Персональные данные: кому и как доступно их разглашение? Закон о разглашении третьим лицам персональных данных В заявлении не разглашать наши личные данные.

Защита персональных данных при рассмотрении обращений граждан (Гильманов Р.М.)

Дата размещения статьи: 12.11.2012

Гильманов Ринат Минегумерович, старший помощник прокурора Республики Татарстан по надзору за исполнением законов о национальных проектах и связям с муниципальными образованиями, старший советник.

Действующее законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан не предусматривает механизма защиты персональных данных от недобросовестных заявителей, намеренных получить сведения о других лицах, так как вопросы отождествления личности заявителя не определены.

После внесения в июле 2010 г. изменений в Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" увеличился объем обращений, поступивших в форме электронного документа, в том числе в органы прокуратуры.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ в ст. 10 предусматривает направление заявителю письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов. В то же время названный Федеральный закон в ст. 6 содержит требование о защите сведений, касающихся частной жизни гражданина, но при этом не предусматривает механизма защиты от недобросовестных заявителей, намеренных получить сведения о других лицах. К примеру, много обращений поступает от лиц, называющих себя внуками, племянниками и иными родственниками ветеранов Великой Отечественной войны. Заявители указывают, что они проживают в других городах или даже других субъектах Федерации и просят сообщить информацию о нуждаемости ветерана в улучшении жилищных условий, о получении им субсидии и ее реализации либо о причинах отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответ по существу поставленных вопросов в большинстве случаев должен содержать сведения о составе семьи, имущественном положении, об условиях проживания, о состоянии здоровья конкретного лица или его родственников. В частности, наличие тяжелых форм хронических заболеваний является основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Указанная информация, бесспорно, относится к персональным данным. Другие категории обращений при обосновании ответа могут потребовать ссылки на сведения о привлечении к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, о владении земельными участками, автотранспортом и т.д.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ также не оговаривает вопросы защиты персональных данных при передаче сведений по запросам других государственных органов и учреждений, которые запрашивают их при рассмотрении обращений.
Кроме того, на практике встречаются случаи, когда информация о рассмотрении обращения запрашивается органом, учреждением, которые непосредственно сами в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ обращение не рассматривают, а являются пересылочной инстанцией. Например, не определено, какой объем сведений должен содержаться при направлении информаций по обращениям, поступившим с контролем из органов государственной власти; от депутатов, членов общественных палат; полномочных представителей федеральных органов власти в округах и субъектах Федерации; правозащитников; средств массовой информации и др.

Вопросы доступности получения информации и ее защиты затрагиваются в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Однако положения этих законов требуют конкретизации для применения к порядку рассмотрения обращений граждан. Так, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ предусматривает, что сведения предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса, который должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не менее строги требования Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ. Запрос заявителя в орган, предоставляющий услугу, приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в целях и объеме, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. Если для предоставления услуги необходимо представление документов и информации об ином лице, не являющемся заявителем, при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган или организацию.
Анализ действующего законодательства выявил еще один пробел. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ и Гражданский кодекс РФ не решают вопрос о наследниках субъектов персональных данных. Положения разд. V Гражданского кодекса, регламентирующие наследственное право, применяться в этом случае не могут, так как прямо предусмотрено, что не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага (ст. 1112 ГК). В законодательстве не установлено, кто является наследником персональных данных, в каком порядке граждане должны обращаться для реализации своего права наследования (использования прав наследника) в части нематериальных благ.
Остроту проблеме придает наличие административной ответственности за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). В соответствии со ст. 13.11 КоАП такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Таким образом, действующее законодательство не обеспечивает в полной мере защиту персональных данных при ответах на обращения (жалобы) граждан, в особенности поступившие в электронной форме.

