Переходы железных дорог трубопроводами. Подземные переходы трубопроводов через железные и автомобильные дороги Цпи 22 переходы железных дорог трубопроводами

РАЗРАБОТАНО Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ МПС) совместно с Главным управлением пути МПС России

СОСТАВИТЕЛИ: П.И.Дыдышко, В.В.Соколов

УТВЕРЖДЕНО приказом Главного управления пути МПС от 17 марта 1995 г. N ЦПИ-22

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требованиями настоящего отраслевого нормативного документа следует руководствоваться при проектировании переходов железных дорог трубопроводами различного назначения - тепловые сети, нефтепродуктопроводы, нефтепроводы, газопроводы, канализационные трубопроводы, водопроводы наружных сетей водоснабжения и др., а также при проектировании и осуществлении мероприятий по устранению деформаций железнодорожного земляного полотна, возникающих в местах существующих пересечений с этими инженерными коммуникациями.

1.2. Переходы железнодорожных линий трубопроводами необходимо предусматривать путем надземной прокладки (на опорах или эстакадах) или подземной - под земляным полотном. При этом должна быть учтена перспектива укладки дополнительных (вторых, третьих и четвертых) главных путей или развития станций.

1.3. К переходам газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и т.п. следует предъявлять требования как к участкам повышенной категории.

1.4. При уширении земляного полотна под укладку дополнительных главных путей или развитии станций рабочий трубопровод в месте пересечения должен быть реконструирован или переустроен (на новой оси) с учетом соответствующего увеличения длины участка повышенной категории и, при необходимости, подвергнут гидроиспытанию. Защитная труба должна быть, соответственно, удлинена.

1.5. В районах распространения вечномерзлых грунтов переходы трубопроводами через железные дороги на перегонах и станциях следует осуществлять, как правило, надземной прокладкой по эстакадам. Подземную прокладку в указанных районах можно предусматривать в непросадочных при оттаивании грунтах основания. На участках с залеганием просадочных при оттаивании грунтов на глубине менее 25 м подземная прокладка разрешается при проектировании специальных мероприятий по предупреждению оттаивания и осадки на основе теплотехнических расчетов.

1.6. При проектировании подземного перехода железной дороги трубопроводами на участках с залеганием в земляном полотне грунтов, подверженных морозному пучению, необходимо выполнять теплотехнические расчеты для предупреждения недопустимых нарушений режима температуры и морозного пучения этих грунтов. Неравномерное пучение железнодорожного пути в продольном профиле обусловлено разницей в глубинах промерзания-оттаивания грунта над трубопроводом и вне зоны его теплового влияния. К подверженным морозному пучению грунтам железнодорожного земляного полотна следует относить следующие их виды: глинистые (глины, суглинки, супеси); крупнообломочные с глинистым заполнителем при содержании частиц размером менее 0,1 мм в количестве более 20% по массе; легковыветривающиеся породы (аргиллиты, алевроиты, мергели, сланцы) в зоне активного выветривания; пылеватые пески при насыщении их водой; торфы и заторфованные грунты.

При подземном переходе железных дорог рабочий трубопровод должен быть заключен в защитную трубу (канал, тоннель). Укладка трубопровода непосредственно в грунт недопустима. Теплотехническим расчетом необходимо определить параметры заложения трубопровода (глубину заложения от подошвы рельсов до верха защитной трубы и температуру воздуха в защитной трубе), при которых сезонные деформации пути от морозного пучения будут равномерными, не превышающими установленных норм содержания для данного класса пути.

При устройстве подземных переходов или ликвидации пучин на существующих пересечениях тепловое влияние трубопроводов на морозное пучение грунтов железнодорожного земляного полотна может быть устранено следующими способами:

- заглубление трубопроводов на расчетную величину;

- уменьшение потерь тепла тепловой изоляцией рабочих трубопроводов;

- отвод избыточного тепла из защитной трубы с помощью естественной приточно-вытяжной вентиляции;

- вырезка и замена пучинистого грунта на дренирующий по расчету во всей зоне сезонного промерзания-оттаивания с продольными сопряжениями; тепловая изоляция из пенопласта с продольными сопряжениями.

Каждый из этих способов может быть применен как самостоятельное мероприятие или в комплексе с другими способами.

1.7. При подземном переходе эксплуатируемых железнодорожных линий трубопроводами открытый способ проходки, как правило, не допускается.

1.8. При постройке железных дорог над существующими трубопроводами рабочий трубопровод в месте пересечения следует заключать в защитную трубу. Замена защитной трубы или рабочего трубопровода должна выполняться в соответствии с требованиями настоящих норм.

1.9. Трубопроводы следует располагать под земляным полотном железной дороги вне горловины станции на расстоянии от стрелочных переводов и других пересечений пути не менее 20 м. Минимальное расстояние от трубопроводов до искусственных сооружений (мостов, водопропускных труб и т.д.) необходимо предусматривать в соответствии со степенью их опасности для нормальной эксплуатации железной дороги, но не менее 30 м, до мест присоединения отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных дорог - 10 м, до опор контактной сети - 3 м.

1.10. Конструкция перехода через железную дорогу должна обеспечивать возможность периодических осмотров, текущего ремонта, отключения и опорожнения трубопроводов. На переходах газопроводов, нефтепродуктопроводов и т.п. необходимо дополнительно предусматривать устройства по оповещению и блокировке движения поездов в случае возникновения опасности.

1.11. При подземной прокладке на перегонах и станциях трубопровод должен быть заключен в защитную трубу (канал, тоннель). На пересечениях с трубопроводами, транспортирующими взрыво- или огнеопасные продукты (газ, нефть и др.), конец защитной трубы следует располагать не менее чем в 50 м от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений - от крайнего водоотводного сооружения, а на пересечениях с водопроводами, линиями канализации, тепловыми сетями и т.п. - не менее чем на 10 м с каждой стороны.

Расстояние по вертикали от верха защитной трубы (канала, тоннеля) до подошвы рельса железных дорог следует принимать не менее 2 м, а при устройстве перехода методом прокола или горизонтального бурения - 3 м. Верх защитной трубы должен располагаться, кроме того, на 1,5 м ниже дна водоотводных сооружений или подошвы насыпи. Устройство переходов в теле насыпи запрещается.

