, что форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов предусматривает отражение в данном заявлении сведений о ввезенных с территории Республики Беларусь товаров и подлежащих уплате косвенных налогов по каждому договору (вопрос 13 Письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@).

К необходимым документам относится и выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам. Таким образом, перед представлением "белорусской" декларации компания сначала должна будет уплатить НДС, чтобы при подаче самой декларации у нее имелась в наличии банковская выписка, подтверждающая уплату НДС.

Следует также представить договор (его копию), на основании которого товар ввозится из Белоруссии, транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Белоруссии в Россию, товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков. При этом нормы Положения не содержат требования о наличии отметки налогового органа Республики Беларусь на представляемом налогоплательщиком товаросопроводительном документе белорусского налогоплательщика, в связи с чем он представляется без каких-либо отметок налоговых органов Республики Беларусь (вопрос 14 Письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@).

После уплаты НДС российский покупатель, применяющий общую систему налогообложения, может принять этот НДС к вычету, если ввезенные из Белоруссии товары будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС. Более подробно о применении вычета разъяснено в Письме ФНС России от 02.03.2005 N ММ-6-03/167@: налогоплательщики, импортирующие товары из Белоруссии, вправе применить налоговые вычеты при выполнении следующих условий:

При принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ) на основании соответствующих первичных документов;

При использовании ввезенных на российскую территорию товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

При наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным на территорию России товарам: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации.

Организация, применяющая "упрощенку", не освобождается от уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Это правило касается и ввоза товаров в Россию из Республики Беларусь (п. 1 разд. I Положения). Порядок исчисления и уплаты НДС "упрощенцем" такой же, что и при общем режиме налогообложения.

Однако в отличие от организации, применяющей общий режим, "упрощенец" не сможет принять уплаченный НДС к вычету по нормам положений гл. 21 НК РФ. Данный вывод содержится и в Письме ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/843@ (вопрос 2): "Следовательно, поскольку лица, перешедшие на уплату сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения, равно как и лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, то право на вычет сумм налога, уплаченных при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, у них не возникает".

Зато сумму уплаченного при ввозе товаров НДС "упрощенец" может включить в расходы на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Возможность включения такого НДС в состав расходов "упрощенца" подтверждена и в Письме Минфина России от 07.07.2005 N 03-04-08/174.

Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется российским законодательством: Налоговым и Таможенным кодексами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Начисление и уплата налога на добавочную стоимость имеет множество особенностей и тонкостей, все их необходимо учитывать при ведении какой-либо коммерческой деятельности.

Величина налога сильно разнится в зависимости от страны-импортера. При импорте услуг из Казахстана налоговая ставка имеет одно значение. Если же осуществляется импорт из Германии, НДС вычисляется несколько иначе.

Нормативная база

При ввозе каких-либо товаров из-за рубежа необходимо уплатить налог на добавочную стоимость, этот момент регламентируется Налоговым кодексом и Таможенным кодексом РФ.

Также необходимо знать, что НДС уплачивается налоговым органам только в том случае, если ввозимый товар или услуга поставляет из страны, с которой РФ уже ранее заключила соответствующий .

Он отменяет различного рода таможенный контроль, а также множество других таможенных процедур. Тем самым сильно упрощаются торговая деятельность между двумя государствами. Основанием этому является также

Налоговый кодекс – ст. 152, п. 1. В пределах Таможенного союза на таможне выплачивать налоги нет необходимости. Например, при импорте из Белоруссии НДС рассчитываться особым образом, и многие пошлины отменены.

Таможенная процедура

Таможенной процедурой называется процесс, осуществляемый таможней при ввозе каких-либо товаров или услуг на территорию РФ. Данная процедура осуществляется с учетом следующих моментов:

  • налог на добавочную стоимость товаров выплачивается транспортной организацией в полном объеме;
  • порядок и время, в течение которого необходимо оплатить налог, устанавливаются Таможенным законодательством ();
  • если налоговый вычет предусмотрен, то налогоплательщик имеет право им пользоваться (после принятия товаров на учет);
  • основание для вычета при ввозе товаров – заполненная в соответствии с законодательством .