С учетом изложенного представляется актуальным внесение изменений в законодательство для обеспечения защиты персональных данных.
В Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" можно включить требования об идентификации заявителя или его представителя для получения ответов, содержащих персональные данные (электронная подпись, регистрация на сайте государственных услуг, представление копий документов о личности, для представителей также копии доверенности или договора). При отсутствии идентификации личности надо предусмотреть право при рассмотрении обращений направлять краткий ответ с разъяснением порядка и возможности обратиться для получения подробной информации.
Следует регламентировать в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" возможность и порядок передачи персональных данных между контрольно-надзорными органами, уполномоченными по защите прав граждан, четко закрепить ответственность за разглашение персональных данных не только для операторов, но и для контрольно-надзорных органов, уполномоченных по защите прав граждан и др. либо ограничить передачу персональных данных органам, учреждениям, которые непосредственно сами в порядке Федерального закона N 59-ФЗ обращение не рассматривают, а являются пересылочной инстанцией (предоставить только право включения персональных данных в документы реагирования в интересах граждан (иски, представления, протесты, предписания и т.п.).
Также необходимо подготовить единые регламенты (инструкции, положения) о порядке рассмотрения обращений и согласовать их с уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Для получения наследниками персональных данных целесообразно предусмотреть порядок, аналогичный общим требованиям разд. V Гражданского кодекса, так как в конечном итоге большинство обращений за такой информацией будет являться способом решения имущественных споров.

Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, признается персональными данными (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», далее — Закон № 152-ФЗ).

К персональным данным относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация о конкретном человеке. Размер заработной платы, выплачиваемой работнику, относится к его персональным данным (письмо Роскомнадзора от 07.02.2014 № 08КМ-3681).

Круг сведений о заработной плате

Понятие « » включает в себя не только должностной оклад или тарифную ставку работника, но и положенные ему выплаты компенсационного и стимулирующего характера (надбавки, доплаты, премии) (ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ).

Доступ к персональным данным

Персональные данные относятся к информации, доступ к которой ограничен (ст. 2, 3, 5 и 6 Закона № 152-ФЗ).

В каких случаях персональные данные можно сообщить третьему лицу

Персональные данные предоставляют третьим лицам, когда необходимо предотвратить угрозу жизни и здоровью работника и в других ситуациях, установленных Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст. 88 ТК РФ, ст. 7 Закона № 152- ФЗ).

В каких случаях персональные данные нельзя передать третьему лицу

В пункте 4 разъяснений от 14.12.2012 специалисты Роскомнадзора разобрали несколько ситуаций, когда нельзя предоставлять персональные сведения о работнике.

Так, нельзя передавать данные о работнике, если:

С запросом обратился человек или организация, не уполномоченные федеральным законом на получение таких сведений. Например, запросивший персональные данные не является государственным инспектором труда, прокурором, сотрудником правоохранительных органов или органов безопасности и т. п.;

Нет письменного согласия работника на предоставление сведений о нем лицу, обратившемуся с запросом. Если сотрудник не дал согласие на передачу персональных сведений никому из родственников, работодатель или его представитель не вправе передавать персональные данные работника его жене.

Требование супруги предоставить ей сведения о зарплате мужа также не является основанием для предоставления персональных сведений без согласия работника. Что подтверждают и специалисты Роскомнадзора в письме от 07.02.2014 № 08КМ-3681.

Защита персональных данных и ответственность за их разглашение

В законодательстве установлены различные виды ответственности за разглашение персональных данных. Работники бухгалтерии в силу своих должностных обязанностей имеют доступ к персональным данным работников компании (в частности, к сведениям об их заработной плате).

Дисциплинарная ответственность

Если персональные данные работника не сохранил в секрете компании, директор вправе сделать ему выговор или даже уволить (п. 6 ч. 1 ст. 81, ст. 90 и 192 ТК РФ).

Однако если бухгалтер решит оспорить в суде на основании пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса за разглашение персональных данных другого работника, администрация компании должна будет доказать следующее:

Сведения, которые уволенный бухгалтер расчетной части неправомерно разгласил, относятся к персональным данным другого работника;

Они стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

Уволенный работник дал обязательство не разглашать такие сведения.

Об этом говорится в пункте 43 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2.

Административная ответственность

За разглашение информации о персональных данных работников на виновника может быть наложен административный штраф в размере, предусмотренном статьей 13.14 КоАП РФ, а именно от 4000 до 5000 руб.

Как корректно отказать в предоставлении сведений

В компании должен быть разработан и утвержден локальный нормативный акт, в котором регламентируется порядок обработки, хранения, использования и защиты персональных данных работников, — положение о персональных данных работников (ст. 8, п. 7 и 8 ст. 86, ст. 87 и 88 ТК РФ).

