Сельские поселения. Городское и сельское поселение Состоит в том что сельский

  • Понятие и сущность местного самоуправления
    • Понятие местного самоуправления
      • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
      • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
      • Местное самоуправление как форма народовластия
    • Природа местного самоуправления
    • Понятие и система принципов местного самоуправления
    • Функции местного самоуправления
  • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
    • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципально-правовые нормы и отношения
    • Источники муниципального права
  • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
    • Источники науки муниципального права
    • Муниципальное право как учебная дисциплина
  • История развития местного самоуправления в России
    • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
    • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
    • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
    • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
    • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
    • Система Советов в постреволюционной России
    • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
      • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
        • Задачи, стоявшие перед законодателем в области административной реформы
        • Современные задачи в сфере законодательного регулирования местного самоуправления
  • Правовая основа местного самоуправления в России
    • Понятие правовой основы местного самоуправления
    • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
    • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
    • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
    • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления в России
    • Понятие территориальных основ местного самоуправления
    • Территория и земли муниципального образования
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Преобразование муниципальных образований
    • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
  • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
    • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
    • Муниципальное имущество
    • Местные финансы
    • Местный бюджет
      • Местные налоги и сборы. Налоговые поступления в местные бюджеты
  • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
    • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
    • Местный референдум
    • Муниципальные выборы
    • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
  • Органы местного самоуправления
    • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
    • Представительный орган муниципального образования
    • Правовой статус главы муниципального образования
    • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
    • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
    • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
  • Муниципальная служба
    • Понятие муниципальной службы
    • Понятие муниципальной должности муниципальной службы
    • Правовой статус муниципального служащего
    • Прохождение муниципальной службы
  • Гарантии местного самоуправления
    • Понятие и система гарантий местного самоуправления
    • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
    • Судебная защита местного самоуправления
    • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
  • Компетенция местного самоуправления
    • Понятие компетенции местного самоуправления
    • Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
    • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
  • Ответственность в системе местного самоуправления
    • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
    • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
    • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
    • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
    • Англосаксонская модель местного самоуправления
    • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
    • Модель местного самоуправления смешанного типа

Территория и земли муниципального образования

В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения. Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую этому муниципальному образованию на праве собственности.

В связи с тем, что Федеральный закон от 2003 г. четко определил пять видов муниципальных образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика.

1) Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

В п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

А в состав территории сельского поселения, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона, могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).

Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

2) В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления.

3) Территория городского округа - это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Федерации наделено статусом городского округа.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ не является частью муниципального района.

4) Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Что касается размеров территории муниципальных образований, то в самом Законе точных требований, естественно, не содержится, но указано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований.

Можно сделать вывод о том, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 километров. А примерный радиус муниципального района - 40-50 километров. Конечно, это примерные размеры, и на практике территория муниципального образования может иметь иные параметры.

Указанные выше требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Достаточно важными критериями территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района являются платность и численность населения.

Естественно, без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации - муниципальном образовании.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения. На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и межселенные территории между ними. На территориях с высокой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования без межселенных территорий.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

Пересмотр статуса территорий с низкой и высокой плотностью населения, согласно Федеральному закону № 131 ФЗ, может производиться не чаще 1 раза в 5 лет.

На сегодняшний день средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 человека на км 2 . Следовательно, плотность сельского населения на территориях с низкой плотностью составляет примерно 0,75 человека на км 2 , а плотность сельского населения на территориях с высокой плотностью - не менее 9 человек на км 2 .

  • выполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к составу и размерам территории муниципального образования, численности населения;
  • максимально возможный учет наличия инфраструктуры, необходимой для решения вопросов местного значения и исполнения возложенных государственных полномочий;
  • учет источников доходов, необходимых для формирования доходной базы местных бюджетов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2003 г. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения . Данную конструкцию нормы закона нельзя признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан, исходя из буквы закона.

исчерпывающий перечень земель, составляющих территорию поселения, но это не так. Кроме того, в Федеральном законе нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены земли муниципальных образований.

В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим.

Земли городских и сельских поселений - это земли, находящиеся в пределах этих поселений, в основном - в пределах населенных пунктов. В их составе, как правило, находятся: земли, предназначенные для проживания и социально-культурного обслуживания населения; промышленные земли; рекреационные земли; земли общего пользования; земли, предназначенные для развития поселений; земли для захоронений; иные земли .

При этом в состав территории поселения, как мы отметили ранее, входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

На территории муниципального района, состоящего из нескольких поселений и межселенной территории, помимо перечисленных видов земель находятся земли сельскохозяйственного назначения.

Нужно понимать, что четко разделить земли по видовому признаку в границах конкретного муниципального образования чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в границах одного муниципального образования не может быть, сразу всех перечисленных на ми видов земель.

Как отмечали И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов, «надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия «муниципальная территория» и «муниципальные земли», определяя их разный правовой режим. Понятие «муниципальная территория» служит для обозначения пространственных рамок осуществления (...) местного самоуправления... Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований» 3 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Норма, 2000. С. 146. .