Особенности объекта импорта

При импорте товаров и услуг имеется множество различного рода нюансов и особенностей. Они зависят от множества факторов: страны-поставщика, разновидности товаров или услуг. Исходя из этого, формируется налог на добавочную стоимость.

Товар

Особенности импорта товаров:

  • если ввоз осуществляется с территории стран таможенного союза (Казахстан, Белоруссия), то необходимость в прохождении таможенного оформления отсутствует;
  • импортирование товаров из стран, входящих в Таможенный союз, позволяет уплачивать НДС в налоговую службу по месту регистрации. Таможенная служба в данном процесс не участвует;
  • некоторые товары, находящиеся в специальном перечне (), облагаются НДС 0 процентов (нулевая ставка);
  • если импорт осуществляется не из стран Таможенного союза, необходимо оплачивать НДС до того, как товар будет выпущен из таможенной процедуры.

Услуги

Нередко случается, что фирма, являющаяся налоговым резидентом РФ, приобретает какие-либо услуги у компании иностранного происхождения. В данном случае фирма-заказчик становится налоговым агентом по НДС.

Исчисление налога на добавочную стоимость в данном случае имеет свои особенности:

  • при исчислении и выплате НДС на услуги от иностранных индивидуальных предпринимателей его можно включить в расходы;
  • независимо от того, является ли российская компания-заказчик плательщиком НДС или нет, при покупке услуг импортного происхождения она обязана выплачивать налог в бюджет;
  • если импортные услуги, приобретаемые российской компанией, входят в перечень не облагаемых налогом, НДС оплачивать не требуется;

Плательщики

Организациями-плательщиками НДС на импортные услуги и товары становятся только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. Товары и услуги должны реализовываться на территории Российской Федерации. Все правила, касающиеся данного момента, описаны в (примеры услуг: юридические, бухгалтерские, различного рода консультации).
  2. Иностранный поставщик товаров или услуг не является налоговым резидентом Российской Федерации. Убедиться в этом можно двумя способами:
  • запросить налоговое свидетельство о постановке на учет;
  • запросить информацию на официальном сайте ФНС в специальном разделе.

При оплате НДС в таком ситуации следует:

  • определиться с налоговой базой;
  • выбрать курс валюты по отношению к рублю.

Если торговая фирма закупает товары для перепродажи за границей, следует помнить, что при ввозе их на территорию России нужно уплатить «таможенный» НДС. А вот принять такую сумму к вычету можно не всегда…

Платим НДС на таможне

Ввоз товаров на таможенную территорию РФ признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

Исчисляем налог

О том, как исчислить налоговую базу по «импортному» НДС, сказано в пункте 1 статьи 160 Налогового кодекса РФ. В нее входят:
- таможенная стоимость ввозимых товаров;
- сумма акцизов, которую нужно уплатить, если товары подакцизные;
- таможенная пошлина.

Таможенная стоимость. Основным документом, регламентирующим принципы ее определения, является Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон). Согласно пункту 1 статьи 12 Закона, таможенную стоимость ввозимых товаров исчисляют исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. И только если сделать это невозможно, таможенную стоимость устанавливают:
- по стоимости сделки с идентичными товарами;
- по стоимости сделки с однородными товарами;
- методом вычитания;
- методом сложения;
- резервным методом.

Итак, как правило, таможенная стоимость определяется исходя из фактически уплаченной (подлежащей уплате) на момент пересечения таможенной границы РФ цены ввозимого товара с учетом дополнительных расходов. К числу таковых, в частности, относят вознаграждение агенту, стоимость услуг по упаковке и маркировке товара, по его доставке до места ввоза на таможенную территорию РФ, по погрузке, выгрузке, перегрузке, страхованию на время перевозки (ст. 19, 19.1 Закона).