В нем, в частности, необходимо прописать порядок передачи персональных данных работников третьим лицам.

Запрос в письменной форме

В положении о персональных данных работников целесообразно установить, что компания рассматривает только письменные запросы о предоставлении персональных данных, поскольку при устном обращении сложно идентифицировать лицо, которое обращается с запросом о предоставлении персональных данных работника. Образец запроса смотрите ниже.

Письменное согласие работника

В отдельном пункте положения о персональных данных работников следует указать, что информация может быть предоставлена родственникам или членам семьи только с письменного согласия самого работника (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

Обратите внимание: работник сам вправе определить, какому лицу (организации) он готов предоставить свои персональные данные. Необязательно, что в перечень этих лиц попадет супруга работника. Образец письменного согласия работника на предоставление его персональных данных смотрите ниже.

Уведомление об отказе

В положении о персональных данных также стоит описать порядок действий уполномоченных представителей компании, если в силу нормы закона на запрос не может быть дан положительный ответ. В этом случае обратившемуся лицу бухгалтер выдает письменное уведомление об отказе в предоставлении персональных данных работника.

В уведомлении можно будет сослаться на статью 88 Трудового кодекса и соответствующий пункт внутреннего положения о персональных данных работников. Образец уведомления смотрите ниже.

Существуют определённые виды сведений, несанкционированный доступ к которым запрещён в соответствии с положениями российского законодательства. Ответственность за разглашение информации подобного рода предусмотрена положениями гражданского, административного или уголовного кодексов. Перечень сведений, охраняемых законом РФ от свободного доступа, содержится в соответствующих нормативных актах.

Исчерпывающее определение термину «конфиденциальные сведения» даёт ФЗ «О защите информации», принятый в 2006 г. Согласно этому законодательному акт, любые информационные данные, касающиеся простых граждан, организаций или государства подразделяются на общедоступные, и сведения, доступ к которым ограничен или полностью закрыт.

Свободный доступ к любым информационным сведениям ограничивается или полностью запрещается только на основании федерального законодательства. Попытка несанкционированного сокрытия прочей информации от широкой общественности преследуется по закону.

К закрытой, или секретной, информации относят все сведения, особо важные для безопасности государства. Они составляют государственную или военную тайну: это документы и сведения стратегического значения. Ответственность за разглашение информации, имеющей статус гос.тайны, установлена Уголовным кодексом. Подобные преступления относятся к разряду тяжких и особо тяжких, и наказываются реальными сроками заключения, вплоть до высшей меры.

Ограниченно закрытая информация называется конфиденциальной. Она не подлежит публичному разглашению, и доступ к ней имеют только соответствующие правоохранительные и надзорные органы в случаях, прописанных законом. Конфиденциальной считается любая информация, содержащая следующие сведения:

  • О деталях следствия, судебного производства.
  • О личной жизни и персональных данных человека.
  • Личная переписка и телефонные разговоры гражданина.
  • Сведения, являющиеся коммерческой тайной как юридического лица, так и физ.лица. Статус коммерческой тайны определяется законом, или положениями нормативных актов предприятия.
  • Сведения, не подлежащие разглашению, доверяемые населением или организациями работникам ряда специальностей – врачам, адвокатам, сотрудникам правоохранительных органов.

Каждый человек или организация имеют право, а в ряде случаев просто обязаны, предпринять все доступные меры к охране конфиденциальной информации. К примеру, организация может потребовать удовлетворения иска относительно разглашения секретных данных только в том случае, если её руководством были приняты все разумные меры к её сохранности.

К таким мерам относятся:

  • Хранить документацию, содержащую конфиденциальные данные в закрытых помещениях с ограниченным доступом или в сейфах.
  • Электронные данные должны защищаться паролями или электронными ключами доступа.
  • Все подобные документы должны быть промаркированы грифами «секретно», «только для внутреннего пользования». Это как к печатной, так и к электронной документации.
  • В трудовом договоре, заключаемом с сотрудниками организации, должен быть прописан отдельный пункт о сохранении корпоративной тайны.
  • Внутренним приказом должен быть определён круг работников, которым разрешён доступ к закрытой информации и несущих ответственность за сохранность тайны.

