Субъекты инвестиционных правоотношений. §2

  • 11. Основные принципы международного частного права.
  • 13. Российское законодательство по международному частному праву.
  • 14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.
  • 3. Страны, где нормы мчп содержатся в кодифицированных актах разной отраслевой принадлежности (межотраслевая кодификация).
  • 15.Роль международных договоров в развитии международного частного права. Участие рф в договорах по международному частному праву. Роль международных договоров в развитии мчп
  • 17.Место lex mercatoria в регулировании трансграничных отношений. Участие невластных субъектов в его формировании. Международное коммерческое право (lex mercatoria)
  • 18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты. Понятие унификации
  • Особенности правого механизма унификации права Особенности правого механизма унификации права
  • Виды унификации
  • Особенности применения унифицированных норм
  • 19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.
  • 20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
  • 21. Понятие и строение коллизионной нормы. Понятие и строение коллизионной нормы
  • Структура и содержание коллизионных норм
  • 22. Виды коллизионных норм. Виды коллизионных норм
  • 23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления. Основные коллизионные принципы.
  • 24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
  • 25. Современные тенденции развития коллизионных норм. Современные тенденции развития коллизионных норм.
  • 27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
  • Проблемы, связанные с применением коллизионных норм Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства
  • 28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения. «Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.
  • 29. Основания и порядок применения иностранного права. Основания и порядок применения иностранного права
  • 30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.
  • 31. Оговорка о публичном порядке.
  • 32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве. Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
  • 33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
  • 34. Взаимность и реторсии в международном частном праве. Взаимность и реторсия
  • Реторсии
  • Взаимность в коллизионном праве
  • 35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве. Гражданская правоспособность физических лиц в мчп
  • 36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.
  • 37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
  • 38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего
  • 39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.
  • Теория инкорпорации
  • Теория оседлости
  • Теория центра эксплуатации
  • Теория контроля
  • «Офшорные» компании
  • 43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.
  • 44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Правовое положение иностранных юридических лиц в России
  • 45. Государство как субъект международного частного права. Государство как субъект мчп
  • 46. Иммунитет государства: понятие, виды.
  • Виды иммунитета в теории и практике государств:
  • Концепции иммунитета государства
  • 47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
  • 48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
  • 49. Международные организации – субъекты международного частного права. Международные организации как субъекты мчп
  • Международные организации как субъекты международного частного права
  • 51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
  • 52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях
  • Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
  • 53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
  • 55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)
  • 56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности. Трансграничная (международная) коммерческая сделка: доктринальное и нормативное понятие; особенности содержания.
  • 58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.
  • 59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)
  • 60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
  • 61. Договор международной купли-продажи товара.
  • 62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г
  • 63. Форма внешнеэкономического договора. Форма внешнеэкономического договора (контракта)
  • 64. Международный финансовый лизнг.
  • 65. Международный факторинг
  • 66. Обычаи международной торговли.
  • 67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. Инкотермс-2010
  • 68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа)
  • Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
  • 69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание. Международные денежные обязательства: понятие, содержание
  • 2 Основных подхода в расчетах:
  • 70. Вексель и чек в международном частном праве. Вексель и чек в международном частном праве
  • 71. Валютные условия внешнеэкономической сделки. Валютные условия внешнеэкономической сделки
  • 72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.
  • Основные термины и понятия
  • 73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.
  • 74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.
  • 75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.
  • 76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.
  • 77. Современные тенденции развития международного деликтного права. Современные тенденции развития международного деликтного права.
  • 78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
  • 79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.
  • 80. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда, причиненного товарами, работами, услугами, недобросовестной конкуренцией, в Российской Федерации.
  • 81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве
  • Понятие и особенности интеллектуальной собственности
  • 82. Международно-правовая охрана авторских прав.
  • 83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации. Авторские права иностранцев в Российской Федерации
  • 84. Международно-правовая охрана смежных прав. Международно-правовая охрана смежных прав.
  • 85. Международно-правовая охрана промышленной собственности
  • 86. Международно-правовая охрана товарных знаков. Международно-правовая охрана товарных знаков
  • 87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках снг.
  • 88. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации. Права российских граждан за рубежом. Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации
  • 89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание
  • 1. Простая
  • 90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.
  • 91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации. Международно-правовое регулирование наследственных отношений
  • 92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи
  • 93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.
  • Правила определения норм, применяемых к конкретным трудовым правоотношениям с участием иностранных граждан
  • 94. Международно-правовое регулирование морской перевозки. Международно-правовое регулирование морской перевозки.
  • 95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки. Международные воздушные перевозки.
  • Международные воздушные перевозки
  • 96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
  • 97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.
  • Понятие международного гражданского процесса
  • 98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
  • Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
  • 100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.
  • Исполнение решений иностранных судов
  • Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда
  • Признание решений иностранных судов
  • Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)
  • 101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
  • 102. Легализация официальных документов: понятие, способы. Легализация официальных документов: понятие, способы.
  • Легализация официальных документов: понятие и способы.
  • 103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.
  • Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
  • 104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
  • 105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.
  • Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды
  • Виды мка: институционный и изолированный
  • 106. Международно-правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража. Единообразные регламенты и типовые законы.
  • 107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг
  • 108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
  • 109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.
  • 53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.

    Иностранные инвестиции - это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции делят на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции - это создание совместных предприятий и предприятий, на 100% принадлежащих иностранным инвесторам. Последние прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Цель прямого инвестирования - максимальная оптимизация использования средств, минимизация налогов и затрат на посредников.

    Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия). Основные моменты, которые предоставляют иностранным инвесторам определенные преимущества1:

    1) возможность репатриации доходов;

    2) возможность осуществления деятельности через филиалы иностранного юридического лица как особую юридическую форму инвестиций.

    В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа - национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях. Руководство по регулированию иностранных инвестиций, разработанное и принятое Мировым банком (1992), предусматривает (ст. 2): "Каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций... Государства будут принимать во внимание, что открытый доступ... (при существовании списка ограниченного числа отраслей и видов деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих оценки условий допуска либо лицензирования) является наиболее эффективным решением проблемы правового регулирования иностранных инвестиций".