Учтите, что в определенных случаях для подтверждения таможенной стоимости товаров, а также для того,чтобы удостовериться в предоставленной информации, таможенники могут потребовать дополнительные документы и сведения.

Таможенная стоимость товаров, исчисленная из стоимости сделки, подтверждается соответствующей декларацией (ее формы утверждены приказом ФТС России от 1 сентября 2006 г. № 829).

При использовании основного метода заполняется форма № ДТС-1, в остальных случаях - форма № ДТС-2 (является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации).

Обратите внимание: следует различать таможенную стоимость товара и его фактурную стоимость, так как их величины совпадают не всегда. Если первая нужна для исчисления таможенных платежей, то вторая - для расчета первоначальной стоимости импортируемого товара (ее определяют из условий внешнеэкономического контракта).

Ввозная пошлина и акциз. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 «Таможенный тариф Российской Федерации» введены ставки таможенных пошлин в виде процента от таможенной стоимости товаров (адвалорные ставки). Но есть и специфические ставки. Они рассчитываются в фиксированной сумме в евро на физическую единицу измерения товара (на штуку, на тысячу штук и т. д.). Также может использоваться комбинированный порядок. В таком случае расчет делают и по адвалорной, и по специфической ставке. Далее полученные суммы сравнивают. В бюджет уплачивается большая из сумм.

Порядок расчета акциза приведен в статье 194 Налогового кодекса РФ. Так, сумма акциза по товарам, облагаемым по адвалорным ставкам, исчисляется в виде процента от налоговой базы (суммы таможенной стоимости и таможенной пошлины).

Акциз по товарам со специфическими ставками рассчитывается как произведение соответствующей ставки и налоговой базы (принимается во внимание объем ввозимых товаров в натуральном выражении).

Если в отношении товаров применяются комбинированные ставки, акциз исчисляется как сумма акциза по специфической и адвалорной ставкам.

Пример 1. Компания «Арго» заключила договор с иностранным контрагентом на поставку товаров на сумму 100 000 условных единиц. При этом в контрактную стоимость не включены следующие дополнительные услуги:
- по перевозке товаров до таможенной границы РФ в сумме 100 000 руб.;
- по упаковке - 60 000 руб.

Ввозимые товары не являются подакцизными, ставка таможенной пошлины, используемая в данном случае, - 10 процентов.

Согласно договору, право собственности на товары перешло к «Арго» 10 июля 2010 года (в день оформления таможенной декларации). Курс на эту дату - 30 руб. за условную единицу.

Определим таможенную стоимость товара, используя метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами:
100 000 у. е. х 30 руб/у. е. + 100 000 руб. + 60 000 руб. = 3 160 000 руб.

Тогда таможенная пошлина составит:
3 160 000 руб. х 10% = 316 000 руб.

Сумма налога на добавленную стоимость, которую необходимо уплатить на таможне при ввозе импортного товара, рассчитывается так:

НДС = (Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз) x Ставка НДС.

Имейте в виду, что существуют категории товаров, при импорте которых НДС не уплачивается вовсе (ст. 150 Налогового кодекса РФ).

Уплачиваем налог в бюджет

«Таможенный» НДС уплачивают в бюджет в особом порядке: не по итогам квартала, в котором товары ввезены в Россию, а одновременно с другими таможенными платежами. Причем сделать это должен тот, кто товар декларирует (ст. 143, п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ, ст. 328 Таможенного кодекса РФ).

Налог уплачивается не позднее дня подачи таможенной декларации.

Если данный документ своевременно не представлен, то сроки внесения таможенных платежей исчисляются со дня, когда истекает срок для подачи таможенной декларации (ст. 329 Таможенного кодекса РФ).

В том случае, если товары декларируются в предварительном порядке, все таможенные пошлины и налоги следует перечислить не позднее дня выпуска этих товаров.