Население современной России проживает в основном в городах. В дореволюционной России преобладало сельское население, в настоящее время доминирует городское (73%, 108,1 млн человек). Вплоть до 1990 г. в России наблюдался постоянный рост городского населения , способствующий быстрому увеличению его удельного веса в населении страны. Если в 1913 г. на долю городских жителей приходилось лишь 18%, в 1985 г. — 72,4%, то в 1991 г. их число достигло 109,6 млн человек (73,9%).

Главным источником неуклонного роста городского населения в советский период служил приток сельских жителей в города вследствие перераспределения между и сельским хозяйством. Важную роль в обеспечении высоких темпов ежегодного прироста городского населения играет преобразование некоторых сельских поселений в городские с изменением их функций. В гораздо меньшей степени городское население страны росло за счет естественного прироста населения городов.

С 1991 г. впервые за много десятилетий в России началось сокращение численности городского населения . В 1991 г. численность городского населения уменьшилась на 126 тыс. человек, в 1992 г. — на 752 тыс. человек, в 1993 г. — на 549 тыс. человек, в 1994 г. — на 125 тыс. человек, в 1995 г. — на 200 тыс. человек. Таким образом, за 1991-1995 гг. сокращение составило 1 млн 662 тыс. человек. В итоге доля городского населения страны снизилась с 73,9 до 73,0%, но к 2001 г. поднялась до 74% при численности городского населения 105,6 млн чел.

Наибольшее абсолютное сокращение городского населения произошло в Центральном (387 тыс. человек). Дальневосточном (368 тыс. человек) и Западно-Сибирском (359 тыс. человек) районах. По темпам интенсивности сокращения лидируют Дальневосточный (6,0%), Северный (5,0%) и Западно-Сибирский (3,2%) районы. В азиатской части страны абсолютные потери городского населения в целом больше, чем в европейской (836 тыс. человек, или 3,5%, по сравнению с 626 тыс. человек, или 0,7%).

Тенденция роста доли городского населения сохранилась вплоть до 1995 г. лишь в Поволжском, Центрально-Черноземном, Уральском, Северо-Кавказском и Волго-Вятском районах, причем в двух последних районах прирост городского населения за 1991-1994 гг. был минимальным.

Основные причины сокращения городского населения в России :

  • изменившееся соотношение миграционных потоков, прибывающих в городские поселения и выбывающих из них;
  • сокращение в последние годы числа поселков городского типа (в 1991 г. их число составило 2204; к началу 1994 г. — 2070; 2000 г. — 1875; 2005-1461; 2008 г. — 1361);
  • отрицательный естественный прирост населения.

В России наложила свой отпечаток не только на соотношение городского и сельского населения в территориальном разрезе, но и на структуру городских поселений.

Население городов России

Городом в России может считаться населенный пункт, численность которого превышает 12 тысяч человек и более 85% населения которого занято в несельскохозяйственном производстве. По функциям различают города: промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты. По численности населения города подразделяются на малые (до 50 тыс. жителей), средние (50- 100 тыс. человек), большие (100-250 тыс. человек), крупные (250-500 тыс. человек), крупнейшие (500 тыс.- 1 млн человек) и города-миллионеры (население свыше 1 млн человек). Г.М. Лаппо выделяет категорию полусредних городов с числом жителей от 20 до 50 тыс. чел. Столицы республик, краев и областей выполняют несколько функций — это многофункциональные города.

До Великой отечественной войны на территории России было два города-миллионера, в 1995 г. их число возросло до 13 (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Волгоград, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Уфа, Челябинск).

В настоящее время (2009 г.) на территории России насчитывается 11 городов-миллионеров (табл. 2).

Ряд крупнейших городов России, имеющих численность населения более 700 тыс., но менее 1 млн, — Пермь, Волгоград, Красноярск, Саратов, Воронеж, Краснодар, Тольятти — иногда именуются городами-субмиллионерами. Первые два из этих городов, бывшие в свое время миллионерами, а также Красноярск часто называют миллионерами в публицистике и полуофициально.

Большинство из них (кроме Тольятти и отчасти Волгограда и Саратова) также являются межрегиональными центрами социально-экономического развития и притяжения.

Таблица 2. Города-миллионеры России

В крупных городах России проживает более 40% населения. Многофункциональные города растут очень быстро, рядом с ними появляются города-спутники, образуя городские агломерации.

Города-миллионеры являются центрами городских агломераций, которые дополнительно характеризуют людность и значимость города (табл. 3).

Несмотря на преимущества крупных городов, их рост ограничивают, так как возникают трудности в обеспечении городов водой и жильем, снабжении растущего населения, сохранении зеленых массивов.

Сельское население России

Сельское расселение — распределение жителей по населенным пунктам, находящимся в сельской местности. При этом сельской местностью считается вся территория, расположенная за пределами городских поселений. В начале XXI в. в России насчитывается примерно 150 тыс.сельских населенных пунктов, в которых проживает около 38,8 млн человек (данные переписи 2002 г.). Главное отличие сельских поселений от городских — занятие их жителей преимущественно сельским хозяйством. В действительности в современной России сельским хозяйством занимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непроизводственной сфере и других «городских» отраслях экономики.