    Универсальное международное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции 1965 г. и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

    В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства (гл. IV). В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

    Более действенный способ защиты иностранных инвестиций - это страхование. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) 1985 г. предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА - заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков - это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий).

    Кроме традиционных некоммерческих рисков Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства. В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих рисков.

    Самым гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений - обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставить гарантии беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантии от некоммерческих рисков.

    Двусторонние международные договоры о взаимной защите инвестиций предусматривают взаимную обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (Россия заключила подобные соглашения с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией).

    В Соглашении между СССР и Испанией о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (1990) Россия участвует в порядке международного правопреемства. В соответствии с Соглашением термин "инвестор" означает:

    1) любое физическое лицо, являющееся гражданином или подданным одной из Сторон и правомочное в соответствии с действующим законодательством этой Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Стороны;

    2) любое юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством одной из Сторон, находящееся на ее территории и правомочное в соответствии с действующим законодательством этой Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Стороны.

    Капиталовложения - это любые имущественные ценности, в частности:

    1) акции и другие формы участия в предприятиях;

    2) права, вытекающие из любых вкладов, сделанных с целью создания экономических ценностей;

    3) недвижимое имущество, а также все виды прав, связанных с ним;

    4) права на интеллектуальную собственность (патенты, товарные знаки, наименования мест происхождения товара, фирменные наименования, промышленные образцы, авторские права, технологии и "ноу-хау");

    5) права на осуществление экономической и коммерческой деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, касающиеся разведки, разработки, эксплуатации и сохранения природных ресурсов.

    Каждая из Сторон обеспечивает на своей территории защиту капиталовложений, осуществляемых в соответствии с ее законодательством инвесторами другой Стороны (ст. 4). Каждая из Сторон обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении капиталовложений инвесторов другой Стороны. Такой режим будет не менее благоприятным, чем режим, предоставляемый каждой из Сторон в отношении капиталовложений, осуществляемых на ее территории инвесторами любого третьего государства (ст. 5).

    Любой спор по выбору инвесторов рассматривается:

    1) Арбитражным институтом Стокгольмской торговой палаты;

    2) третейским судом ad hoc, созданным в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.

    При рассмотрении споров третейский суд принимает решения на основе:

    1) положений Соглашения;

    2) национального законодательства Стороны, на территории которой размещены капиталовложения, включая коллизионные нормы права этой Стороны;

    3) норм и общепризнанных принципов международного права.

    Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США).

    В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях - к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.

    Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию - в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).

    Инвестиционное законодательство Новой Зеландии - Закон об иностранных инвестициях (1973), Правила регулирования иностранных капиталовложений (1985), Закон о торговле (1986). Компании - филиалы иностранных фирм, находящиеся на территории Новой Зеландии, по Закону о компаниях (1955) не рассматриваются как национальные предприятия. Порядок их учреждения на территории Новой Зеландии требует согласия Комиссии по иностранным инвестициям. Иностранное лицо должно получить разрешение Комиссии по иностранным инвестициям, если оно намерено:

    1) создать новый бизнес, превышающий 10 млн новозеландских долл.;

    2) приобрести новозеландскую компанию стоимостью свыше 10 млн новозеландских долл.

    Принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования. Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Он предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.

    В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы. Во многих субъектах РФ принято собственное инвестиционное законодательство. Иностранные инвестиции - это вложение принадлежащего иностранному инвестору капитала в промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, облигации, акции, торговлю, образование и другие отрасли на территории РФ в целях получения выгоды. Иностранные инвестиции могут быть в виде денег (в иностранной и российской валюте), ценных бумаг, иного имущества и имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), услуг и информации. Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять в России любые виды деятельности, соответствующие их правосубъектности и не запрещенные законодательством, в том числе приобретать имущественные права.

    Правовой режим иностранных инвестиций и деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан России (национальный режим). Изъятия и ограничения деятельности иностранных инвесторов могут быть установлены только федеральными законами и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности России. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.

    Организации с иностранными инвестициями - это коммерческие организации, в которых иностранное юридическое или физическое лицо обладает более 10% доли в уставном капитале.

    Установлен перечень "неблагоприятных изменений законодательства":

    Изменение размеров ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды;

    Увеличение совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов;

    Установление режима запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций.

    Субъекты международного инвестиционного права устанавливают инвестиционные отношения друг с другом, что позволяет им добиться главной цели: одной стороне, в которую вкладываются инвестиции, достигнуть высокого уровня экономического развития, а другой стороне, вкладывающей инвестиции - получить прибыль и реинвестировать ее на выгодных условиях. Участниками инвестиционных отношений становятся как субъекты международного публичного права, так и национального права- физические и юридические лица, осложнённые иностранным элементом, вступая в такие правоотношения, физические и юридические лица должны иметь в виду, что они входят в особую сферу отношений, находящихся в иной области правового регулирования и связанных с риском. Вопрос о субъектах инвестиционной деятельности реализуется международным публичным правом, международным частным правом и национальным правом государств. Участниками таких правоотношений всё активнее наряду с государствами выступают международные экономические организации. Более того, всё большую роль в международных инвестиционных отношениях играют ТНК, на примере которых выдвигаются доводы о расширении круга субъектов международного публичного права.

    Главными субъектами международного инвестиционного права являются государства, потому что, именно они обла­дают наибольшим объемом прав и обязанностей, в том числе и в сфере инве­стиционных отношений, так как у них гораздо больше реальных возможно­стей в данном конкретном случае для привлечения иностранных инвестиций, их эффективного использования и защиты.

    Государства регулируют иностранные инвестиции, контролируют процесс их вложения, и сами выступают в качестве субъектов гражданско-правовых (договорных) отношений. Как справедливо отмечает Ф. Лаувенфелд. «частный порядок в области международных экономических отношений, который ранее был обычным, уступил место системе, в которой государство стало всепроникающим».

    Общепризнано, что международная правосубъектность не зависит от воли других участников международного общения. Это прямо закреплено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 г., в которой говорится, что "каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств". Проявление уважения к правосубъектности нового го­сударства находит отражение в его признании.