Заглубление трубопроводов, пересекающих земляное полотно, сложенное пучинистыми грунтами, следует определять расчетом, исходя из условий, при которых исключается влияние тепловыделений или стока тепла на равномерность морозного пучения грунта. При невозможности обеспечить заданный температурный режим за счет заглубления трубопроводов, должна предусматриваться вентиляция защитной трубы (канала, тоннеля), замена или тепловая изоляция пучинистого грунта на участке пересечения, надземная прокладка трубопроводов на эстакаде или в самонесущем футляре.

1.12. При подземном пересечении железных дорог на участках насыпей высотой более 6 м, а также на косогорных участках (с уклоном круче 1:5) проект пересечения должен предусматривать дополнительные мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна. В глубоких выемках подземное или надземное пересечение железных дорог трубопроводами выбирают на основе технико-экономического сравнения вариантов.

1.13. Передача нагрузки на рабочий трубопровод от веса вышележащего грунта и подвижного состава не допускается, защитная труба и ее соединения должны быть водонепроницаемы и рассчитаны на восприятие веса вышележащего грунта и подвижной нагрузки от 4-х осного грузового вагона 30 тс/ось. Размеры поперечного сечения защитной трубы следует принимать с учетом устройства тепловой изоляции рабочих трубопроводов. При отводе избыточного тепла из тоннеля - защитной трубы живое сечение его должно обеспечивать потребный расход воздуха при естественной приточно-вытяжной вентиляции.

1.14. Длина защитной трубы зависит от количества путей на участке перехода рабочих отметок земляного полотна, конструкции водоотводных сооружений и расположения колодцев.

1.15. Расстояние от подошвы рельса до верха защитной трубы при расположении в земляном полотне пучинистых грунтов определяют теплотехническим расчетом, методика которого приведена в настоящем документе.

1.16. При невозможности понижения температуры воздуха в защитной трубе до требуемой величины устраивают естественную приточно-вытяжную вентиляцию. Защитная труба является вентиляционным тоннелем и концы ее примыкают к камерам, расположенным по обе стороны земляного полотна. Над камерами сооружают приточную и вытяжную шахты. Приточная и вытяжная шахты систем вентиляции должны сообщаться только с наружным воздухом и вентилируемым тоннелем. Вентилируемый тоннель наглухо отделяют от каналов подходной магистральной части трубопровода вентиляционными перегородками.

1.17. Расстояние от места понижения давления газа до подземного перехода газопроводом железной дороги следует назначать из расчета недопущения отрицательной температуры газа в месте перехода в годовом цикле.

2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ТРУБОПРОВОДАМИ

2.1. Проектирование пересечений земляного полотна трубопроводами и теплотехнический расчет производят на основании данных:

- топографического плана участка перехода, поперечного профиля земляного полотна, а также схемы путей и размещения различных железнодорожных устройств вблизи места перехода;

- инженерно-геологических разрезов по оси трубопровода и железной дороги;

- состава, свойств и напластований грунтов земляного полотна и его основания;

- данных о глубине грунтовых вод и их режиме;

- лабораторного исследования грунтов;

- многолетних среднемесячных данных о температуре воздуха в зимний период;

- данных о величине равномерного морозного пучения грунтов земляного полотна в месте перехода.

2.2. На стадии технико-экономического обоснования вариантов перехода допускается принимать ориентировочные величины пучения грунтов земляного полотна, равные 20-40 мм для европейской части Российской Федерации и 60-80 мм для дорог Урала, Сибири и Дальнего Востока. При инженерно-геологическом обследовании величину равномерного пучения пути определяют по результатам двух нивелирований пути. Первое нивелирование выполняют осенью с наступлением отрицательной температуры воздуха, а второе - в период максимального промерзания грунта. Как исключение, может быть допущено проведение первого нивелирования в период максимального промерзания грунта, а второго - после полного оттаивания грунта до начала летних путевых работ. Путь нивелируют по головкам рельсов в закрепленных через 5 м точках с привязкой их к невыпучивающемуся реперу по программе Приложения 1 Технических указаний по устранению пучин и просадок железнодорожного пути ЦП/4369, утвержденных МПС 07.03.86 г., М., 1987. Протяженность участка нивелирования принимают равной 150 м (по 75 м от оси проектируемого перехода в каждую сторону). В качестве наблюденной величины равномерного пучения принимают максимальное ее значение на участке нивелирования. Расчетную величину этого параметра определяют в соответствии с требованиями Технических указаний ЦП/4369.

2.3. Глубину промерзания грунтов земляного полотна определяют расчетом по номограммам в соответствии с методикой, изложенной в Технических указаниях ЦП/4369.

2.4. Уровень грунтовых вод (УГВ) устанавливают в скважинах глубиной не менее 4,5 м, которые закладывают на обочине земляного полотна и за его пределами (за бровкой выемки, в основании насыпи). УГВ измеряют до его полного установления. При необходимости скважины на этот период оборудуют фильтром.

2.5. Пробы грунта для лабораторного анализа его физических свойств (естественная влажность грунта, влажность на пределах пластичности, гранулометрический состав, плотность и др.) отбирают по программе Технических указаний ЦП/4369. По данным анализов грунты классифицируют в соответствии с ГОСТ 25100-82 "Грунты. Классификация".

2.6. После устройства подземного перехода железной дороги трубопроводом в конце зимнего периода проверяют соответствие температуры воздуха в защитной трубе ее расчетному значению. Если измеренная величина превышает расчетную больше, чем на 5%, то принимают дополнительные меры для снижения температуры воздуха в защитной трубе.

Температуру воздуха в защитной трубе (температуру ее поверхности) определяют в конце зимы вытяжными термометрами, размещаемыми внутри трубы. Температура поверхности трубопровода может быть измерена также термометрами, которые устанавливают в скважине, закладывают в сечении по оси трубопровода.

2.7. Организация инженерно-геологических работ на пути, обеспечение безопасности движения поездов, безопасности людей, ограждение сигналами мест производства инженерно-геологических выработок и т.п. определяются совместно ответственными представителями проектной организации и дистанции пути в зависимости от местных условий и объемов работ.