Факт уплаты «ввозного» НДС может подтвердить штамп «Выпуск разрешен», который проставляется в графе «Д» грузовой таможенной декларации (Инструкция о порядке заполнения ГТД, которая утверждена приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057). На это неоднократно обращали внимание и арбитражные судьи (см. постановления ФАС Московского округа от 30 января 2008 г. № КА-А40/ 105-08, от 20 марта 2007 г. № КА-А40/983-07, от 24 января 2007 г. № КА-А40/13676-06).

Обратите внимание: если налог уплачен не полностью, в декларации проставляется отметка об условном выпуске товара.

«Таможенный» НДС можно принять к вычету

Сумму уплаченного на таможне НДС можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Но только если:
- товары ввезены в Россию в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, для временного ввоза, для переработки вне таможенной территории;
- активы приняты к учету;
- имеются документы, подтверждающие уплату «ввозного» налога.

О дате принятия товаров на учет

Как правило, она совпадает с моментом перехода права собственности. Ведь если иное не предусмотрено законом или договором, у нового владельца это право возникает с момента передачи вещи (п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ).

Если ввозимые товары предназначены для перепродажи, то датой, когда они приняты на учет, считают день их оприходования на счет 41 «Товары». При приобретении же объекта основных средств с определением даты принятия актива к учету не все так просто.

Многие специалисты считают, что это дата, на которую объект принят к учету на счет 08 «Приобретение объектов основных средств» или 07 «Оборудование к установке». Согласен с этим и Президиум ВАС РФ, что подтверждает постановление от 24 февраля 2004 г. № 10865/03. В пользу данной позиции говорит и письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-07-08/20. Здесь специалисты главного финансового ведомства согласились, что «ввозной» НДС по оборудованию, требующему монтажа, можно поставить к вычету после принятия оборудования к учету на счет 07.

Однако многие инспекторы на местах настаивают, что для вычета «ввозного» НДС по основному средству необходимо ввести этот актив в эксплуатацию. Такая трактовка действующего законодательства отражена и в письме ФНС России от 5 апреля 2005 г. № 03-1-03/530/8@.

Подтверждающие документы

«Таможенный НДС» принимается к вычету на основании:
- внешнеэкономического контракта;
- инвойса иностранного контрагента;
- таможенной декларации, где указана сумма уплаченного НДС;
- документов, подтверждающих факт его внесения в бюджет (таможенная декларация, платежные документы, свидетельствующие об уплате НДС таможенному органу).

Уплата платежей таможенной картой. Если налог уплачен таможенной картой, у таможенников можно запросить письменное подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов по форме, утвержденной распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 647-р. Этот документ и будет основанием для принятия НДС к вычету (письма Минфина России от 2 октября 2009 г. № 03-07-08/198, от 6 ноября 2008 г. № 03-07-08/249).
Налог уплачен заранее. В том случае, если таможенные платежи, в том числе и НДС, вносятся авансом, специалисты таможенной службы в течение 30 дней выдадут отчет о расходовании денежных средств (п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ).

Товар для торговой фирмы ввозит посредник. В такой ситуации компании следует позаботиться о наличии документов, подтверждающих, что посредник заплатил НДС, а фирма возместила ему эти расходы (письмо Минфина России от 28 августа 2007 г. № 03-07-08/242).

Требовать дополнительные документы, не оговоренные действующим законодательством, налоговики не в праве (постановления ФАС Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/47-08, от 8 августа 2007 г. № КА-А40/7613-07). Правда, если все же придется отстаивать свою правоту в суде, организации могут пригодиться любые иные документы. Например, акты приема-передачи ценностей на ответственное хранение, акты сверки c таможенными органами. Подтверждает это и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24 сентября 2008 г. № КА-А40/9086-08, от 16 июля 2007 г. № КА-А40/6676-07).

Учтите: принять к вычету сумму «ввозного» НДС следует в том налоговом периоде, когда выполнены все условия для его применения. На это же указывают налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 29 октября 2009 г. № 16-15/113588, от 23 января 2009 г. № 19-11/4833). Заявлять вычет позже, чем возникло право на него, нельзя. С чиновниками соглашается и ВАС РФ. В определении от 27 июня 2008 г. № 5704/08 сказано, что нормы главы 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») не предоставляют право выбора при определении налогового периода, в котором НДС предъявляется к вычету.