Таблица 3. Городские агломерации России

Характер расселения сельского населения России различается по природным зонам в зависимости от условий хозяйственной деятельности, национальных традиций и обычаев проживающих в тех регионах народов. Это деревни, станицы, хутора, аулы, временные поселения охотников и оленеводов и т.д. Средняя плотность сельского населения в России составляет примерно 2 чел./км 2 . Самая высокая плотность сельского населения отмечена на юге России в Предкавказье (Краснодарский край — более 64 чел./км 2).

Сельские населенные пункты классифицируются в зависимости от их размеров (численности населения) и выполняемых функций. Средний размер сельского поселения в России в 150 раз меньше городского. По размерам выделяют следующие группы сельских пунктов:

  • мельчайшие (до 50 жителей);
  • мелкие (51-100 жителей);
  • средние (101-500 жителей);
  • крупные (501-1000 жителей);
  • крупнейшие (свыше 1000 жителей).

Почти половина (48%) всех сельских поселений страны являются мельчайшими, но в них проживает 3% сельского населения. Наибольшая доля сельских жителей (почти половина) проживают в самых крупных поселениях. Особенно большими размерами отличаются сельские поселения на Северном Кавказе, где они раскинулись на многие километры и насчитывают до 50 тыс. жителей. Доля крупнейших поселений в общей численности сельских постоянно увеличивается. В 90-е годы XX в. появились поселки беженцев и временных переселенцев, разрастаются коттеджные и дачные поселки в пригородах крупных городов.

По функциональному типу подавляющая часть сельских поселений (более 90%) являются сельскохозяйственными. Большинство несельскохозяйственных поселений являются транспортными (около железнодорожных станций) или рекреационными (около санаториев, домов отдыха, других учреждений), также промышленные, лесозаготовительные, военные и др.

Внутри сельскохозяйственного типа выделяют поселения:

  • со значительным развитием административных, обслуживающих и распределительных функций (райцентры);
  • с местными административными и хозяйственными функциями (центры сельских администраций и центральные усадьбы крупных сельскохозяйственных предприятий);
  • с наличием крупного сельскохозяйственного производства (растениеводческих бригад, животноводческих ферм);
  • без производственных предприятий, с развитием только личного подсобного хозяйства.

При этом размер населенных пунктов закономерно уменьшается от сельских райцентров (которые являются крупнейшими) до поселений без производственных предприятий (которые, как правило, являются мелкими и мельчайшими).

Афанасьев А.А.

12.3. ПОНЯТИЕ И ФОРМАЛЬНОЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ: ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ, ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Афанасьев Александр Александрович, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Омская юридическая академия. Подразделение: кафедра конституционного и административного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье выделяются формальноюридические признаки сельского поселения: территория, население, правовой режим. На их основе определяется сущность сельского поселения как социально-правового явления.

Ключевые слова: территория, население, государство, сельское поселение, правовое регулирование, государственное управление, местное самоуправление.

THE CONCEPT AND THE FORMAL-LEGAL CHARACTERISTICS OF RURAL SETTLEMENTS: THE TERRITORY, THE POPULATION, THE LEGAL REGIME

Afanasyev Alexander Alexaderovich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Omsk law academy. Department: constitutional and administrative law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article considers the formal-legal characteristics of a rural settlement: the territory, the population, the legal regime. On their basis determined by the nature of rural settlement as a socio-legal phenomenon. Keywords: the territory, the population, the state, rural settlement, legal regulation, state government, local government.

Сельская жизнь как предмет правового регулирования представляет собой единый комплекс общественных отношений - экономических, социальных, властных, природно-экологических и историко-культурных, направленных на обеспечение жизнедеятельности, улучшение качества жизни и развитие территории проживания населения сельских поселений, условий расширенного сельскохозяйственного производства и ведения личного подсобного хозяйства, а также на повышение эффективности деятельности государственной и муниципальной власти в реализации государственной политики в отношении села. Без понимания сельского поселения как социально-правового явления невозможно говорить о правовом регулировании сельской жизни в целях устойчивого комплексного социально-экономическое развитие сельской территории России. Для определения сущности сельского поселения необходимо выделить его формально-

юридические признаки, которые в своем единстве образуют его формулу.

Сельские поселения являются частью государственной территории РФ (сельской территории), где для населения характерным является сельский образ жизни. В Словаре русского языка С.И. Ожегова под поселением понимается населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает.1

В законодательстве Российской Федерации (далее -РФ) любая территория характеризуется специфиче-

1 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006. С. 567.

скими пространственными критериями: 1) размеры, т.е. общая площадь; 2) протяженность с севера на юг и с востока на запад; 3) компактность, т.е. концентрированность в единое целое; 4) климатические условия; 5) населенность (численность и плотность населения, его распределение по отдельным участкам); 6) категория земель (населенных пунктов, леса, болота, сельскохозяйственные и др.); 7) свойства почвы (плодородие и др.); 8) характер недр и степень их разработки.

В Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года2 дано определение понятия "сельские территории" - территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории. Здесь же используются следующие понятия: "межселенные территории" - территории, находящиеся вне границ поселений; "сельское поселение" - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; "сельские населенные пункты" - поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административнотерриториальным делением, установленным в субъектах РФ; в них может сезонно проживать значительное количество городских жителей.