    Качество правосубъектности каждое государство приобретает вне зави­симости от большего или меньшего круга правоотношений, в которых оно участвует или может участвовать.

    Государствам принадлежит центральное место в системе регулирования международных отношений (в том числе международных инвестиционных отношений), так как именно они являются наиболее полновластными и орга­низованными личностями, сосредоточившими в своих руках основные средст­ва воздействия на межгосударственные отношения, и кроме того, они являют­ся главными субъектами управленческой деятельности на мировой арене. Они выполняют роль организаторов как внутренней, так и международной жизни общества, что позволяет им, по мнению И.И. Лукашука, контролировать и на­правлять деятельность других участников международных отношений.

    Международное право отражает тенденцию к усилению и расширению роли государства в регулировании всех видов деятельности, в том числе инве­стиционной.

    Международная правосубъектность государств, участвующих в между­народных отношениях, (в том числе инвестиционных), основывается на ос­новных принципах международного права, действующих в данной сфере: су­веренного равенства, уважения прав, присущих суверенитету; невмешательст­ва во внутренние дела государств; неприменения силы или угрозы ею и др. В то же время, с точки зрения своей содержательной стороны, международная правосубъектность в международных инвестиционных отношениях будет оп­ределяться отраслевыми принципами международного инвестиционного права. Нормы международного права регулируют процесс реализации право­субъектности государств, в том числе в международных инвестиционных от­ношениях.

    Содержание международной правосубъектности определяется реальны­ми правами и обязанностями субъектов права, государства обладают в полной мере комплексом уникальных прав и обязанностей. Основные права и обязан­ности государств вытекают из основных принципов международного права, международно-правовых актов, двусторонних договоров государств, нацио­нального законодательства.



    По мере развития международных инвестиционных связей содержание прав и обязанностей государств расширяется, обогащается. При осуществле­нии своих прав государства ограничены тем, чтобы не нарушать соответст­вующие права и интересы других стран, что является злоупотреблением пра­вами.

    К сожалению, ни в международно-правовых актах, ни в трудах юристов-международников общепризнанного перечня прав и обязанностей государств не приводится. Задачей науки международного права является выявление и классификация этих прав и обязанностей на основе глубокого анализа источников международного инвестиционного права, в первую очередь универсального характера.

    Это является очень важным и потому, что установление круга прав и обязанностей государств стало бы основой для приобретения ими производ­ных прав и обязанностей, и что представляет особый интерес с точки зрения данного исследования - прав и обязанностей государств в области междуна­родных инвестиционных отношений.

    Как справедливо подчеркивает известный специалист в области правосубъектности государств Г.И. Курдюков, «основные права и обязанности яв­ляются главным элементом правового статуса государств. Первоначальное правовое положение государств урегулировано в международных отношени­ях, поскольку основные права и обязанности закрепляются в нормах между­народного права и составляют общий правовой статус государства».

    Элементами правового статуса государств являются также привилегии, иммунитеты, гарантии и международно-правовая зашита статуса государств.

    Специальный (отраслевой) международно-правовой статус государства не исчерпывается только положениями; вытекающими из отраслевых принци­пов, и некоторые инвестиционные права и обязанности возникают из между­народных обычаев.

    Для всех субъектов международного права как коллектив­ных образований характерно органическое единство международной право­способности, т.е., способности иметь права в обязанности, и международной дееспособности, т.е. способности своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести, ответственность за совершенные правонарушения. Существует неразрывная связь между пра­восубъектностью и дееспособностью. При регламентации международно-правового статуса субъекта обычно применяется термин «правоспособность», хотя в его содержании подразумевается их индивидуальный правовой статус.

    Определяющие статус государства нормы реализуются в первую очередь в его правосубъектности, что вытекает из договорных обязательств государств. В международном праве нет ограни­чений для государств приобретать свои права и обязанности посредством ме­ждународных договоров. Венская конвенция о праве международных догово­ров от 23 мая 1969 г. подтверждает такое равноправие государств, декларируя, что «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры» (ст. 6)

    Право заключать международные договоры (договорная правоспособ­ность) является элементом международной правосубъектности, атрибутом субъекта международного права. Участие государств в международном пра­вотворчестве связано не только с принятием обязательств, их выполнени­ем, а так же усилиями в направлении того, чтобы нормы международного права и международные договоры выполнялись всеми его субъектами, т. е. были юридически обеспечены.

    Международная правосубъектность государств проявляется также в его праве на участие в международных организациях. Вступление в члены орга­низации предполагает взятие на себя обязательств по ее уставу, признание полномочий ее органов, принятие участия в голосовании при выработке ее решений.

    Транснациональные корпорации не являются субъектами международного права и, следовательно, международного инвестиционного права, но они квалифицируются некоторыми зарубежными и российскими учёными (Шварценбергер Г., Шумилов В.М., Волова Л.И., Лисица В.Н., Фархутдинов И.З. и др.) как участники (авторы) международных экономических (международных инвестиционных) отношений.

    Следует отметить, что в последние годы ТНК стали играть все большую роль в процессе интернационализации международных связей, в том числе инвестиционных, на примере которых часто выдвигаются доводы о расширении круга субъектов международного публичного права. В то же время нельзя не отметить, что они в первую очередь преследуют цель получить как можно больше прибыли и других преимуществ для себя и не заботятся об экономических интересах государств своего базирования.

    С точки зрения большинства развивающихся стран, существующая система правовой регламентации иностранных инвестиций, во многом отражающая интересы ТНК, не способствует эффективному правовому регулированию капиталовложений. Только четкое правовое регулирование и сохранение контроля над деятельностью ТНК со стороны государств их базирования в условиях сохранения действия довольно либеральных принципов, лежащих в основе системы ГАТТ 1947 г., может снизить отрицательно влияние ТНК на национальную экономику.

    Поэтому, по нашему мнению, необходимо ускорить решение важнейшей проблемы, т.е. установить четкое международно-правовое регулирование деятельности ТНК.

    Некоторые зарубежные ученые специально занимаются исследованием возможностей и форм участия ТНК в международных инвестиционных отношениях.