В ряде случаев суммы «таможенного» НДС учитывают в стоимости ввезенных товаров. В частности, если:
- товары приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;
- компания освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ;
- организация находится на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы» либо платит единый налог на вмененный доход.

Учесть суммы уплаченного на таможне НДС в стоимости товара позволяют нормы пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.


Те фирмы, которые применяют «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», сумму налога включают в состав налоговых расходов.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации нужно платить налог на добавленную стоимость за некоторыми исключениями, которые предусмотрены статьей 150 НК РФ .

Под импортерами понимаются организации и индивидуальные предприниматели, которые ввозят товары на территорию РФ, либо от имени которых декларируются товары, либо другие лица, которые декларируют ввоз товаров (например, перевозчики).

Ставка налога зависит от вида ввозимых товаров и составляет 10% или 18% .

Порядок уплаты и отчетности отличается в зависимости от того, входит ли страна , откуда ввозится товар, в ЕАЭС .

НДС при импорте товаров из стран, входящих в ЕАЭС

Согласно договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 года, налоговой базой будет стоимость ввозимых товаров на дату принятия их на учет или наступления срока платежа по договору лизинга. Если ввозятся подакцизные товары, то к стоимости нужно прибавить сумму акциза.

Налоговую базу умножают на ставку налога и получают НДС к уплате.

Перечислить его нужно в течение 20 дней по истечении месяца ввоза товара. Например, если товар ввезли в августе 2018 года, то перечислить ввозной НДС нужно до 20 сентября 2018 года.

В этот же срок нужно сдать налоговую декларацию по НДС. Для этого используют форму отчета, утвержденную Приказом ФНС России № СА-7-3/765 от 27 сентября 2017г . Декларацию сдают все импортеры, включая тех, кто применяет специальные режимы налогообложения. Вместе с декларацией импортер сдает пакет документов, подтверждающих импорт.

При импорте товаров из стран ЕАЭС не действует требование сдавать декларацию НДС исключительно в электронном виде. Импортеры могут сдать бумажный вариант отчета, за исключением следующих случаев:

    среднесписочная численность за прошлый год составила больше 100 человек;

    организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков.

Место перечисления налога и сдачи отчетности – инспекция ФНС по месту учета организации-импортера.

НДС при импорте товаров из стран, не входящих в ЕАЭС

Согласно статье 160 Налогового Кодекса налоговая база будет складываться из таможенной стоимости приобретённых товаров, таможенной пошлины и акцизов (если они есть).

Получателем налога в этом случае будет не налоговая инспекция, а таможня. НДС уплачивается в составе таможенных платежей.

Декларацию по налогу на добавленную стоимость в этом случае сдают обычную, которую заполняют и при операциях на внутреннем рынке. Сроки те же, что для обычной декларации – до 25 числа по истечении отчетного квартала.

Организации и предприниматели, которые в общем случае не являются плательщиками НДС, при импорте товаров из стран, не входящих в Таможенный союз, декларацию по НДС сдавать не должны. Это, в частности, те организации, которые применяют специальные режимы налогообложения.

Вычет НДС при импорте

Принять к вычету импортный НДС можно при наличии подтверждающих документов и после того, как ввезенные товары будут приняты на учет, а налог уплачен в бюджет. Реквизиты подтверждающих документов должны быть зарегистрированы в книге покупок .

Если импортер применяет специальный режим налогообложения или освобождён от обязанностей налогоплательщика, он уплаченный НДС к вычету принять не может.

Также нельзя принимать к вычету импортный НДС, если ввезенные товары будут использоваться в операциях, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость.

В этих случаях импортный НДС включают в стоимость товаров и услуг.