2.8. Проект перехода трубопровода под железной дорогой должен быть согласован главным инженером железной дороги.

На согласование представляют следующие материалы:

- общий вид перехода в плане с указанием точного места перехода (км, пикет, плюс);

- продольные и поперечные профили по осям трубопровода и земляного полотна с соответствующими инженерно-геологическими разрезами и конструкцией перехода;

- теплотехнический расчет трубопровода, пересекающего земляное полотно;

Схемы и графики производства работ с указанием мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов во время производства работ.

Согласованные проекты перехода трубопроводов через железную дорогу следует учитывать в специальных журналах с указанием места пересечения (перегон, км, пикет, плюс) и основных характеристик перехода.

Работы в полосе отвода могут производиться только после согласования проекта под обязательным техническим надзором дистанции пути, а при необходимости - дистанции сигнализации и связи и других линейных подразделений железной дороги.

3. МЕТОДИКА ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ТРУБОПРОВОДОВ ПРИ ПОДЗЕМНОМ ПЕРЕХОДЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

3.1. Характеристики расчетных климатических районов

3.1.1. Допустимая глубина заложения трубопровода и температура воздуха в защитной трубе (кожухе) (рис.1), при которой сезонные деформации пути (морозное пучение грунтов и осадка при оттаивании) не будут превышать установленных норм текущего содержания, определяются в зависимости от климатических условий. Расчетным климатическим параметром является многолетняя средняя сумма градусо-суток отрицательных температур наружного воздуха , °С сутки. Общая сеть железных дорог Российской Федерации подразделяется на следующие расчетные климатические районы:

N района

, °C сутки

Рис.1 Расчетная схема рабочего трубопровода в защитной трубе при пересечении земляного полотна

Рис.1 Расчетная схема рабочего трубопровода в защитной трубе при пересечении земляного полотна

Значения определяют по данным ближайшей метеостанции. В качестве расчетного принимают период максимального промерзания грунта (март-апрель).

3.1.2. Температуру грунтов земляного полотна на различной глубине от верха балластной призмы в расчетных климатических районах устанавливают по данным табл.1.

Таблица 1

Глубина, м

Температура грунта , °С, для климатических районов

3.1.3. Расчетную температуру наружного воздуха в период максимального промерзания грунта принимают по табл.2.

Таблица 2

Расчетный климатический район

Расчетная температура наружного воздуха , °С

3.2. Глубина заложения и температура воздуха защитной трубы

3.2.1. Глубину заложения трубопроводов от подошвы рельсов до верха защитной трубы определяют в зависимости от класса пути, расчетной величины пучения и уровня залегания грунтовых вод (УГВ). Для путей 1-3 классов допустимые значения и устанавливают по табл.3-6, 4-5 классов - по табл.7-10. Верхнее значение величины в таблицах дано для условий глубокого расположения грунтовых вод (УГВ находится на глубине в полтора раза больше глубины промерзания ), нижнее значение соответствует УГВ<1,5 .

Для моделирования температурных полей и для других расчётов необходимо узнать температуру грунта на заданной глубине.

Температуру грунта на глубине измеряют с помощью вытяжных почвенно- глубинных термометров. Это плановые исследования, которые регулярно проводят метеорологические станции. Данные исследований служат основой для климатических атласов и нормативной документации.

Для получения температуры грунта на заданной глубине можно попробовать, например, два простых способа. Оба способа заключаются в использовании справочной литературы:

  1. Для приближённого определения температуры можно использовать документ ЦПИ-22. «Переходы железных дорог трубопроводами». Здесь в рамках методики теплотехнического расчёта трубопроводов приводится таблица 1, где для определённых климатических районов приводятся величины температур грунта в зависимости от глубины измерения. Эту таблицу я привожу здесь ниже.

Таблица 1

  1. Таблица температур грунта на различных глубинах из источника «в помощь работнику газовой промышленности» еще времён СССР

Нормативные глубины промерзания для некоторых городов:

Глубина промерзания грунта зависит от типа грунта:

Я думаю, что самый простой вариант, это воспользоваться вышеуказанными справочными данными, а затем интерполировать.

Самый надёжный вариант для точных расчётов с использованием температур грунта — воспользоваться данными метеорологических служб. На базе метеорологических служб работают некоторые онлайн справочники. Например, http://www.atlas-yakutia.ru/.

Здесь достаточно выбрать населённый пункт, тип грунта и можно получить температурную карту грунта или её данные в табличной форме. В принципе, удобно, но похоже этот ресурс платный.

Если Вы знаете ещё способы определения температуры грунта на заданной глубине, то, пожалуйста, пишите комментарии.