В Конституции РФ и ряде федеральных законов все населенные пункты нашего государства подразделяют на городские и сельские. Вместе с тем, в Общероссийском классификаторе объектов административнотерриториального деления ОК 019-95, введенном в действие с 1 января 1997 года3, населенные пункты разграничиваются по трем уровням: города (федерального, областного (краевого, республиканского) районного подчинения), поселки городского типа и сельские населенные пункты. При этом необходимо признать, что обычно термин "сельский" имеет территориальный акцент вне зависимости от преобладания сельскохозяйственного или связанного с ним вида деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ 2003 года) понятие сельского поселения обозначает вид муниципального образования, в территориальные границы которого включены как земли населенных пунктов, так и земли иных категорий, находящиеся в границах данного муниципального образования. Межселенные территории отнесены к ведению другого муниципального образования - муниципального района. Эти территории обеспечивают решение вопросов местного значения межпоселенческого характера в целях их развития, создания привлекательности для жизни и работы. Власть муниципального района обеспечивает строительство и содержание межпоселенческих дорог, линий электропередач, газо- и водопроводов и другое.

2 Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 года № 2136-р // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6748.

3 См.: Постановление Госстандарта России от 31 июля 1995 года № 413 // М., ИПК Издательство стандартов, 1997 (том 3).

4 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

В научной литературе отмечается, что законы субъектов РФ, в полномочия которых входят вопросы административно-территориального деления (основа государственной власти), и федеральное законодательство, регулирующее территориальное устройство местного самоуправления (основа организации муниципальной власти), не дают единого подхода в классификации населенных пунктов и сельских территорий.5

Так, например, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2003 года № 141 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2013 года"6 под сельской местностью понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Законодательство большинства субъектов РФ в рамках административно-территориального устройства различают города, рабочие поселки, дачные и курортные поселки, сельские населенные пункты. Сельским населенным пунктом является село, деревня, аул, хутор и иной населенный пункт, который не отнесен к категории городских населенных пунктов, рабочих поселков, дачных и курортных поселков, и жители которых ведут сельский образ жизни. В ряде субъектов установлена градация сельских населенных пунктов в зависимости от количества проживающего населения.

К примеру, в Омской области в соответствии с ч. 2 от. 14 Закона Омской области от 15 октября 2003 года № 467-03 "Об административно-территориальном устройстве Омской области и порядке его изменения"7 населенные пункты (поселения) в Омской области подразделяются на городские (города, рабочие и дачные поселки) и сельские (села, поселки, деревни, аулы, хутора, заимки и иные) поселения. При подразделении населенных пунктов (поселений) в Омской области на виды учитываются особенности поселений, в т.ч. численность их населения, научно-

производственная специализация указанных поселений, а также их значение в системе расселения населения и административно-территориальном устройстве Омской области (ч. 1 от. 14). В соответствии со от. 1 сельским поселением признается населенный пункт (село, поселок, деревня, аул, хутор и иные), который не отнесен к категории городских поселений, а сельским округом - имеющее административный центр территориальное образование Омской области, в состав которого входят одно или несколько географически и экономически объединенных сельских поселений вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных поселений. В то же время отнесение населенных пунктов к категории городов в соответствии со ст.ст. 15, 16 осуществляется законом Омской области. К категории городов

5 См., напр.: Анисимов А.П. Актуальные проблемы правового режима земель населенных пунктов в Российской Федерации: Монография. М., 2010. С. 9-23; Минина Е.Л. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий // Журнал российского права. 2009. № 12. С. 36-37.

6 Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2003. № 12(168).

областного значения могут быть отнесены крупнейшие, крупные и большие города, расположенные на территории Омской области и являющиеся экономическими и культурными центрами и имеющие развитую промышленность. В виде исключения к категории городов областного значения законом Омской области могут быть отнесены средние и малые города, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность и перспективу дальнейшего развития и увеличения численности населения. Отнесение населенных пунктов к категории рабочих поселков и дачных поселков осуществляется законом Омской области. К категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации. В отдельных случаях к категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 3 тыс. человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения. К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них. Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, метеостанции, полевые станы, пасеки, сторожки, контрольные пункты, казармы, кордоны и тому подобное), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и подлежат включению в состав населенных пунктов, с которыми указанные поселения связаны в административном, производственном или территориальном отношениях.

Проблема отнесения населенных пунктов к городским или сельским находит отражение в юридической науке. Так А.П. Анисимов предлагает современное научное юридическое понятие населенного пункта как части территории России, имеющей наименование, сосредоточенную застройку и служащей местом проживания людей, подразделяемой на городские и сельские населённые пункты.8

Следует отметить и некоторые различия в определении указанного понятия в российской и зарубежной практике. Так, документы Всемирной торговой организации к сельским территориям относят местность вне зоны больших городов, где экономика базируется на традиционных для сельского населения занятиях, местных производствах, на использовании природных ресурсов. Данная дефиниция показывает, что в зарубежных странах в состав сельских территорий, как правило, включают и малые города (с численностью

8 Анисимов А.П. Актуальные проблемы правового режима земель населенных пунктов в Российской Федерации: Монография. М., 2010. С. 23.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Афанасьев А.А.