При исчислении и возмещении импортного НДС нужно учитывать множество нюансов. Станьте пользователем интернет-бухгалтерии «Моё дело» - и вы сможете получать бесплатные консультации экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Вы будете получать новости законодательства, советы по снижению
налогов и кейсы предпринимателей

Беседу провела Светлана Ромашова ,
корреспондент

Начисление и уплата налога на добавленную стоимость при экспортно импортных операциях имеют свои особенности. У компаний, которые ввозят или вывозят товары из России, возникает множество вопросов по уплате НДС на таможне и по вычетам налога. Всегда актуальна тема сбора пакета необходимых документов для подтверждения и определения срока подачи документов в налоговую инспекцию и обоснования нулевой ставки. Свои нюансы в начислении, уплате и возврате НДС есть при экспорте и импорте из стран таможенного союза. Все специфические особенности применения НДС мы обсудили с Анной Николаевной Лозовой, ведущим советником отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

В некоторых случаях уплаченные суммы НДС включаются в стоимость импортируемых товаров

Анна Николаевна, давайте начнем с импорта. В каких случаях НДС, уплаченный на таможне, не принимается к вычету, а включается в стоимость импортируемых товаров?

Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию России, не принимаются к вычету при исчислении платежей в бюджет по этому налогу, а учитываются в стоимости таких товаров в нескольких случаях. Так, НДС включают в стоимость товаров налогоплательщики, которые используют ввозимые товары в операциях, освобождаемых от НДС в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса, а также в операциях по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации 1 . Кроме того, налог, уплаченный при ввозе товаров, учитывается в их стоимости, если товары используются для осуществления операций, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса. Право на вычет НДС не имеют лица, не являющиеся плательщиками НДС в соответствии с Налоговым кодексом, а также лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате этого налога.

Компания имеет право на вычет НДС при импорте, если соблюдены определенные условия

Прежде всего, право на вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию России, имеют только организации и индивидуальные предприниматели - плательщики этого налога. И для принятия к вычету НДС по ввозимым товарам необходимо одновременное выполнение ряда условий 2 .
Как известно, НДС принимается к вычету в случае, если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, в том числе для перепродажи, и ввезенные товары приняты к учету в соответствии с первичными документами. Кроме того, плательщик должен располагать документами, свидетельствующими об уплате налога (плательщиком либо иным лицом, действующим по его поручению), таможенной декларацией, а также другими документами, подтверждающими ввоз товаров на таможенную территорию России.
В целях принятия НДС к вычету сумма налога отражается налогоплательщиком в книге покупок, в соответствии Правилами заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость 3 . Право на вычет НДС, уплаченного таможенному органу, возникает в налоговом периоде, в котором вышеперечисленные условия выполнены.

Если компания ввезла товары для перепродажи, но заплатила иностранному продавцу только часть стоимости контракта, может ли компания-импортер получить вычет НДС?

Вычет НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию России, не ставится в зависимость от их оплаты поставщику. Поэтому, несмотря на факт частичной оплаты, фирма вправе принять НДС к вычету в полном объеме при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом 4 .

Налоговая база по импортному НДС определяется в российских рублях

Налоговая база по НДС при ввозе товаров на территорию России определяется на основе таможенной стоимости ввозимых товаров. На основании Соглашения об определении таможенной стоимости товаров 5 таможенной стоимостью ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза товаров является цена сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза. Поэтому для целей определения таможенной стоимости, а следовательно, и налоговой базы по НДС, компании необходима информация о размере суммы денежных средств в российских рублях, которая будет фактически уплачена за ввозимые товары. Следует отметить, что положения статьи 78 Таможенного кодекса таможенного союза о пересчете иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин и налогов в этом случае не применяются.

Импорт из стран ТС можно подтвердить документами, установленными российским законодательством

Анна Николаевна, поговорим об особенностях импорта из стран таможенного союза. Какими документами (транспортными и товаросопроводительными) можно подтвердить импорт из этих стран?