Возможно Вам будет интересен следующий материал:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требованиями настоящего отраслевого нормативного
документа следует руководствоваться при проектировании переходов
железных дорог трубопроводами различного назначения - тепловые
сети, нефтепродуктопроводы, нефтепроводы, газопроводы,
канализационные трубопроводы, водопроводы наружных сетей
водоснабжения и др., а также при проектировании и осуществлении
мероприятий по устранению деформаций железнодорожного земляного
полотна, возникающих в местах существующих пересечений с этими
инженерными коммуникациями.
1.2. Переходы железнодорожных линий трубопроводами необходимо
предусматривать путем надземной прокладки (на опорах или
эстакадах) или подземной - под земляным полотном. При этом должна
быть учтена перспектива укладки дополнительных (вторых, третьих и
четвертых) главных путей или развития станций.
1.3. К переходам газопроводов, нефтепроводов,
нефтепродуктопроводов и т.п. следует предъявлять требования как к
участкам повышенной категории.
1.4. При уширении земляного полотна под укладку дополнительных
главных путей или развитии станций рабочий трубопровод в месте
пересечения должен быть реконструирован или переустроен (на новой
оси) с учетом соответствующего увеличения длины участка повышенной
категории и, при необходимости, подвергнут гидроиспытанию.
Защитная труба должна быть, соответственно, удлинена.
1.5. В районах распространения вечномерзлых грунтов переходы
трубопроводами через железные дороги на перегонах и станциях
следует осуществлять, как правило, надземной прокладкой по
эстакадам. Подземную прокладку в указанных районах можно
предусматривать в непросадочных при оттаивании грунтах основания.
На участках с залеганием просадочных при оттаивании грунтов на
глубине менее 25 м подземная прокладка разрешается при
проектировании специальных мероприятий по предупреждению
оттаивания и осадки на основе теплотехнических расчетов.
1.6. При проектировании подземного перехода железной дороги
трубопроводами на участках с залеганием в земляном полотне
грунтов, подверженных морозному пучению, необходимо выполнять
теплотехнические расчеты для предупреждения недопустимых нарушений
режима температуры и морозного пучения этих грунтов. Неравномерное
пучение железнодорожного пути в продольном профиле обусловлено
разницей в глубинах промерзания-оттаивания грунта над
трубопроводом и вне зоны его теплового влияния. К подверженным
морозному пучению грунтам железнодорожного земляного полотна
следует относить следующие их виды: глинистые (глины, суглинки,
супеси); крупнообломочные с глинистым заполнителем при содержании
частиц размером менее 0,1 мм в количестве более 20% по массе;
легковыветривающиеся породы (аргиллиты, алевроиты, мергели,
сланцы) в зоне активного выветривания; пылеватые пески при
насыщении их водой; торфы и заторфованные грунты.
При подземном переходе железных дорог рабочий трубопровод
должен быть заключен в защитную трубу (канал, тоннель). Укладка
трубопровода непосредственно в грунт недопустима. Теплотехническим
расчетом необходимо определить параметры заложения трубопровода
(глубину заложения от подошвы рельсов до верха защитной трубы и
температуру воздуха в защитной трубе), при которых сезонные
деформации пути от морозного пучения будут равномерными, не
превышающими установленных норм содержания для данного класса
пути.
При устройстве подземных переходов или ликвидации пучин на
существующих пересечениях тепловое влияние трубопроводов на
морозное пучение грунтов железнодорожного земляного полотна может
быть устранено следующими способами:
- заглубление трубопроводов на расчетную величину;
- уменьшение потерь тепла тепловой изоляцией рабочих
трубопроводов;
- отвод избыточного тепла из защитной трубы с помощью
естественной приточно-вытяжной вентиляции;
- вырезка и замена пучинистого грунта на дренирующий по
расчету во всей зоне сезонного промерзания-оттаивания с
продольными сопряжениями; тепловая изоляция из пенопласта с
продольными сопряжениями.
Каждый из этих способов может быть применен как
самостоятельное мероприятие или в комплексе с другими способами.
1.7. При подземном переходе эксплуатируемых железнодорожных
линий трубопроводами открытый способ проходки, как правило, не
допускается.
1.8. При постройке железных дорог над существующими
трубопроводами рабочий трубопровод в месте пересечения следует
заключать в защитную трубу. Замена защитной трубы или рабочего
трубопровода должна выполняться в соответствии с требованиями
настоящих норм.
1.9. Трубопроводы следует располагать под земляным полотном
железной дороги вне горловины станции на расстоянии от стрелочных
переводов и других пересечений пути не менее 20 м. Минимальное
расстояние от трубопроводов до искусственных сооружений (мостов,
водопропускных труб и т.д.) необходимо предусматривать в
соответствии со степенью их опасности для нормальной эксплуатации
железной дороги, но не менее 30 м, до мест присоединения
отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных дорог
- 10 м, до опор контактной сети - 3 м.
1.10. Конструкция перехода через железную дорогу должна
обеспечивать возможность периодических осмотров, текущего ремонта,
отключения и опорожнения трубопроводов. На переходах газопроводов,
нефтепродуктопроводов и т.п. необходимо дополнительно
предусматривать устройства по оповещению и блокировке движения
поездов в случае возникновения опасности.
1.11. При подземной прокладке на перегонах и станциях
трубопровод должен быть заключен в защитную трубу (канал,
тоннель). На пересечениях с трубопроводами, транспортирующими
взрыво- или огнеопасные продукты (газ, нефть и др.), конец
защитной трубы следует располагать не менее чем в 50 м от подошвы
откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных
сооружений - от крайнего водоотводного сооружения, а на
пересечениях с водопроводами, линиями канализации, тепловыми
сетями и т.п. - не менее чем на 10 м с каждой стороны.
Расстояние по вертикали от верха защитной трубы (канала,
тоннеля) до подошвы рельса железных дорог следует принимать не
менее 2 м, а при устройстве перехода методом прокола или
горизонтального бурения - 3 м. Верх защитной трубы должен
располагаться, кроме того, на 1,5 м ниже дна водоотводных
сооружений или подошвы насыпи. Устройство переходов в теле насыпи
запрещается.
Заглубление трубопроводов, пересекающих земляное полотно,
сложенное пучинистыми грунтами, следует определять расчетом,
исходя из условий, при которых исключается влияние тепловыделений
или стока тепла на равномерность морозного пучения грунта. При
невозможности обеспечить заданный температурный режим за счет
заглубления трубопроводов, должна предусматриваться вентиляция
защитной трубы (канала, тоннеля), замена или тепловая изоляция
пучинистого грунта на участке пересечения, надземная прокладка
трубопроводов на эстакаде или в самонесущем футляре.
1.12. При подземном пересечении железных дорог на участках
насыпей высотой более 6 м, а также на косогорных участках (с
уклоном круче 1:5) проект пересечения должен предусматривать
дополнительные мероприятия по обеспечению устойчивости земляного
полотна. В глубоких выемках подземное или надземное пересечение
железных дорог трубопроводами выбирают на основе
технико-экономического сравнения вариантов.
1.13. Передача нагрузки на рабочий трубопровод от веса
вышележащего грунта и подвижного состава не допускается, защитная
труба и ее соединения должны быть водонепроницаемы и рассчитаны на
восприятие веса вышележащего грунта и подвижной нагрузки от 4-х
осного грузового вагона 30 тс/ось. Размеры поперечного сечения
защитной трубы следует принимать с учетом устройства тепловой
изоляции рабочих трубопроводов. При отводе избыточного тепла из
тоннеля - защитной трубы живое сечение его должно обеспечивать
потребный расход воздуха при естественной приточно-вытяжной
вентиляции.
1.14. Длина защитной трубы зависит от количества путей на
участке перехода рабочих отметок земляного полотна, конструкции
водоотводных сооружений и расположения колодцев.
1.15. Расстояние от подошвы рельса до верха защитной трубы при
расположении в земляном полотне пучинистых грунтов определяют
теплотехническим расчетом, методика которого приведена в настоящем
документе.
1.16. При невозможности понижения температуры воздуха в
защитной трубе до требуемой величины устраивают естественную
приточно-вытяжную вентиляцию. Защитная труба является
вентиляционным тоннелем и концы ее примыкают к камерам,
расположенным по обе стороны земляного полотна. Над камерами
сооружают приточную и вытяжную шахты. Приточная и вытяжная шахты
систем вентиляции должны сообщаться только с наружным воздухом и
вентилируемым тоннелем. Вентилируемый тоннель наглухо отделяют от
каналов подходной магистральной части трубопровода вентиляционными
перегородками.
1.17. Расстояние от места понижения давления газа до
подземного перехода газопроводом железной дороги следует назначать
из расчета недопущения отрицательной температуры газа в месте
перехода в годовом цикле.