до 250 тыс. человек), являющиеся центрами этих территорий, в которых обычно сосредоточена значительная часть производств по переработке сельскохозяйственной продукции.

Исходя из вышеизложенного, сельская территория РФ - территория сельских поселений в границах данного вида муниципальных образований, где формируются и действуют комплекс специфических общественных отношений (сельская жизнь), направленных на обеспечение жизнедеятельности и устойчивое развитие территории проживания сельских жителей, а также межселенные территории муниципальных районов. Эта территория государства нуждается в особом внимании с целью сохранения нравственных и культурных традиций крестьянства, экономических и социальных основ России. В сельских поселениях, где сельские люди обитают, сосредоточена подавляющая часть социально-экономических проблем, в решении которых право должно проявить свою регулятивную функцию. Развитие межселенных территорий (строительство межпоселенческих дорог, прокладка линий электропередач, магистральных газо- и водопроводов и др.) важно для функционирования соответствующей инфраструктуры села с целью обеспечения её привлекательности для жизни и работы. Территория сельского поселения имеет специфические пространственные критерии (общая площадь, протяженность с севера на юг и с востока на запад, географическое положение на карте, климатические условия, населенность, особенности ландшафта, плодородие и другие свойства почвы, характер недр и степень их разработки).

В современной научной юридической литературе при рассмотрении особенностей поселений в рамках исследования местного самоуправления выделяются интегрирующие признаки не только специфического пространственного характера (относящиеся к территории муниципального образования), но и имеющие явно внепространственный характер. В первую очередь к ним относится местное население.

А.А. Уваров в местном населении видит не просто группу людей, проживающих на определенной территории, в которой важны лишь трудовые, имущественные, возрастные и иные количественные характеристики людей, а категорию социально активного волевого субъекта, имеющего свое функциональное и целевое предназначение и самостоятельно организующего свою жизнедеятельность.9

А.Н. Костюков к элементам конструкции понятия местного самоуправления относит население (обязательный коллективный субъект осуществления местного самоуправления), вопросы местного значения, касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (объект управления), и содержание деятельности по осуществлению местного самоуправления (муниципальные правоотношения).10 К элементам конструкции понятия поселение, связанным с осуществлением местного самоуправления на сельской территории, он относит населенную территорию, сосредоточенную застройку, наличие границ и выделяет в ней конкретно для сельского поселения специфическую особенность - сферу преимущественного приложения труда - сельскохозяйственное производство. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ 2003 года учет мнения населения является од-

9 Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М., 2006. С.

10 Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль права. Монография. М., 2003. С. 144.

ним из основных принципов территориальной организации местного самоуправления, прежде всего, при установлении и изменении границ, преобразовании муниципальных образований.

А.А. Саломаткин качестве элементов правового статуса населения сельских территорий в РФ выделяет: 1) наличие гражданства РФ; 2) достижение гражданином РФ возраста 18 лет и приобретение в связи с этим правосубъектности, включающей активное избирательное право; 3) наличие постоянного или преимущественного проживания в сельской местности в РФ.11 Некоторые авторы при характеристике сельского населения выделяют такие социально-психологические признаки как большую открытость в общении, более высокое значение общественного мнения, наличие социального контроля, более упрощенные формы общения и другие.11 12

В Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года дано определение понятие "сельское население" - жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов.

На наш взгляд, понятие "местное самоуправление сельского поселения" не совпадает с понятием "население сельского поселения" и выступает по отношению к нему управляющей системой. С помощью этой системы население сельского поселения реализует свои права через: 1) использование форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления на основании ст.ст. 22-33 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года

(референдумы, выборы, территориальное общественное самоуправление и другие формы) и 2) публичное представительство местного населения, выступающее в виде органов местного самоуправления (от. 34 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года). В законодательстве, научной литературе при характеристике тех или иных правовых институтов понятия "народ" и "население" зачастую имеют тождественный смысл. Вместе с тем, когда речь заходит о государстве, то в большей мере используется слово "народ", а для характеристики местного самоуправления - "население" или "местное население", "сельское население" как часть народа, проживающего на определенной территории. Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления"13, определяет местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

В соответствии со от. 1 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленными федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность реше-

11 Саломаткин А.А. Местное самоуправление в сельских поселениях России. Вопросы теории и практики. Челябинск, 1999. С. 36.

12 См., напр.: Артамонов А.Д. и др. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов, 2005. С.15-16.

13 СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.

Пробелы в российском законодательстве

ние населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Основываясь на содержании ст. 3 Конституции РФ, можно сделать однозначный вывод, что народ выступает субъектом государственной власти как единое целое в масштабе всей страны. Когда речь идет о части этого целого - о населении (местном населении, сельском населении), то необходимо говорить только о власти негосударственной, власти местного самоуправления. Народ является единственным источником государственной власти и суверенитета, а потому рядом со словами "государство", "государственная власть" юридически обосновано употреблять именно этот термин. Такая позиция заслуживает, на наш взгляд, более детального закрепления на законодательном уровне.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют в муниципально-правовых отношениях ограниченную правосубъектность. В частности, они вправе участвовать в территориальном общественном самоуправлении, получать информацию о деятельности органов местного самоуправления, знакомиться с правовыми актами органов местного самоуправления, затрагивающими их права и свободы, участвовать в митингах, шествиях, пикетированиях. Вместе с тем лица без гражданства не могут участвовать в муниципальных выборах, в местном референдуме. В отдельных случаях на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно

проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане РФ.