    А известный специалист в рассматриваемой области Г. Годар даже выделяет в своей статье специальный раздел: «Транснациональные корпорации и новый инвестиционный порядок», в котором тесно связывает деятельность ТНК с иностранными инвестициями.

    Другой исследователь данной проблемы М. Краффт также увязывает напрямую правовой статус иностранных инвестиций с ТНК.

    В науке встречаются различные мнения по вопросу о правовой природе ТНК и их правосубъектности. При решении этого вопроса не следует делать ставку на то, что у ТНК отсутствует надлежащая международная правоспособность.

    При определении правовой природы ТНК нужно учитывать, что деятельность ТНК связана с изменением традиционных подходов к регулированию торговой и инвестиционной деятельности. При этом нужно учитывать, что ТНК способны эффективнее, чем другие субъекты предпринимательской деятельности, распоряжаться мировыми запасами природных ресурсов.

    Ряд специалистов доказывает, что функционирование ТНК не вступает в противоречие с довольно либеральными принципами ГАТТ 1947 г.. На самом деле такое утверждение не подкреплено практикой, в действительности ТНК нередко действуют в нарушение норм международного права, хотя они должны соблюдать принципы и нормы ГАТТ, которые являются довольно прогрессивными и получили поддержку многих государств.

    Все это говорит о необходимости разработать нормы, регулирующие поведение ТНК в рамках ООН и других международных организаций.

    Для этого были созданы специальные органы, занимающиеся исследованием статуса ТНК: Центр ООН по транснациональным корпорациям; Комиссия ООН по транснациональным корпорациям; Отдел международных инвестиций, транснациональных корпораций и технологии ЮНКТАД; Комиссия по международным инвестициям и транснациональным корпорациям Совета по торговле и развитию ЮНКТАД и др.

    Перед ними стояли существенные задачи: 1) разработать несколько так называемых «кодексов поведения»; 2) выработать единообразные нормы, регулирующие иностранные инвестиции; 3) уточнить соотношение прямых и портфельных инвестиций; 4) определить воздействие прямых иностранных инвестиций на развитие производства в принимающих странах и выявить их влияние на развитие конкуренции в этих странах. Разработка «Кодексов поведения» представляет собой особую форму нормотворчества, так как они являются актами, имеющими рекомендательный характер и регулирующими очень специфические вопросы. Цель этих «кодексов» - конкретизировать принципы и нормы международного экономического права, а особенность их состоит в том, что они оказывают и будут оказывать влияние на национальное право государств.

    Новшество «кодексов» заключается в том, что они представляют собой согласованные на многостороннем уровне правила, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, что способствует кодификации норм их поведения, в то время как разработанные ранее принципы международного права определяли обязательства только принимающих инвестиции государств.

    Но в связи с этим возникла проблема выработки механизмов обеспечения реального соблюдения данных «кодексов» транснациональными корпорациями.

    Однако, некоторые «кодексы» поведения, разрабатывавшиеся в ООН, так и остались проектами. Наиболее приемлемым является проект Кодекса поведения транснациональных корпораций. Хотя в ходе длительных переговоров удалось найти компромиссное решение по большинству его положений, он все-таки не был принят. Одной из причин этого было то, что не удалось устранить противоречия между интересами государств - экспортеров и импортеров капитала, обусловленные тем, что они преследует разные цели и стремятся достигнуть различных результатов.

    И все же, разрабатывая проект Кодекса поведения транснациональных корпораций, государства стремились к устранению различий между нормами национальных законов, регулирующих иностранные инвестиции.

    Специальные принципы международного инвестиционного права.

    Важное значение для определения юридической природы международного инвестиционного права имеют его отраслевые принципы, которые призваны обеспечить равноправное учас­тие всех государств в международных инвестиционных отноше­ниях, способствовать эффективной реализации их правоспо­собности, стать надежным средством обеспечения стабильнос­ти и надежности межгосударственных инвестиционных свя­зей, содействовать справедливому решению инвестиционных споров.

    В настоящее время в рамках международного инвестици­онного права в результате его развития сложилась определен­ная система отраслевых принципов, регулирующих междуна­родное сотрудничество в инвестиционной сфере. К ним отно­сятся принципы развития международных инвестиционных отношений: либерализации международных инвестиционных отношений; обязанности для государств содействовать разви­тию международных инвестиционных отношений; государ­ственного и международного контроля за движением инвести­ций; ненанесения ущерба инвестициями экономике принима­ющей страны; «территориальности» регулирования иностран­ных инвестиций; недискриминации; наиболее благоприятствуемой нации; принцип предоставления национального режима иностранным инвестициям.

    В.М. Шумилов добавляет к названным следующие прин­ципы: устранения двойного налогообложения; свободы приме­нения защитных мер при импорте инвестиций; свободы экс­порта инвестиций.

    Из содержания отраслевых принципов вытекает, что го­сударства не должны нарушать права других стран на осуще­ствление и развитие инвестиционных отношений, они обяза­ны руководствоваться этим при разработке норм национально­го законодательства в данной области. Эти принципы в силу их важности и высокого уровня нормативного обобщения охватывают своим регулятивным воздействием приоритетные для государств инвестиционные отношения и являются право­вой основой формирования и развития инвестиционного права как подотрасли международного экономического права.

    Юридическое содержание отраслевых принципов между­народного инвестиционного права определяется на основе анализа соответствующих международно-правовых актов, ко­торый свидетельствует о возрастании системного, комплекс­ного регулирования международных инвестиционных отноше­ний.

    Отраслевые принципы международного инвестиционного права выступают как внутренне согласованная система. Дан­ное качество предопределяет перспективу укрепления на их основе внутреннего единства международного инвестиционно­го права. Существует устойчивая связь между отраслевыми принципами международного инвестиционного права при на­личии самостоятельного нормативного содержания в каждом из них.

    Нормативная основа отраслевых принципов укрепляется в результате их многократного подтверждения в договорах и решениях международных организаций.