2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПЕРЕХОДОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ТРУБОПРОВОДАМИ

2.1. Проектирование пересечений земляного полотна
трубопроводами и теплотехнический расчет производят на основании
данных:
- топографического плана участка перехода, поперечного профиля
земляного полотна, а также схемы путей и размещения различных
железнодорожных устройств вблизи места перехода;
- инженерно-геологических разрезов по оси трубопровода и
железной дороги;
- состава, свойств и напластований грунтов земляного полотна и
его основания;
- данных о глубине грунтовых вод и их режиме;
- лабораторного исследования грунтов;
- многолетних среднемесячных данных о температуре воздуха в
зимний период;
- данных о величине равномерного морозного пучения грунтов
земляного полотна в месте перехода.
2.2. На стадии технико-экономического обоснования вариантов
перехода допускается принимать ориентировочные величины пучения
грунтов земляного полотна равные 20-40 мм для европейской части
Российской Федерации и 60-80 мм для дорог Урала, Сибири и Дальнего
Востока. При инженерно-геологическом обследовании величину
равномерного пучения пути определяют по результатам двух
нивелирований пути. Первое нивелирование выполняют осенью с
наступлением отрицательной температуры воздуха, а второе - в
период максимального промерзания грунта. Как исключение, может
быть допущено проведение первого нивелирования в период
максимального промерзания грунта, а второго - после полного
оттаивания грунта до начала летних путевых работ. Путь нивелируют
по головкам рельсов в закрепленных через 5 м точках с привязкой их
к невыпучивающемуся реперу по программе Приложения 1 Технических
указаний по устранению пучин и просадок железнодорожного пути
ЦП-4369, утвержденных МПС 07.03.86г., М., 1987. Протяженность
участка нивелирования принимают равной 150м (по 75 м от оси
проектируемого перехода в каждую сторону). В качестве наблюденной
величины равномерного пучения принимают максимальное ее значение
на участке нивелирования. Расчетную величину этого параметра
определяют в соответствии с требованиями Технических
указаний ЦП4369.
2.3. Глубину промерзания грунтов земляного полотна определяют
расчетом по номограммам в соответствии с методикой, изложенной в
Технических указаниях ЦП/4369.
2.4. Уровень грунтовых вод (УГВ) устанавливают в скважинах
глубиной не менее 4,5 м, которые закладывают на обочине земляного
полотна и за его пределами (за бровкой выемки, в основании
насыпи). УГВ измеряют до его полного установления. При
необходимости скважины на этот период оборудуют фильтром.
2.5. Пробы грунта для лабораторного анализа его физических
свойств (естественная влажность грунта, влажность на пределах
пластичности, гранулометрический состав, плотность и др.) отбирают
по программе Технических указаний ЦП-4369. По данным анализов
грунты классифицируют в соответствии с ГОСТ 25100-82 "Грунты.
Классификация".
2.6. После устройства подземного перехода железной дороги
трубопроводом в конце зимнего периода проверяют соответствие
температуры воздуха в защитной трубе ее расчетному значению. Если
измеренная величина превышает расчетную больше, чем на 5%, то
принимают дополнительные меры для снижения температуры воздуха в
защитной трубе.
Температуру воздуха в защитной трубе (температуру ее
поверхности) определяют в конце зимы вытяжными термометрами,
размещаемыми внутри трубы. Температура поверхности трубопровода
может быть измерена также термометрами, которые устанавливают в
скважине, закладывают в сечении по оси трубопровода
2.7. Организация инженерно-геологических работ на пути,
обеспечение безопасности движения поездов, безопасности людей,
ограждение сигналами мест производства инженерно-геологических
выработок и т.п. определяются совместно ответственными
представителями проектной организации и дистанции пути в
зависимости от местных условий и объемов работ.
2.8. Проект перехода трубопровода под железной дорогой должен
быть согласован главным инженером железной дороги. На согласование
представляют следующие материалы:
- общий вид перехода в плане с указанием точного места
перехода (км, пикет, плюс);
- продольные и поперечные профили по осям трубопровода и
земляного полотна с соответствующими инженерно-геологическими
разрезами и конструкцией перехода;
- теплотехнический расчет трубопровода, пересекающего земляное
полотно;
- схемы и графики производства работ с указанием мероприятий
по обеспечению безопасности движения поездов во время производства
работ.
Согласованные проекты перехода трубопроводов через железную
дорогу следует учитывать в специальных журналах с указанием места
пересечения (перегон, км, пикет, плюс) и основных характеристик
перехода.
Работы в полосе отвода могут производиться только после
согласования проекта под обязательным техническим надзором
дистанции пути, а при необходимости - дистанции сигнализации и
связи и других линейных подразделений железной дороги.

6.31*. Переходы трубопроводов через железные и автомобильные дороги следует предусматривать в местах прохождения дорог по насыпям либо в местах с нулевыми отметками и в исключительных случаях - при соответствующем обосновании в выемках дорог.

Угол пересечения трубопровода с железными и автомобильными дорогами должен быть, как правило, 90°. Прокладка трубопровода через тело насыпи не допускается.