Население сельских поселений можно выделить и по другим условиям, формам и качественным показателям жизнедеятельности людей, в современной литературе объединенным под общей дефиницией - сельский образ жизни. Кроме вышеуказанного критерия как занятие преимущественно земледельческим трудом, для него характерна исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения. Субъектами сельского образа жизни выступают индивиды, объединенные в сельскую социальнотерриториальную общность. Их объединяют также: специфика трудовой занятости; демографическое поведение; формы общения, обычаи и традиции; условия быта, образования и культуры; возможности внешней и внутренней коммуникации и др. Структуру сельского образа жизни составляют такие показатели, как: уровень жизни - степень удовлетворения материальных и культурных потребностей сельчан; стиль жизни - совокупность образцов повседневного поведения, присущих данной социально-демографической группе; качество жизни - уровень получаемых медицинских, бытовых, образовательных и культурных услуг, состояние социальной защищенности индивидов. Специфика сельского образа жизни проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве. На формирование населения сельского поселения оказывают воздейст-

вие погодно-климатические условия, пространственная рассредоточенность людей, цикличность трудового процесса, когда периоды больших физических напряжений сменяются относительной невостребованностью рабочей силы. Повседневное общение с природной средой способствует сохранению приверженности сельчан к устоявшимся традициям и нормам, формируя определенный консерватизм мышления и поведения.

Суммируя сказанное, население сельских поселений (сельское население) с полным основанием можно отнести к основным элементам конструкции понятия сельского поселения, определяющего его специфику. Население сельских поселений, на наш взгляд, могут характеризовать следующие признаки: 1) постоянное или преимущественное проживание на обособленной сельской территории; 2) род занятий у большей части населения связан с сельским хозяйством; 3) относительно невысокая плотность и численность населения; 4) основные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросы местного значения) сельского поселения регламентируются муниципальными правовыми актами; 5) периодически население выступает в качестве политической общности, выражающей свою волю, как по решению вопросов местного значения сельского поселения, так и по участию в осуществлении государственной власти (жители должны иметь статус избирателя, установленный законодательством); 6) устойчивое психологическое представление населения о единении в сообщество, основанное на чувствах принадлежности, сопричастности, ответственности, производственных, исторических и культурных традициях; 7) общая инфраструктура, обеспечивающая повседневные социальные и экономические потребности жителей.

В целях определения интегрирующих признаков, характеризующих сельское поселение, заслуживает внимания дефиниция "устойчивое развитие сельских территорий". В Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года устойчивое развитие сельских территорий определено следующим образом: стабильное социально-

экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель, основная цель долгосрочной

социально-экономической политики РФ.

В научной литературе под устойчивым развитием (англ. sustainable development) понимается процесс изменений, в котором использование природных ресурсов, инвестиций и ориентация научно-технического развития, развитие личности человека являются главным и обязательным, согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей.

Следовательно, анализ законодательства, научных работ показывает, что при отнесении населенного пункта к определенному виду в первую очередь обращается внимание на два основных признака: территорию и население. В меньшей степени обращается внимание на специализацию деятельности большинства населения села.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Афанасьев А.А.

Важнейшим элементом в анализе понятия "сельское поселение" является действующая на данной территории власть и устанавливаемый ею на данной территории правовой режим.

Любая территория государства объективно представляет собой пространственные пределы, на которых осуществляется политическая власть.

На сельской территории России действуют обе формы политической власти - государственная власть и местное самоуправление.

Государственная власть и местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ являются двумя формами политической власти, которые осуществляются на соответствующих территориях.

Справедливо отмечая, что любая общность людей предполагает отношения власти - подчинения, С.Н. Бабурин определяет власть, как общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одного человека или группы лиц добивать-

ся осуществления своей воли над другими людьми. Говоря о возможности одного человека или группы лиц добиваться осуществления своей воли над другими людьми, необходимо обратить внимание на важнейший методологический вывод, который мы находим в научных трудах А. И. Экимова о том, что любая воля имеет целенаправленный характер, а в целях, преследуемых с помощью правовых норм, находит отражение синтез интересов и ценностей.14 15

Главным показателем территории, позволяющим различать её виды, был и остаётся существующий на ней правовой режим (или механизм осуществления власти).

Понятие правового режима практически совпадает с понятием системы права, если рассматривать отношения граждан, организаций в связи с определенными объектами (режим собственности, режим природных объектов, режим службы и др.).16 17

Применительно к сельской территории как части государственной территории действует государственноправовой режим в виде административно-правового режима, отражающий специфику объекта административно-правового воздействия и используемых для этого административно-правовых средств.1

Необходимо различать действие двух видов государственно-правового регулирования (режима) на территории сельского поселения по критерию отношения к органам государственной власти РФ и субъекта РФ: государственно-правовое регулирование (режим) на федеральном уровне и государственно-правовое регулирование (режим) субъектов РФ.