    Юристы-международники развивающихся стран трактуют содержание отраслевых принципов инвестиционного права, исходя из интересов принимающей инвестиции стороны. Юристы развитых в экономическом отношении государств либо избегают анализа отраслевых принципов, либо подверга­ют критике отдельные из них. Некоторые западные юристы принижают роль отраслевых принципов международного эко­номического права вообще и международного инвестиционно­го права, в частности.

    Особенности отношений между иностранным инвестором, получателем иностранных инвестиций, страной - получателем иностранных инвестиций и страной иностранного инвестора зачастую ведут к сложному правовому регулированию как самих отношений между указанными субъектами, так и подходов к разбирательству споров между ними. Проблема выбора права, применимого к материальным и процессуальным аспектам взаимоотношений в рамках инвестиционного процесса с участием иностранного инвестора, означает автономию сторон в выборе применимого материального права и права, относящегося к разбирательству спора. Участие иностранного инвестора в инвестиционном процессе влияет на особенности разбира тельства споров.

    Под инвестиционным правоотношением предлагается понимать общественное отношение, возникающие в связи с вложением и реализацией инвестиций, стороны в котором связаны юридическими правами и обязанностями, регламентируемыми инвестиционным законодательством и обеспечиваемыми системой государственных - гарантий и санкций.

    Как и любое правовое отношение, инвестиционное правоотношение имеет соответствующий состав (структуру), те. внутреннее устройство, позволяющее рассматривать это отношение как сложную систему, элементами которой являются объект правоотношения, субъекты правоотношения и его содержание.

    Объектом инвестиционных, правоотношений выступает предполагаемая прибыль, либо иной полезный результат, являющаяся целевой, установкой, определяющей поведение субъектов инвестиционной деятельности.

    В качестве субъектов инвестиционных правоотношений могут выступать физические и юридические лица (в том числе иностранные), а также. государства и международные организаций: Особенность перечисленных участников правоотношений заключается в том, что они выступают субъектами инвестиционной деятельности, а их место и роль в системе инвестиционной деятельности регламентируется инвестиционным законодательством. В Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности, в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в качестве субъектов инвестиционной деятельности определяются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.



    Инвесторы - это субъекты инвестиционных правоотношений осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о. совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица; объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

    Заказчики - это уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других субъектов инвестиционных отношений, если иное не предусмотрено договором между ними.

    Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии С Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Пользователи объектов капитальных вложений - это физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

    Субъективное права в данном случае - это мера возможного поведения субъекта инвестиционной деятельности определенная правовой нормой. Так, например, Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» весьма четко определяет субъективные права инвесторов. В законе, в частности, указывается, что инвестор как субъект инвестиционных правоотношений вправе осуществлять инвестиционную деятельность; самостоятельно определять объем и направлений капитальных вложений, а также заключать договор с другими Субъектами инвестиционной деятельности; владеть, пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление капитальных вложений и на их результаты; осуществлять контроль за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений и т.д. Но кроме возможности действовать определенным образом структура субъективного права, или его строение, включает и такие элементы, как возможность требовать от другой стороны соответствующего поведения и возможность прибегнуть к защите со стороны государства в случае неисполнения другой стороной своих юридических обязанностей.

    Юридическая обязанность как составляющая юридического, содержания правоотношения неразрывно связана с субъективным правом. Наличие корреспондирующей субъективному праву юридической обязанности, по сути, конституирует первое. Если у инвестора в соответствии с законодательством существует право владеть пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений, то подразумевается наличие у других субъектов инвестиционных правоотношений обязанности не препятствовать этому субъективному праву и не умалять его.

    Обязанности, субъектов инвестиционных правоотношений определяются в действующем законодательстве. Субъекты обязаны: осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами. нормами и правилами); исполнять требования. предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации; использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

    Таким образом, необходимо разделять такие самостоятельные понятия как: инвестиционная деятельность инвестиции (иностранные инвестиции ) – инвестор (иностранный инвестор). В совокупности их реализации названные категории образуют инвестиционные правоотношения , то есть - отношения, складывающиеся по поводу капиталовложения иностранными инвесторами на территории Российской Федерации в виде объектов и прав.

    Общая характеристика правового регулирования

    Понятие инвестиционной деятельности не является устоявшимся, нет однозначного подхода к пониманию инвестиционной деятельности. Как правило, экономисты понимают под инвестиционной деятельностью деятельность, связанную с затратами на производство, накопление средств производства и увеличение материальных запасов. По существу, это вложение капиталов или иных материальных ресурсов с целью получения экономического или иного социального эффекта.

    Такое понятие юристов, как правило, не устраивает, а потому наш законодатель в этом плане всегда отличался педантичностью.

    ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" понимает инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

    ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" понимает под инвестициями уже вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

    Таким образом, сам законодатель еще не определился с понятием "инвестиции". Многообразие понятий, подходов к этой категории вызывает и следующий шаг - классификацию:

    · в зависимости от объекта вложения выделяют реальные (как правило, в форме капитальных вложений в реальный сектор экономики) и финансовые инвестиции (вложение ресурсов, ориентированное на различные финансовые инструменты);

    · также выделяют инвестиции спекулятивного характера и инвестиции, ориентированные на долгосрочные вложения;

    · по форме собственности выделяют частные инвестиции и публичные инвестиции;

    · по целям инвестирования выделяют прямые инвестиции (с целью управления объектом, в который вкладываются средства) и портфельные инвестиции (с целью получения доходов от вложенных средств);

    · по характеру использования инвестируемого капитала выделяют первичные инвестиции (вложение капитала, осуществляемое как за счет собственных, так и за счет привлеченных средств), реинвестиции (вторичное использование капитала, который получен в результате использования первичных инвестици) и дезинвестиции (высвобождение инвестированного капитала без последующего использования в инвестиционных целях).

    Система российского инвестиционного законодательства

    Оно имеет весьма сложную структуру, комплексный характер (акты частно-правового характера и публично-правового характера).

    Это ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений", ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ", ФЗ "О недрах", ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", ФЗ "Об инвестиционных фондах", ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов", ФЗ "Об особых экономических зонах", ФЗ "О концессионных соглашениях". В части не противоречащей "всему и вся" сохраняет свое действие и Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".

    Со вступлением в ВТО для России будут действовать многочисленные соглашения, например, соглашение ТРИМС.