6.32*. Участки трубопроводов, прокладываемых на переходах через железные и автомобильные дороги всех категорий с усовершенствованным покрытием капитального и облегченного типов, должны предусматриваться в защитном футляре (кожухе) из стальных труб или в тоннеле, диаметр которых определяется условием производства работ и конструкцией переходов и должен быть больше наружного диаметра трубопровода не менее чем на 200 мм.

Концы футляра должны выводиться на расстояние:

а) при прокладке трубопровода через железные дороги:

от осей крайних путей - 50 м, но не менее 5 м от подошвы откоса насыпи и 3 м от бровки откоса выемки;

от крайнего водоотводного сооружения земляного полотна (кювета, нагорной канавы, резерва) - 3 м;

б) при прокладке трубопровода через автомобильные дороги - от бровки земляного полотна - 25 м, но не менее 2 м от подошвы насыпи.

Концы футляров, устанавливаемых на участках переходов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через автомобильные дороги III, III-п, IV-п, IV и V категорий, должны выводиться на 5 м от бровки земляного полотна.

Прокладка кабеля связи трубопровода на участках его перехода через железные и автомобильные дороги должна производиться в защитном футляре или отдельно в трубах.

6.33*. На подземных переходах газопроводов через железные и автомобильные дороги концы защитных футляров должны иметь уплотнения из диэлектрического материала.

На одном из концов футляра или тоннеля следует предусматривать вытяжную свечу на расстоянии по горизонтали, м, не менее:

от оси крайнего пути железных дорог общего пользования.......... 40

то же, промышленных дорог....................................... 25

от подошвы земляного полотна автомобильных дорог................ 25

Высота вытяжной свечи от уровня земли должна быть не менее 5 м.

6.34*. Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами общей сети, должно быть не менее 2 м от подошвы рельса до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 1,5 м от дна кювета, лотка или дренажа.

Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под автомобильными дорогами всех категорий, должно приниматься не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,4 м от дна кювета, водоотводной канавы или дренажа.

При прокладке трубопровода без защитных футляров вышеуказанные глубины следует принимать до верхней образующей трубопровода.

Заглубление участков трубопровода под автомобильными дорогами на территории КС и НПС принимается в соответствии с требованиями СНиП II-89-80*.

6.35. Расстояние между параллельными трубопроводами на участках их переходов под железными и автомобильными дорогами следует назначать исходя из грунтовых условий и условий производства работ, но во всех случаях это расстояние должно быть не менее расстояний, принятых при подземной прокладке линейной части магистральных трубопроводов.

6.36. Пересечение трубопроводов с рельсовыми путями электрифицированного транспорта под стрелками и крестовинами, а также в местах присоединения к рельсам отсасывающих кабелей не допускается.

6.37. Минимальное расстояние по горизонтали в свету от подземного трубопровода в местах его перехода через железные дороги общей сети должно приниматься, м, до:

стрелок и крестовин железнодорожного пути и мест присоединения

отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных

дорог............................................................ 10

стрелок и крестовин железнодорожного пути при пучинистых

грунтах.......................................................... 20

труб, тоннелей и других искусственных сооружений на железных

дорогах......................................................... 30

О пересечении железнодорожных линий ОАО «РЖД» инженерными

коммуникациями

Введение

Настоящая Инструкция о пересечении железнодорожных линий ОАО «РЖД» инженерными коммуникациями (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и является нормативным документом ОАО «РЖД».
Инструкцией необходимо руководствоваться:

  • при выборе места пересечения железнодорожных линий инженерными коммуникациями различного назначения - газопроводами, нефтепроводами, тепловыми сетями, водопроводом, канализацией, линиями электропередачи, связи и выдаче технических условий на эти пересечения;
  • при согласовании проектной документации на пересечение железнодорожных линий инженерными коммуникациями;
  • при допуске к производству работ по пересечению железнодорожных линий инженерными коммуникациями;
  • при техническом надзоре за производством работ по пересечению железнодорожных линий инженерными коммуникациями.

В настоящей Инструкции использованы нормативные ссылки на следующие своды правил и строительные нормы:
1) СП 31.13330.2012 (СНиН 2.04.02-84) Водоснабжение. Наружные сети и сооружения;
2) СП 32.13330.2012 (СНиП 2.04.03-85) Канализация. Наружные сети и сооружения;
3) СП 35.13330.2011 (СНиП 2.05.03-84) Мосты и трубы;
4) СП 36.13330.2011 (СНиП 2.05.06-85) Магистральные трубопроводы;
5) СП 47.13330.2012 (СНиП 11-02-96) Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.
6) СП 62.13330.2011 (СНиП 42-01-2002) Газораспределительные системы;
7) СП 119.13330.2012(СНиП 32-01-95) Железные дороги колеи 1520 мм;
8) СП 124.13330.2012 (СНиП 41-02-2003) Тепловые сети;
9) СП 125.13330.2012 (СНиП 2.05.13-90) Нефтепроводы, прокладываемые на территории городов и населенных пунктов.
10) ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений.
11) Правила прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог, утвержденные МПС СССР и Минтрансстроем СССР 14 июня 1988 г.
Перечень упоминаемых в Инструкции нормативных правовых актов Российской Федерации и ОАО «РЖД»:
1) Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ.
2) «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286.
3) Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», утвержденные.
4) Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации».
6) Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
7) «Правила устройства электроустановок», утвержденные Приказом Минэнерго России от 9 апреля 2003 г. № 150.
8) «Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог», утвержденные МПС России 11 декабря 2001 г. № ЦЭ-868.
9) «Правила по прокладке и монтажу кабелей устройств СЦБ» № ПР 32 ЦШ 10.01-95, утвержденные МПС России 10 января 1995 г.
10) «Правила прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог», утвержденные МПС России 12 июня 1998 г.
11) «Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством, усилением, реконструкцией объектов федерального железнодорожного транспорта» № ЦУКС-799, утвержденные МПС России 25 декабря 2010 г.
12) Положение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 30 августа 2013 г. № 1932р.
Примечание - При пользовании настоящей Инструкцией целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящей Инструкцией следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