Разглашение конфиденциальной информации и персональных данных подразумевает преступные действия, или же бездействие определённого лица, имеющего к ним доступ, в результате чего закрытая информация попала в распоряжение третьих лиц без разрешения на то её правообладателя. В качестве примера разглашения закрытых данных можно привести:

  • Единовременная передача сотрудником коммерческой информации компании-конкуренту за определённое вознаграждение.
  • Предоставление доступа к закрытым данным злоумышленникам. При этом доступ может быть предоставлен как умышленно, из корыстных побуждений, так и нечаянно, в результате халатного отношения работником к своим обязанностям.
  • «Излишняя болтливость» работника, в результате чего секретные данные становятся известны окружающим.
  • Регулярное тайное хищение закрытых сведений с целью их продажи и получения иных выгод. Сюда относится такое преступление, как «промышленный шпионаж», который может квалифицироваться как уголовное деяние.

В случае несанкционированного разглашения закрытых данных пострадавшее лицо вправе обратиться за защитой в правоохранительные или судебные органы. При этом заявитель должен будет доказать в судебном порядке наличие факта разглашения данных.

В качестве доказательной базы может выступать:

  • Факт пересылки сотрудником электронной документации третьим лицам. Зафиксировать это можно с помощью системных администраторов компании, отследив IP-адреса отправителя и получателя.
  • Свидетельские показания других работников компании.
  • Обнаружение у сотрудника копий конфиденциальных документов, сделанные им по собственной инициативе без соответствующего распоряжения начальства.
  • Записи камер видеонаблюдения, на которых работник без разрешения вынимает документы из хранилища, передаёт их кому-либо, снимает с них копию, фотографирует.
  • Косвенные признаки. Например, когда установлен явный факт утечки, в то время как доступ к информации имел только один человек.

Российское законодательство предусматривает за подобное преступное деяние целый комплекс различных наказаний, в зависимости от вида проступка и его последствий:

  • Дисциплинарное взыскание . Назначается нерадивому служащему в соответствии с решением руководства. Это может быть лишение премиальных выплат, выговор, замечание, а в крайнем случае – увольнение по статье КЗоТа. Постановление о наложении дисциплинарного взыскания должно быть оформлено законным образом в виде внутреннего приказа по организации.
  • Административное взыскание . Подобная ответственность может налагаться в случае разглашения конфиденциальных данных как личного, так и коммерческого характера. Под действие административного кодекса не подпадает только разглашение сведений, составляющих гос.тайну. Максимальное наказание, предусмотренное административным кодексом за подобное правонарушение – наложение штрафа до 10 000 руб.
  • Уголовное наказание . Под действие УК РФ может подпадать целый спектр деяний, связанных с разглашением секретной информации. Это может быть опубликование неких данных личного характера, промышленный шпионаж или же разглашение государственной тайны. В отличие от прочих правовых кодексов, подпадание правонарушения в сферу юрисдикции уголовного кодекса может означать наказание в виде реального тюремного срока.
  • Гражданская ответственность . Наступает в ряде случаев, как в виде самостоятельного наказания, так и в виде сопутствующего взыскания. Примером подобного взыскания может служить вынесение судебными органами решения о возмещении пострадавшему морального вреда.

Любой вид законного наказания может назначаться только в результате соответствующего судебного постановления. То есть, для наложения на виновника разглашения взыскания, потребуется доказать, что в утечке данных виноват именно он. Вообще, разглашение конфиденциальной информации и персональных данных, является преступленным деянием весьма сложного состава. При рассмотрении и ведении подобных дел очень часто допускаются различные ошибки относительно правоприменения статей законодательства.

Ещё сложнее бывает пострадавшему защитить свои законные интересы. В этом случае необходимо правильно определить состав преступления, правильно подготовить исковое заявление, собрать всю необходимую доказательную базу. Всё это бывает крайне сложно произвести гражданину, далёкому от юридической практики. Лишь обратившись за помощью к квалифицированному специалисту, можно получить всю необходимую информацию по существу проблемы.

Также опытному юристу можно доверить вести своё дело в суде «под ключ», предоставив ему сбор всей необходимой документации и право представления в инстанциях. Подобный вариант не только позволит сберечь множество нервов, сил и времени, но также существенно увеличит шансы на благоприятный исход тяжбы.