    Также к источникам стоит отнести судебную практику: постановления Президиума ВАС РФ №51 по строительному подряду, №56 по договорам об участии в строительстве, №58 по защите иностранных инвесторов, а также обобщение практики ВС РФ по спорам с организациями, привлекающими средства граждан при строительстве многоквартирных домов.

    Такая система российского инвестиционного законодательства является нестройной. Можно было бы обойтись и без нее, регулируя инвестиционную деятельность посредством норм ГК РФ. Меры же поддержки могут содержаться в НК РФ и иных актах публичных отраслей права. Тогда не нужно было бы "придумывать" отдельную отрасль права.

    Определенный массив нормативного материала имеется и на уровне субъектов РФ.

    Субъекты инвестиционных правоотношений

    Однозначного понятия "инвестор" нет (по мнению Городова, его и быть не может). Субъектами инвестиционных правоотношений могут выступать все лица гражданского права (физические, юридические лица, публичные образования).

    Публичные субъекты играют ключевую роль в инвестиционной деятельности в РФ.

    В юридической литературе проводят классификацию субъектов:

    · организаторы инвестирования;

    · инвесторы;

    · субъекты инвестиционной деятельности;

    · профессиональные участники рынка инвестиций.

    Инвестиционные договоры

    Вопрос об инвестиционных договорах также является достаточно спорным в юридической литературе. Выделяют три направления:

    · инвестиционные договоры как гражданско-правовая категория;

    · инвестиционные договоры как публично-правовая категория;

    Дискуссия предопределена сложным характером отношений, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности. По этой причине и практика заключения инвестиционных соглашений неоднозначна (опирается на самые разнообразные инструменты, которые, в свою очередь, определяются соответствующим законодательством).

    Примером инвестиционного договорая является соглашение о разделе продукции, который является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями ФЗ "О соглашении о разделе продукции".

    Вторая разновидность инвестиционных договоров - договор о долевом участии в строительстве многоквартирных домов (правовой основой является соответствующий закон). По договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

    Еще одной формой является концессионное соглашение. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

    Некоторые специалисты в области инвестиционного права выделяют (без должных к тому оснований) в качестве инвестиционных договоров лизинговые соглашения и договоры коммерческой концессии.

    Специальный характер отношений складывает в области деятельности специальных субъектов, участвующих в инвестиционных процессах. К их числу относятся лица, которые организуют инвестиционные фонды (см. ФЗ "Об инвестиционных фондах").

    Под инвестиционным фондом понимается находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

    Акционерный инвестиционный фонд - это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные ФЗ "Об инвестиционных фондах", и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд". В данном понятии грубо нарушены правила логики: понятие "акционерный инвестиционный фонд" не является видовым по отношению к понятию "инвестиционный фонд" (юридическое лицо и имущественный комплекс).

    Паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

    Выделяют:

    · открытые ПИФы - в их правилах доверительного управления содержится условие о наличии у владельца инвестиционного пая (ценной бумаги, удостоверяющей право долевой собственности) права в любой рабочий день требовать от управляющей компании погашения всех принадлежащих ему инвестиционных паев (тем самым прекращается договор доверительного управления) или их части;

    · интервальные ПИФы - их правилах доверительного управления содержится условие о наличии у владельца инвестиционного пая права в течение срока, установленного правилами доверительного управления требовать от управляющей компании погашения всех принадлежащих ему инвестиционных паев или их части;

    · закрытые ПИФы - их правилах доверительного управления содержится условие об отсутствии у владельца инвестиционного пая права требовать от управляющей компании прекращения договора доверительного управления ПИФом до истечения срока его действия.

    Управляющая компания ПИФа несет перед владельцами паев ответственность в размере реального ущерба в случае причинения им убытков. Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, взыскание может быть обращено только на собственное имущество управляющей компании.

    Управляющая организация также имеет свое обособленное имущество, не входящее в состав ПИФа, существуя в формах ООО, ЗАО, ОАО. Их правоспособность является специальной: деятельность может совмещаться только с деятельностью по управлению ценными бумагами, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ о рынке ценных бумаг.

    Для управляющей компании установлены и иные определенные ограничения, в том числе, по вопросу единоличного исполнительного органа.

    Управляющая компания вправе осуществлять инвестирование собственных средств, совершать сделки по передаче имущества в пользование, а также оказывать консультационные услуги в области инвестиций при соблюдении требований нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по предупреждению конфликта интересов.

    Управляющая компания не вправе распоряжаться активами акционерного инвестиционного фонда или имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, без предварительного согласия специализированного депозитария, за исключением сделок, совершаемых на торгах фондовой биржи или иного организатора торговли на рынке ценных бумаг и прочее. В целом ограничений на деятельность управляющих компаний достаточно много.

    В этой области мы идем по западным моделям; соответственно, и законодательство построено не на нашей практике, а на зарубежной. Несмотря на это, модель прижилась.

    Проблемы экономики и юридической практики

    9.6. ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР КАК УЧАСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Никитина Анна Александровна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права Место работы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

    [email protected]

    Ракитянский Роман А., магистр кафедры гражданского права

    Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

    [email protected]

    Аннотация: авторами проводится подробный анализ правового понятия иностранный инвестор. Сделан вывод, что для определения того, кем является иностранный инвестор необходимо определить его национальность и степень его подконтрольности третьим лицам. Несмотря на то, что однозначное определение иностранного инвестора не может быть дано в силу разнообразия признаков, присущих данной категории лиц - есть некоторые общие признаки позволяющие ответить на вопрос - является ли данное лицо иностранным инвестором.

    Ключевые слова: иностранный инвестор, международные инвестиции, теория контроля, субъекты международных инвестиционных отношений, двустороннее регулирование инвестиций.