Признавая особый правовой статус сельской территории, а значит и специальный её правовой режим, государство в Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года при определении понятия "сельское поселение" одним из основных критериев определило наличие на данной территории местного самоуправления одного или

14 Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2010. С. 21.

15 Экимов А.И. Право, ценности и интересы // Научные труды Российского государственного торгово-экономического университета. М., 2004. С. 314-316, 327-328.

16 Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 410.

17 См.: Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М., 2000. С. 15; Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2010. С. 23, 24; Костюков А.Н.

Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003. С. 110-130.

нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В сельском поселении местное население осуществляет политическую власть в форме местного самоуправления. На сельской территории вопросы местного значения в интересах сельского населения решаются двумя видами муниципальных образований - органами местного самоуправления сельских поселений (где люди непосредственно проживают) и органами местного самоуправления муниципального района (на межселенных территориях), в состав которого входят соответствующие сельские поселения на основе Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года. Наиболее приближённой властью является местное самоуправление сельского поселения, которая обязана решать наиболее важные вопросы жизнедеятельности селян. Основными источниками поступления в местный бюджет являются местные налоги и сборы от деятельности местного (сельского) населения, дотации и субвенции государства, финансовая поддержка муниципального района.

Действие муниципально-правового режима на сельской территории логично и оправданно ещё и с точки зрения ответственности органов местного самоуправления за управление и регламентацию местных дел. Ведь при отсутствии возможности (способности) к их осуществлению бессмысленными становятся и меры ответственности, а, в свою очередь, без ответственности реализация любых полномочий становится неуправляемой и неконтролируемой, что может привести к правовому нигилизму и хаосу.18

Таким образом, раскрывая понятие сельского поселения как социально-правого явления, наряду с характеризующими его признаками - территорией и сельским населением, необходимо выделять действующий здесь механизм осуществления власти: государственно-правовое регулирование (режим) и муниципальноправовое регулирование (режим) комплекса общественных отношений (сельской жизни), осуществляемые в интересах населения сельского поселения.

Список литературы:

1. Анисимов А.П. Актуальные проблемы правового режима земель населенных пунктов в Российской Федерации: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2010. -456 с.

2. Артамонов А.Д. и др. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. - Тамбов: ООО "Издательство Юлис", 2005. - 384 с.

3. Афанасьев А.А. Правовое регулирование сельской жизни в Российской Федерации: Монография - Омск: Издательство ООО «Омскбланкиздат», 2012. - 308 с.

4. Бабурин С.Н. Мир империй: Территория государства и мировой порядок - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 829 с.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА), 2000. - 640 с.

18 Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М., 2006. С. 11-12.

Пробелы в российском законодательстве

6. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права: Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - 304 с.

7. Минина Е.Л. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий // Журнал российского права. - 2009. - № 12.

8. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 года № 413) // М., ИПК Издательство стандартов, 1997 (том 3).

9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: ООО "А ТЕМП", 2006. - 944 с.

10. Рушайло В.Б. Административно - правовые режимы: Монография. - М.: Щит-М, 2000. - 263 с.

11. Саломаткин А.А. Местное самоуправление в сельских поселениях России. Вопросы теории и практики. - Челябинск: Законод. собр. Челяб. обл., Челяб. гос. ун-т, 1999. - 216 с.

12. Уваров А. А. Местное самоуправление в России. -М.: Норма, 2006. - 320 с.

13. Экимов А.И. Право, ценности и интересы // Научные труды Российского государственного торговоэкономического университета / Коллектив авторов. -М.: ООО Издательство "Единство", 2004.

Осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение входит в состав муниципального района .

Сельское поселение - один из типов муниципальных образований в России , предусмотренных муниципальной реформой .

В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).

Источники

См. также

  • Сельские населённые пункты России по численности населения

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сельская учительница
  • Сельский банк

Смотреть что такое "Сельские поселения" в других словарях:

    СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ - СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ, все населенные места, к рые не соответствуют принятому в данной стране пониманию городских поселений; все поселения, расположенные в сельской местности. Разделяются на три осн. типа 1) с. х. поселения; в СССР среди них… … Демографический энциклопедический словарь

    СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ Большой Энциклопедический словарь

    Сельские поселения - населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений. К сельским поселениям относятся (независимо от людности) пункты, жители которых заняты главным образом сельским или лесным хозяйством,… … Политология. Словарь.