Бывают ситуации, когда существует настоятельная необходимость пожаловаться в Государственную инспекцию по труду на какие-либо действия (или бездействие) работодателя. При этом для заявителя важно, чтобы его личные данные не фигурировали в жалобе. Осуществить подобное возможно. Рассмотрим, как обратиться в трудовую инспекцию анонимно, как составить жалобу и как ее донести до адресата.

Анонимное обращение

Письменно обращение в трудовую инспекцию не имеет определенного стандарта. Важно лишь, чтобы оно было составлено лаконично, без эмоций. Необходимо, чтобы факты, описанные в заявлении, соответствовали действительному положению дел. При наличии документов, прямо или косвенно указывающих на нарушение работодателем трудового законодательства, копии этих документов следует приложить к жалобе.

Если заявитель желает, чтобы его личные данные не фигурировали в жалобе, ему нужно указать об этом в заявлении. Выглядит просьба примерно так: «Прошу не разглашать данные обо мне, как о заявителе». Следует отметить, что указывать свои личные данные все равно нужно, без этого жалоба не будет рассматриваться. Таким образом, анонимным это заявление будет только для работодателя, на которого составлена жалоба.

Некоторые факты

Варианты взысканий, в том числе штрафы и уголовная ответственность, может быть применены по отношению к главным лицам организации, так и к непосредственно виновным. Например, если сотрудник говорит о том, что он работает в условиях, не соответствующих нормам безопасности, то виновным в этом случае может быть не только начальник, но и специалист по охране труда.

Жалоба в трудовую инспекцию анонимно – это реальная возможность заявить на нарушения со стороны работодателя и при этом не опасаться негативной реакции и мер возмездия.

Инспектор трудового надзора вправе не разглашать источник поступления информации. Только этим фактом отличается официальная подача жалобы от анонимной. По существу, в полном смысле этого слова назвать подобное заявление анонимным нельзя. Это лишь одна из форм официальной жалобы, только без разрешения ссылаться на заявителя.

Ответственность инспектора о неразглашении личности заявителя

Статья 6, часть 2 Федерального Закона №59-ФЗ гласит: « … при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия». Таким образом, законодательно не разрешено разглашать личные данные заявителя.

На практике же сотрудник трудовой инспекции не несет ответственности за обнародование информации о гражданине, подавшем жалобу. Поэтому нет 100-процентной уверенности, что в результате проверки личные данные заявителя не станут достоянием работодателя или других лиц.

Совсем необязательно, что утечка информации произойдет по воле инспектора. Как правило, проверка поданной жалобы касается, в том числе, и рассмотрения некоторых документов. Закон запрещает требовать от работодателя подавать на ревизию документы, не имеющие отношения к расследуемой жалобе. Поэтому инспектор просто вынужден запрашивать на проверку документы сотрудника, написавшего жалобу (если эта жалоба связана с нарушением его прав).

Ситуации с анонимными заявлениями граждан далеко неоднозначны. Исход каждой жалобы сугубо индивидуален: в каких-то случаях инспектору удается сохранить конфиденциальность гражданина, в каких-то нет.

Про порядок обращения в Гострудинспекцию и рассмотрение жалоб смотрите в ролике

Основания для жалобы

Обжаловать действия работодателя может как работающий сотрудник, так и претендент на вакантную должность. Список причин для жалобы не является исчерпывающим, гражданин может сообщить в инспекцию о любой ситуации, которая нарушает его трудовые права.

Самые распространённые основания для жалоб работников:

  • Невыплата или несвоевременная выплаты зарплаты и других обязательных платежей;
  • Не предоставление трудового или социального отпуска;
  • Незаконное увольнение;
  • Различные нарушения условий труда: незаконный перевод, уменьшение оклада и т.д.;
  • Неправомерное привлечение к дисциплинарной ответственности;
  • Утаивание несчастного случая на производстве;
  • Задержка трудовой книжки или расчёта при увольнении;
  • Вопросы, связанные с работой в ночное время, выходные и праздники.

Причиной жалобы кандидата на должность чаще всего является отказ в трудоустройстве.

Какой бы ни была причина для скрытия своих данных, необходимо указать ее в заявлении - в противном случае оно не будет принято и рассмотрено, так как трудовая инспекция не рассматривает анонимные заявки.