2. Термины и определения

В настоящей Инструкции применены следующие термины с соответствующими определениями:
1) владелец коммуникации - юридическое или физическое лицо, имеющее на праве собственности или ином законном праве инженерную коммуникацию;
2) воздушная линия электропередачи - устройство, предназначенное для передачи и распределения электрической энергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикрепленным через изоляторы к опорам или другим сооружениям;
3) железнодорожная линия - комплекс железнодорожных технологических устройств, сооружений и оборудования, полностью обеспечивающий продвижение по нему поездов, включая операции по формированию, расформированию, обороту, техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава (примечание - синоним термина «железнодорожная линия» - термин «железнодорожная инфраструктура»);
4) железнодорожный пикетаж - ордината привязки на железнодорожной линии с указанием километра, внутри которого она находится, пикета внутри которого она находится и метра от начала данного пикета;
5) земляное полотно - комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащий основанием для верхнего строения железнодорожного пути, который воспринимает нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава;
6) инженерные коммуникации - совокупность сооружений и коммуникаций непосредственно используемых в процессе передачи газо-, нефте-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, электроэнергии, связи и информации;
7) инженерные сети - системы трубопроводов коммунального хозяйства, предназначенные для обеспечения потребителей централизованным теплоснабжением, водой и для отвода канализационных вод;
8) линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно- кабельные сооружения связи;
9) линия электропередачи - электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором;
10) перегон - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;
11) пересечение - место перекрещивания железнодорожной линии с инженерными коммуникациями (примечание - синоним термина «пересечения» - термин «переход»);
12) подвесной пакет - конструкция из железнодорожных рельсов или фасонной стали предназначенная для перекрытия участка работ под железнодорожным путем;
13) предохранительные устройства - технические мероприятия и конструкции, обеспечивающие безопасность и бесперебойность движения поездов при производстве подземных работ (подвесные и страховочные пакеты, закрепление грунтов вяжущими материалами и специальными конструкциями, применяемыми в соответствии с проектным решением);
14) страховочный пакет - конструкция из железнодорожных рельсов, устраиваемая на железнодорожном пути, предназначаемая для обеспечения безопасности движения поездов при сооружении новых или реконструкции существующих подземных пересечений;
15)трубопровод - сооружение, предназначенное для транспортировки газообразных и жидких веществ под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы;
16) трубопровод повышенной опасности - газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы;
17) трудные условия - сложные топографические, инженерно- геологические, планировочные и другие местные условия, вызывающие значительное увеличение объема строительно-монтажных работ и рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


3. Общие положения

3.1. Работы по ремонту, реконструкции и строительству инженерных коммуникаций, располагающихся в полосе отвода железной дороги, производятся на основании договора между ОАО «РЖД» в лице железной дороги и организацией владельцем (будущим владельцем новой) инженерной коммуникации или организацией, уполномоченной владельцем на заключение данного договора (далее - владелец коммуникации). Договор заключается установленным в ОАО «РЖД» порядком.
Договор должен предусматривать:
1) выбор места расположения новой или реконструируемой вне существующей защитной трубы (канала, тоннеля) инженерной коммуникации в полосе отвода железной дороги, в том числе ее пересечения с железнодорожной линией;
2) выдачу технических условий на строительство, реконструкцию или ремонт инженерной коммуникации пересечения с учетом перспективы развития железнодорожной инфраструктуры;
3) обязательства владельца коммуникации по сохранению, либо восстановлению поврежденных железнодорожных сооружений и устройств при проведении строительных работ в полосе отвода;
4) субаренду участка полосы отвода под инженерные коммуникации;
5) договор субаренды участка полосы отвода заключается в порядке, установленном в ОАО «РЖД», в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами ОАО «РЖД»
6) соблюдение требований Положения об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 августа 2013 г. № 1932р (далее - Положение о безопасности);
7) установку и демонтаж предохранительных устройств, в том числе страховочных или подвесных пакетов, если это предусмотрено проектной документацией;
8) технический надзор владельцев объектов железнодорожной инфраструктуры за производством строительно-монтажных работ;
9) порядок передачи реконструируемых инженерных коммуникаций и устройств ОАО «РЖД», попадающих в зону строительства;
10) компенсацию затрат причастных структурных подразделений ОАО «РЖД» на организацию работ по пересечению железнодорожных линий инженерными коммуникациями;
11) соблюдение владельцем коммуникации порядка допуска для работ в полосе отвода железной дороги для периодических освидетельствований, устранения неисправностей, ремонтов и эксплуатации инженерных коммуникаций в зоне пересечения с железнодорожными линиями;
12) право проведения ОАО «РЖД» любых ремонтных и строительных работ на железнодорожной инфраструктуре при соблюдении нормативных значений расстояний от сооружений и обустройств до защитной трубы (канала, тоннеля) инженерной коммуникации.
3.2. Технические условия на пересечения железнодорожных линий инженерными коммуникации выдаются главным инженером железной дороги после согласования со всеми причастными филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД». Технические условия на пересечения инженерными сетями, линиями электропередачи до 110 кВ и связи допускается выдавать заместителям главного инженера железной дороги по региону.
3.3. В структурных подразделениях ОАО «РЖД» согласующих пересечения должен быть заведен журнал произвольной формы для учета выдачи технических условий и согласований с отметкой даты и результата рассмотрения, адреса владельца коммуникации, фамилии руководителя структурного подразделения ОАО «РЖД», производящего рассмотрение и согласование, и отметкой о завершении работ по устройству или реконструкции инженерной коммуникации. Копии плана и продольного профиля пересечений должны храниться во всех причастных структурных подразделениях ОАО «РЖД».