    FOREIGN INVESTOR AS PARTICIPANT OF THE INTERNATIONAL INVESTMENT RELATIONSHIPS

    Nikitina Anna A., PhD in law, Assistant Professor, Department of civil process Work place: Rostov State University of Economics (RSUE)

    annanikitina.1981@mail. ru

    Rakityanskiy Roman. A., master

    Study place: Rostov State University of Economics (RSUE)

    [email protected]

    Annotation: the author carries out a detailed analysis of the legal term the foreign investor. It is concluded that to determine who a foreign investor is, it is necessary to define its nationality and degree of its control over third parties. Despite of that, the fact that an unambiguous definition of a foreign investor can"t be given due to the variety of features inherent this category of persons - there are some general signs allowing to answer the question - whether this person is a foreign investor.

    Keywords: foreign investor, international investments, theory of control, subjects of the international investment relations, bilateral regulation of investments.

    В любом правоотношении существуют субъекты данных отношений - субъекты права. Под субъектами права обычно понимаются лица, наделенные правоспособностью - физические и юридические. Субъекты права всегда выступают в качестве лиц, обладающих конкретных, предусмотренных законом, прав и обязанностей. Каждое отдельно взятое государство на правах суверена само очерчивает круг субъектов правоотношений, а также их содержание. Например, Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» указывал, что одним из субъектов деятельности по капиталовложениям (инвестиции) признаются инвесторы, осуществляющие вложения собственных или заемных средств в экономику. Форма вложения была обозначена как «инвестиция», а инвесторы должны были обеспечить её целевое использование. Сегодня в Российской Федерации под инвестором понимают лицо, которое может являться иностранным субъектом предпринимательской деятельности, решившее осуществить инвестирование определенного вида на территории РФ (либо конкретного субъекта на её территории).

    Иностранный инвестор - это основной субъект межгосударственных инвестиционных отношений. Инвестор является лицом, осуществляющим вложение капитала на территории государства-реципиента инвестиций (далее - государство-реципиент). Обстоятельства, касающиеся определения круга

    лиц, которые могут быть признаны иностранными инвесторами, крайне важны и выступают причиной особого практического значения в вопросе правового регулирования иностранных инвестиций. Данные обстоятельства выражены в:

    1. Возможности осуществления предпринимательскую деятельность на территории государства-реципиента;

    2. Предоставлении иностранному инвестору прав и льгот, которые предусмотрены национальным законодательством, а также международными договорами. Примером может выступить сравнение национального и иностранного инвесторов, в части возможности обладания правом на обращение в международный арбитраж в случае спора между инвестором и государством-реципиентом - в некоторых двусторонних соглашениях о поощрении и защите капиталовложений указанное право закреплено только за иностранным инвестором.

    3. Установление международными договорами и национальным законодательством изъятий ограничительного характера из общего режима деятельности иностранного инвестора.

    В данный момент Российская Федерация является участницей большого количества соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Данные соглашения чаще всего носят форму двусторонних соглашений (далее - двусторонние инвестиционные соглашения). Анализ данных соглашений

    Никитина А. А., Ракитянский Р. А.

    ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР КАК УЧАСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

    позволяет прийти к выводу о том, какие именно лица подразумеваются под термином «инвестор»:

    1. Юридические лица, которые создаются или учреждаются в соответствии с законодательством государства-стороны договора.

    В ряде двусторонних инвестиционных соглашений содержится принцип местонахождения на территории одной из договаривающейся сторон.

    2. Физические лица - граждане государств, которые являются ими в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами государства-стороны в договоре. Таким образом, общим признаком для признания того или иного физического лица иностранным инвестором будет являться признак гражданства в государстве-участнике двустороннего инвестиционного соглашения. В некоторых случаях наряду с гражданами иностранным инвестором может выступить лицо, постоянно проживающее на территории такого государства.

    Особый интерес представляет определение иностранного инвестора, данное в соглашениях инвестиционного характера, стороной которых выступают Соединенные Штаты Америки (далее - США). Компания, которая осуществляет свою деятельность на территории одной из сторон двустороннего инвестиционного соглашения, представляет собой любую компанию или государственное предприятие, которое правомерно учреждено в соответствии с законодательством государства-стороны договора, с целью или без цели извлечения прибыли и вне зависимости от формы собственности (частная или государственная). Указанное определение интересно тем, что помимо упомянутых выше двух признаков (определяющих иностранного инвестора), оно выделяет ещё два:

    1. Цель создания компании - получение прибыли или без неё;

    2. Выделение элемента контроля - вне зависимости от формы собственности - частная или государственная (а также вне зависимости от государственного или частного объема долей в капитале компании) - такое лицо будет являться иностранным инвестором.

    Ряд двусторонних инвестиционных соглашений содержит различные критерии контроля. К примеру, если обратиться к двустороннему инвестиционному соглашению между Российской Федерацией и Республикой Филиппины, то в нём закреплено интересное положение. Согласно данному документу, иностранными инвесторами (в отношении Филиппин) признаются компании (организации), созданные не в поле законодательства Филиппин, но которые реально контролируются её гражданами или компаниями, созданными по законам Филиппин.

    Если говорить в общем о подходе к определению «иностранный инвестор», то в научной литературе выработан подход, основанный на теории инкорпорации - т.е. на теории определения личного статута и национальности юридического лица. Российская Федерация, при заключении двусторонних инвестиционных соглашений, также использует данный критерий.

    Авторы считают необходимым дать следующее определение инвестора - это иностранное физическое или юридическое лицо, или иной субъект инвестиционных правоотношений (государство и иные публично-властные образования, международная организация), осуществляющее инвестиции на территории государства-реципиента. Важным элементом, однако,

    является тот факт, что инвестор должен быть именно иностранным лицом.

    Определение национальности иностранного инвестора являет собой проблему в первую очередь потому, что в условиях международной деятельности компании и организации чаще всего имеют формальную регистрацию в юрисдикции одного государства (чаще всего с льготным налогообложением) - а фактически подконтрольны гражданам (или компаниям) третьего государства (либо даже гражданам государства-реципиента). Shell companies - именно такое название получили в инвестиционное праве компании, которые зачастую практически не имеют имущества, не занимаются ведением предпринимательской деятельности по месту регистрации, а лишь владеют ценными бумагами или другими активами той или иной компании (компаний).