    Сельские поселения - населённые места или населённые пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений (См. Городские поселения). К С. п. относят населённые места (независимо от их людности), в которых жители заняты… … Большая советская энциклопедия

    сельские поселения - населённые пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений. К сельским поселениям относятся (независимо от людности) пункты, жители которых заняты главным образом сельским или лесным хозяйством,… … Энциклопедический словарь

    сельские поселения - 3.22 сельские поселения: Села, центры наслегов, производственные участки, заимки и т.д. Источник: ТСН 31 328 2004: Общеобразовательные школы. Республика Саха (Якутия) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Флаги Краснодарского края (сельские поселения) - Флаги сельских поселений Краснодарского края Российской Федерации. На начало 2011 года в Краснодарском крае насчитывалось 352 муниципальных образования наделённых статусом сельского поселения. Действующие флаги … Википедия

    Флаги Московской области (сельские поселения) - Эта статья о флагах сельских поселений Московской области. О флагах городских округов, муниципальных районов и городских поселений см. Флаги Московской области. Флаги сельских поселений Московской области Российской Федерации … Википедия

    Флаги Волгоградской области (сельские поселения) - См. также Флаги городских округов, муниципальных районов и городских поселений Волгоградской области Флаги сельских поселений Волгоградской области Российской Федерации. Действующие флаги … Википедия

    Флаги Ленинградской области (сельские поселения) - Основная статья: Флаги муниципальных районов и городских поселений Ленинградской области Флаги сельских поселений Ленинградской области Российской Федерации. Действующие флаги … Википедия

Книги

  • Древняя Русь. Город, замок, село , . Книга является первым полутомом двухтомного издания, посвященного археологии Древней Руси IX-XIV вв. На массовом материале вещевых русских древностей, изученного методами многоаспектного…

Историки утверждают, что первые прототипы современных деревень, хуторов, аулов и кишлаков появились около десяти тысячелетий назад на пике развития земледелия. Подобные сельские поселения имели небольшой размер. В них проживало всего порядка ста человек. Чаще всего общественные стоянки имели форму круга и состояли из нескольких колец. Внешний пояс образовывали крупные строения, внутренний - хижины. Центр использовался для выгона скота и публичных сборищ.

Палаточный лагерь - изобретение кочевых племен. Его геометрия разительно отличалась от устройства деревень оседлых народностей. Юрты азиатов устанавливались рядами. На тот момент сельские поселения еще не делились на зоны в соответствии с социальными и общественными различиями между жителями. Все палатки имели примерно одинаковые габариты и внешний вид.

Починок

До начала XX столетия починком на Руси принято было называть абсолютно любой населенный пункт. Возникнув однажды, он разрастался и со временем превращался в деревню. Этот термин впервые был использован в летописи, датируемой XV веком. Начало ему мог дать один единственный двор, который также назывался займищем. Чаще всего такие сельские поселения располагались в непосредственной близости от родовой деревни у озера или иного водоема.

Классификация

Выделяют несколько десятков типов деревень, сосредоточенных на территории Европы. К категории крупных относят городища и села, к разряду мелких - фермы, выселки и хутора. Отличались они не только количеством жителей, но и устройством. Существовала ядерная, кучевая и линейная планировка.

Одни стойбища были сосредоточены вокруг подобия площади, на которой в дальнейшем в муниципалитетах западных стран появились кирхи и церкви. Другие представляли собой хаотично установленные жилые и подсобные постройки. Иногда среди них выделялись семейные гнезда. Ярким примером линейного расположения являются русские починки, которые состояли из одной улицы, протянувшейся вдоль тракта.

Населенные пункты РФ

В России муниципальные сельские поселения - это места постоянного проживания и ведения хозяйства граждан Российской Федерации. В нашей стране их принадлежность к определенному типу не зависит от общего количества жителей и плотности застройки. Вместо этого выступает фактор занятости населения в том или ином виде народного хозяйства.

Станица Каневская - самый большой населенный пункт подобного типа. Расположена она в Краснодарском крае. В ней зарегистрировано более 44 000 человек.

Все сельские поселения области обладают собственным административным аппаратом. В рамках переписи, проведенной в 2010 году, было зафиксировано немногим более 153 000 деревень, зимовий, кишлаков, улусов, разъездов, колхозов, совхозов и хуторов. При этом 20 000 из них оказались заброшенными.

Местное самоуправление

Деятельность, которую выполняет администрация сельского поселения, регламентируется уставом, который наделяет ее членов рядом полномочий. В нем указаны сроки действия мандатов, варианты отчетности, условия организации и функции руководства муниципального субъекта. В компетенции аппарата находятся организационные и финансовые вопросы, исполнение локального бюджета, участие в хозяйственных и гражданских правовых отношениях.

Выборы

Администрация сельского поселения управляется мэром или главой. В процессе тайного голосования или в результате прямого назначения он избирается на четыре года. При условии директивы новый руководитель должен быть утвержден на свою должность не позднее второго воскресенья сентября того года, в котором истекают полномочия его предшественника. Изменения в структуру и принципы руководства были внесены в 2006 году. Кроме того, в обиход были введены новые определения, в том числе и понятие "сити-менеджер".

Права и обязанности главы:

  • представление вверенной ему сельской территории в органах районного, областного и краевого управления;
  • подписание нормативных актов;
  • составление регламентов;
  • создание правовых документов;
  • распределение финансовых потоков;
  • экономическая деятельность;
  • ведение отчетности;
  • решение вопросов, связанных с жизнедеятельностью поселения и зарегистрированного в нем населения.

Руководство ведет активную просветительскую работу. Организует и проводит встречи с учащимися и школьниками, молодежью, работниками аграрных предприятий и пенсионерами.

Похожие публикации