Налогоплательщикам, импортирующим товары в Российскую Федерацию из государств - членов таможенного союза, следует применять установленные российским законодательством образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, используемых при импорте в Россию из государств - членов таможенного союза при оказании услуг по перевозке товаров российскими перевозчиками. Образцы форм содержатся в приложениях к письму Минтранса России 6 , доведенному до сведения налогоплательщиков письмом ФНС России 7 . Замечу, что образцы транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами Республики Казахстан и Республики Беларусь при перемещении товаров на территорию Российской Федерации, тоже приведены в письмах ФНС России 8 .

Давайте перейдем к экспорту. Какими документами нужно подтверждать нулевую ставку НДС при экспорте?

Перечень представляемых в налоговую инспекцию документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт в государства дальнего зарубежья, предусмотрен Налоговым кодексом 9 . Так, на сегодня тремя обязательными документами, представляемыми одновременно с налоговой декларацией по НДС, являются контракт с иностранным лицом на поставку товаров, таможенная декларация и транспортные (товаросопроводительные) документы с отметками таможенных органов.

Срок отсчитывается с момента попадания товаров под процедуру экспорта

А с какого момента начинается отсчет срока 180 дней для представления документов?

Такой срок, предусмотренный для сбора документов, исчисляется с даты помещения реализуемых товаров под таможенную процедуру экспорта, о чем свидетельствуют отметки таможенного органа, оформлявшего вывоз товаров 10 .

Если документы по экспорту не собраны в срок, нужно начислить НДС

Если компания не соберет нужный пакет документов в указанный срок, по какой ставке начислять и как платить НДС?

Если полный пакет документов не собран в срок, о котором мы говорили, момент определения налоговой базы по экспортируемым товарам привязан к дате отгрузки (передачи) товаров 11 . При этом по вопросу определения даты отгрузки товаров, в том числе при реализации товаров на экспорт, в целях применения НДС можно руководствоваться письмом Минфина России от 28 июля 2011 года № 03-07-09/23. В нем указано, что датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю. В данном случае НДС начисляется по ставкам 18 или 10 процентов с учетом положений пунктов 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса.

Компании-экспорте­ры выставляют счет-фак­туру покупателю не позднее пяти дней со дня отгрузки

Как в таком случае оформить счет-фактуру?

Что касается составления счетов фактур, которые составляют компании при реализации товаров на экспорт, то они выставляются продавцами не позднее пяти дней со дня отгрузки экспортных товаров покупателям 12 . При этом в таких счетах-фактурах ставка НДС указывается в размере 0 процентов независимо от наличия у продавцов товаров документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки НДС. В случае неподтверждения правомерности применения нулевой ставки налога и налогообложения указанных операций по ставкам 18 или 10 процентов ранее выставленные счета-фактуры не корректируются.

Анна Николаевна, а если компания поставляет товары на экспорт и внутри России, как распределить суммы НДС?

Правила ведения раздельного учета сумм НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт, Налоговым кодексом не установлены. Поэтому данный порядок разрабатывается компанией самостоятельно с учетом особенностей деятельности и отражается в приказе по учетной политике организации.
Так, например, некоторые налогоплательщики-экспортеры используют порядок раздельного учета сумм НДС, аналогичный порядку для налогоплательщиков, реализующих как облагаемые, так и не облагаемые НДС товары (работы, услуги) 13 . При этом использование иного порядка не противоречит налоговому законодательству.

Сноски:
1 ст. 147, 148 НК РФ
2 ст. 171, 172 НК РФ
3 Правила, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137
4 ст. 171, 172 НК РФ
5 Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25.01.2008
6 письмо Минтранса России от 24.05.2010 № ОБ-16/5460
7 письмо ФНС России от 08.06.2010 № ШС-37-3/3693
8 письма ФНС России от 17.12.2010 № ШС-37-3/17909, от 29.06.2010 № ШС-37-3/5424
9 п. 1 ст. 165 НК РФ
10 п. 9 ст. 165 НК РФ
11 п. 9 ст. 167, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ
12 ст. 168 НК РФ
13 п. 4 ст. 170 НК РФ

Похожие публикации