    На наш взгляд, в связи с вышесказанным наиболее проблематичной представляется практика применения теории контроля. Критерий контроля широко известен в международной договорной практике. Примером данного критерия может служить «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государственными членами - с другой стороны», а именно: «Компания, например, считается «контролируемой» другой компанией, и, таким образом, дочерней компанией этой другой компании, если:

    Этой другой компании принадлежит прямо или косвенно большинство голосов;

    Эта другая компания имеет право назначать или отстранять большинство состава административного органа, органа управления или органа наблюдения, ив то же время является обладателем доли или участником дочерней компании».

    Перечисленные критерии не могут, однако, считаться исчерпывающими. Есть множество обстоятельств и факторов, от которых зависит разрешение вопроса контроля в каждом конкретном случае. Критерий контроля зачастую используется в интересах национальной экономической политики для регулирования баланса интересов в экономике. Например, в уже упоминавшемся двустороннем инвестиционном соглашении между РФ и США критерий контроля используется в целях «сужения» сферы применения данного договора: «принимающее государство вправе отказать компании другой Договаривающейся Стороны в предоставлении преимуществ по этому соглашению в двух случаях:

    1. Если такая компания контролируется гражданами иного третьего государства и не ведет существенной предпринимательской деятельности на территории другой Договаривающейся Стороны;

    2. Если такая компания контролируется гражданами третьего государства, с которым принимающее государство не поддерживает нормальных экономических отношений».

    Двустороннее соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт своим содержанием определяет капиталовложения, прямо или косвенно контролируемые инвесторами. Косвенно контролируемыми инвестициями, по смыслу данного соглашения, следует понимать «инвестиции, которые осуществляются инвесторами одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны, при посредничестве третьего государства».

    Национальное законодательство об иностранных инвестициях в последние годы также стало всё более подвержено влиянию теории контроля. Страна-реципиент инвестиций

    Проблемы экономики и юридической практики

    устанавливает новые нормы правового регулирования, которые ограничивают общий режим деятельности иностранных инвесторов на её территории в рамках правового поля. Примером может служить ФЗ РФ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». [ 9 ]

    Этот закон установил изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов. В частности, закон установил, что «совершение сделок, иных действий, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора за хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение..., допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких действий. с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением инвестиций в РФ.».

    Вышеуказанный закон вводит ограничения на любые сделки, результатом которых будет установление контроля иностранного инвестора над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны. ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» вводит 46 видов предпринимательской деятельности, имеющих стратегическое значение для безопасности государства. Контроль же заключается в следующем:

    1. Иностранный инвестор имеет возможность через третьих лиц влиять (или даже определять) решения, которые принимаются компанией;

    2. Иностранный инвестор имеет возможность заключить с компанией договор, по которому он будет исполнять в отношении него функции управляющего;

    3. Иностранный инвестор может владеть 10% (и более) общего количества голосующих акций уставного капитала компании, которая осуществляет пользование участками недр федеральной земли и имеет стратегическое значение;

    4. Иностранный инвестор имеет право в назначении единоличного органа и (или) 10% и более состава коллегиального исполнительного органа компании.

    Двойственность теории контроля заключается в том, что на современном уровне межгосударственного развития и взаимодействия каждое государство обладает тем или иным набором свойств, которые можно назвать катализатором инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории таких государств. Вместе с этим, как уже отмечалось, всё большее количество государств идут по пути установления изъятий ограничительного характера. Основной приток капитала всегда направляется в отрасли, где присутствует наибольшая отдача от произведенных инвестором вложений. И понятно, что инвесторы всегда нацелены на вложения именно в такие отрасли. И государству в таком случае следует ответить на вопрос: в каком объёме допустить иностранного инвестора в данный сектор экономики, а где необходимо данную деятельность подвергнуть дополнительному регулированию и ограничению. Также следует учитывать, что на осуществление инвестиций всегда оказывает влияние огромное количество факторов: наличие природных ресурсов, наличие устойчивых связей внутри страны и с сопредельными государствами, развитость производственной инфраструктуры - и даже менталитет граждан такого государства.

    Подводя итог, следует сказать, что иностранный инвестор, выступая в международных инвестиционных отношениях как основополагающий элемент, определяется совокупностью признаков: условий и критериев, которые предъявляются к нему. Данные условия и критерии предъявляются к инвестору не только государством-реципиентом, но и государством, гражданином которого он является (или правом которого определяется его личный закон). Набор критериев в каждом государстве неодинаков. Кроме того, «различия в правовом регулировании разных сфер экономической деятельности в государствах-реципиентах инвестиций, где доля участия иностранного капитала ограничивается вполне соразмерно проводимой в этом государстве экономической политике, не позволяет сформулировать такого определения, которое отвечало бы требованиям полноты, достаточности, неоспоримости и законченности».

    Подводя итог, следует отметить, что диапазон возможных и используемых определений инвестора очень широк. Но, не смотря на это, есть общие признаки, которые можно выделить, и, опираясь на них, определить - кто перед нами - иностранный инвестор или иное лицо:

    1. Физическое лицо должно обладать признаком наличия гражданства страны иной, чем государства-реципиента инвестиций;

    2. Юридическое лицо должно обладать признаком учреждения (создания) в соответствии с правом иностранного государства.

    Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,39%.

    Список литературы:

    1. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Издательство БЕК, 2004. - 314с.

    2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезия о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в Джакарте 06.09.2007) // СПС Консультант Плюс.

    3. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Канады о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Москве 20.11.1989) // СПС Консультант Плюс.

    4. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Канады о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Москве 20.11.1989) // СПС Консультант Плюс.

    5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Филиппины о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Москве 12.09.1997)// СПС Консультант Плюс.

    6. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» (заключено на о. Корфу 24 апреля1994 г.) // СПС Консультант Плюс.

    7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о содействии капиталовложениям (заключено в г. Вашингтоне 03.04.1992)// СПС Консультант Плюс.

    8. Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (заключено в Москве 09.02.1999) // СПС Консультант Плюс.

    9. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // СПС Консультант Плюс.

    10. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // СПС Консультант Плюс.

    11. Тадевосян Г.Г. Понятие «Иностранный инвестор». Актуальные проблемы Российского права: ФГООУВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина», 2009. - С. 504-511.

    Похожие публикации