Если уже уволенный работник опасается бывшего работодателя - в случае неправомерных действий в свой адрес он будет иметь полное право обратиться в полицию, которая и примет необходимые меры. Кроме того, в самой жалобе можно высказать просьбу не разглашать данные другой стороне.

Последовательность шагов

Жалоба в инспекцию по труду на работодателя пошагово выглядит так:

  1. узнать координаты территориального подразделения ГИТ, ФИО и точное название должности руководителя;
  2. правильно составить письменное обращение;
  3. приложить к заявлению документы, подтверждающие изложенные в нем факты;
  4. отнести бумаги в инспекцию либо выслать заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Прикладывать к заявлению требуется:

  • копию паспорта работника;
  • копию трудового договора;
  • копию приказа о приеме на работу (увольнении);
  • копии любых документов, служащих подтверждением нарушения трудовых прав, на усмотрение заявителя.

Если приложить все необходимые бумаги невозможно из-за отсутствия на руках у заявителя, ГИТ все равно должна принять заявление к рассмотрению и назначить проверку. Все документы инспектор потребует у работодателя.

Обратите внимание: при личном обращении в инспекцию необходимо потребовать, чтобы заявление было зарегистрировано. Стоит попросить канцеляриста расписаться на копии заявления, но он вправе отказать. Так что в случае бездействия ГИТ почтовое уведомление о вручении письма с жалобой является более надежным доказательством, что заявление подавалось.

Способы отправки жалобы

Рассмотрим, как доставить анонимное письмо в трудовую инспекцию. Наиболее эффективный способ донести информацию – отправить жалобу почтовым отправлением, точнее заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой вариант отправки предполагает, что при получении корреспонденции адресат (в нашем случае инспектор трудового надзора) распишется в почтовом реестре о получении письма. После этого в адрес отправителя будет направлено уведомление о том, что адресат получил письмо на руки.

Можно лично доставить письменно составленную жалобу в офис трудовой инспекции. При этом нужно обратить внимание, чтобы заявление было принято уполномоченным на эти действия сотрудником, и факт поступления был зафиксирован в специальном реестре.

Следующий способ донесения информации до сведения трудовой инспекции – обращение через сеть интернета онлайн. Сделать это довольно просто. Нужно зайти на сайт Государственной трудовой инспекции вашего региона либо на интернет-портал «Онлайнинспекция.рф».

На этих сайтах есть специальные формы для обратной связи и подачи заявлений. Нужно пошагово выполнить предлагаемые электронным сервисом действия, в том числе описать суть жалобы. При этом в тексте заявления, при желании не разглашать личные данные, нужно сообщить инспектору об этом факте или поставить галочку в пункте о подаче анонимного заявления.

Как правильно составить жалобу

Для того чтобы жалоба была всесторонне рассмотрена, она должна содержать:

  • Полное наименование территориальной трудовой инспекции и ФИО её руководителя (эту информацию можно посмотреть на официальном сайте инспекции);
  • Сведения о заявителе: ФИО, адрес;
  • Название («Жалоба» или «Заявление»);
  • Суть обращения. Описание ситуации, в которой, по мнению заявителя, работодатель нарушил его права. Что, где, когда произошло, какие нормы нарушил наниматель (этот пункт не обязателен, гражданин не должен знать содержание всех статей закона), какой вред был причинён, чем подтверждается. Здесь же следует указать полное название организации, где произошло нарушение прав, юридический адрес и по возможности её ИНН.

Условия написания жалобы в трудовую инспекцию онлайн

Чтобы жалоба была рассмотрена соответствующим образом, нужно соблюдать следующие условия:

  • Указать в обращении правильные данные заявителя. Анонимные обращения остаются без рассмотрения.
  • Суть обращения – максимально лаконичный и объективный текст, без лишних эмоций и переживаний. Стиль написания – деловой.
  • Факты, изложенные в жалобе, должны быть достоверными и проверенными.
  • В тексте письма не должно быть нецензурной лексики, оскорблений и клеветы.
  • При наличии возможности приложить к жалобе отсканированные документы, подтверждающие нарушения прав работников.

Смотрите видео про жалобу в трудовую инспекцию

Обращение в трудовую инспекцию с официального сайта

Обратиться с жалобой в трудовую инспекцию можно на официальном сайте онлайнинспекция.рф.

С 1 января 2017 года при подаче заявления в трудовую инспекцию онлайн произошли серьёзные изменения. Для того чтобы инспекция провела внеплановую проверку по электронному обращению, заявитель должен быть авторизирован через учётную запись в единой системе Госуслуги (www.gosuslugi.ru). Такие нововведения появились в ч.3 ст. 10 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» (№294-ФЗ от 26.12.2008).

Дополнительная информация

Основные документы, которые необходимо приложить к заявлению: 1)Трудовой договор. 2) Приказ о назначении на должность. 3) Копия трудовой книжки (если она имеется у заявителя). 4) Копия его паспорта. В качестве дополнительных можно выбрать любые документы, которые заявитель посчитает необходимыми при рассмотрении его заявки (служебные записки, переписка по электронной почте и т. д.)

Поэтому алгоритм действия для онлайн жалобы в инспекцию теперь выглядит так.

  1. Регистрация на сайте Госуслуги. Необходимо заполнить форму, указав свои ФИО, электронный адрес и номер мобильного телефона.
  2. Войти на сайт инспекции труда через личный кабинет сайта Госуслуги.
  3. Выбрать на странице вкладку «Сообщить о проблеме». При выборе такой вкладки до авторизации, система сама предложит перейти на сайт Госуслуги и пройти там регистрацию.
  4. Выбрать категорию проблемы из предложенных вариантов (например, «заработная плата» при задержке выплат от нанимателя).
  5. Выбрать один из трёх вариантов, который заявитель хотел бы видеть результатом рассмотрения своего обращения: проведение внеплановой проверки, привлечение нанимателя к административной ответственности или консультация специалиста инспекции.
  6. Заполнить все поля формы обращения.
  7. Нажать на кнопку «Отправить обращение».

На электронную почту, указанную заявителем, придёт подтверждение. С этого момента начинается 30-дневный срок для рассмотрения инспекцией жалобы.

Сроки рассмотрения и реагирования

Законодательством предусмотрено, что с момента получения жалобы до ее детального рассмотрения должно пройти не более 1 календарного месяца. Если жалоба касается незаконного увольнения, то срок рассмотрения заявления ограничивается 10 днями.

После проверки заявления, гос. инспекцией должна быть проведена внеплановая проверка в организации, на которую поступила жалоба. Затем выносится решение с предписанием к руководству данной компании исправить допущенные нарушения к определенному сроку.

Действия трудовой инспекции после получения жалобы

В течение 30 дней после получения жалобы инспектор изучает доводы, указанные в ней, и проводит проверку. Если в ходе проверки специалиста нарушения трудового законодательства найдут подтверждение, по окончании её возможны следующие варианты событий:

  • Вынесение предписания об устранении нарушений;
  • Привлечение работодателя к административной или уголовной ответственности;
  • Временное приостановление работы предприятия;
  • Отстранение от работы отдельных сотрудников.

В случае если доводы онлайн жалобы на работодателя в трудовую инспекцию не подтвердились, заявителю направляется соответствующий ответ.
Оставление жалобы без рассмотрения или без ответа возможно, как правило, при отсутствии в заявлении личных данных: ФИО, адреса.

В таблице перечислены варианты проверок трудовой инспекции

Плановая Производится без заявления - по инициативе инспектора. Чаще всего им подвергаются предприятия, на которых ранее произошёл несчастный случай или были выявлены многочисленные нарушения. Перед проведением такой проверки инспектор предварительно предупреждает руководство организации.
Целевая Проводится по заявлению работника. Любая жалоба, как правило, влечет за собой проверку инспектором, к чьей территории относится данное предприятие. При визите в компанию уполномоченное лицо в первую очередь проверяет описанные в заявлении нарушения. В случае их выявления инспектор выпишет штраф, а также вынесет предписание для их устранения, соблюдение которого он проверит при повторном визите. Также, в зависимости от характера нарушений инспектор может не ограничиться предписанием, а принять более жёсткие меры в соответствии с имеющимися у него полномочиями.

Чтобы получить комментарий юриста – задавайте вопросы ниже

Похожие публикации