4. Порядок выбора места пересечения железнодорожных линий инженерными коммуникациями

4.1. На основании договора на пересечение между ОАО «РЖД» в лице начальника железной дороги и владельцем коммуникации заместитель главного инженера железной дороги по региону в соответствии с поручением главного инженера железной дороги, либо (при пересечений инженерными сетями, линиями электропередачи до ПО кВ и связи) самостоятельно в течение пяти рабочих дней формирует комиссию по выбору места пересечения в составе представителей причастных структурных подразделений дирекции инфраструктуры и других филиалов ОАО «РЖД» с участием владельца
коммуникации. Председателем комиссии является заместитель главного инженера железной дороги по региону, а в его отсутствии - лицо его замещающее.
4.2. Комиссия по выбору места пересечения натурным обследованием определяет расположение коммуникации в полосе отвода железной дороги с привязкой к существующим сооружениям и инженерным коммуникациям и выбирает створ пересечения с точной привязкой к железнодорожному пикетажу (км, пикет, м). Результаты работы комиссии оформляются актом произвольной формы, утверждаемым главным инженером железной дороги по региону в течение пяти рабочих дней после формирования комиссии.
4.3. При рассмотрении трассы прокладки инженерных коммуникаций в полосе отвода железной дороги, в том числе створа пересечения должны быть учтены:
13) нормативные значения СП 119.13330.2012 (СНиП 32-01-95) «Железные дороги колеи 1520 мм» и раздела 6 настоящей Инструкции;
14) возможность последующих ремонтов и модернизации объектов железнодорожной инфраструктуры;
15) возможность подъезда к железнодорожному полотну при ремонтно-путевых и восстановительных работах;
16) перспектива путевого развития;
17) возможность примыкания железнодорожных путей;
18) резервирование площадок для железнодорожных подразделений;
19) ранее выданные согласования;
20) возможность безопасного прохода персонала к рабочим местам;
21) требования постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»;
22) требования постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»;
23) сохранность действующих инженерных коммуникаций и сооружений ОАО «РЖД».
4.4. Запрещается устройство каких-либо инженерных коммуникаций в охранных зонах деформирующихся объектов земляного полотна (оползневых косогорах, скально-обвальных, селе- и лавиноопасных участках и т.д.).
5. Требования к согласованию проектной документации и проекта производства работ на пересечение железнодорожных линий инженерными коммуникациями
5.1. В соответствии с «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» п. 26 приложения 1, утвержденными приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286, и пунктом 5 «Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611, размещение инженерных коммуникаций в границах полосы отвода железных дорог ОАО «РЖД» допускается только по согласованию с ОАО «РЖД». Согласование проектов пересечений железной дороги осуществляется с учетом требований обеспечения транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также Положением о безопасности. Предельный срок рассмотрения (согласования или аргументированного отказа) документации на пересечение устанавливается: для согласования структурными подразделениями ОАО «РЖД» - не более десяти рабочих дней со дня поступления, для ее утверждения главным инженерном железной дороги
(заместителем главного инженера по региону) - не более двадцати рабочих дней со дня поступления документации в ОАО «РЖД».

5.2. Устанавливается следующий порядок согласования проектной

документации на пересечения железнодорожных линий ОАО «РЖД»:

1) Право согласовывать места и проекты пересечений железнодорожных линий инженерными коммуникациями от имени ОАО «РЖД» предоставляется главным инженерам железных дорог. Согласование пересечений инженерными сетями, линиями электропередачи до ПО кВ и связи допускается выполнять заместителям главных инженеров железных дорог по региону.
2) Проектная документация на пересечение железнодорожной линии
инженерными коммуникациями до представления ее на согласование главному
инженеру железной дороги должна быть рассмотрена руководителями
дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и
электроснабжения, регионального центра связи, в зоне ответственности
которых находится участок железнодорожной линии с планируемым
пересечением, заместителем главного инженера железной дороги по региону,
руководителями служб пути, автоматики и телемеханики, электрификации и
энергоснабжения дирекций инфраструктуры, дирекции связи, заместителем
начальника дирекции инфраструктуры по технической работе, в сроки,
установленные в пункте 5.1.
3) Проектную документацию на пересечение железнодорожной линии
инженерными сетями, линиями электропередачи до ПО кВ и связи при
согласовании заместителем главного инженера железной дороги по региону
должна быть рассмотрена руководителями дистанции пути, сигнализации,
централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения,
регионального центра связи, в зоне ответственности которых находится участок
железнодорожной линии с планируемым пересечением, в сроки, установленные
в пункте 5.1.
5.3. Проектная документация должна быть разработана в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г.
№ 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их
содержанию», в том числе включать в себя:
1) топографическую съемку участка пересечения в масштабе не менее
1:500 (по 50 м в обе стороны от створа пересечения) с точной привязкой места
пересечения к существующим железнодорожным и географическим
координатам, с нанесением на план границ полосы отвода железной дороги;
2) геологический поперечный профиль железнодорожной линии по оси
пересечения инженерной коммуникацией в одинаковом горизонтальном и
вертикальном масштабе не менее 1:200 с нанесением существующих
водоотводных и противодеформационных сооружений (кюветов, нагорных и водоотводных канав, дренажных сооружений и др.), существующих инженерных коммуникаций, а также конструкции пересечения;
3) отчет об инженерно-геологическом обследовании участка
пересечения, в котором должны быть отражены гидрогеологические условия
участка пересечения, с указанием высотных отметок существующего уровня
грунтовых вод. Минимальные объемы буровых работ - не менее двух буровых
скважин по оси пересечения с каждой стороны железнодорожного земляного
полотна глубиной на 2,0 м ниже дна защитной трубы (канала, тоннеля);
4) расчет применения предохранительных устройств, в том числе
подвесных или страховочных пакетов;
5) расчет толщины стен защитной трубы (канала, тоннеля);
6) теплотехнический расчет при пересечениях железнодорожного
полотна тепло-, паропроводами и газопроводами с отрицательной
температурой газа в условиях залегания грунтов, подверженных морозному
пучению, а также при устройстве пересечения в районах распространения
многолетнемерзлых грунтов. В теплотехническом расчете должны быть
решены вопросы: теплоизоляции, вентиляции, погашения температуры в
кожухе, исключающие неравномерное пучение грунтов, как в месте
пересечения, так и на прилегающих к нему участках.
5.4. Проект производства работ (далее - ПНР) должен быть разработан с учетом гидрогеологических условий и расчета необходимости применения предохранительных устройств и соответствовать требованиям Положения о безопасности. ПНР должен быть согласован руководителями дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения и энергообеспечения, региональным центром связи и утвержден заместителем главного инженера железной дороги по региону в течение десяти рабочих дней со дня поступления. При необходимости НИР согласовывают с другими причастными филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД».

6. Основные нормативные требования по проектированию пересечения железнодорожных линий инженерными коммуникациями

6.1.Предъявляемая на согласование проектная документация на
строительство или реконструкцию инженерных коммуникаций в полосе отвода
железных дорог должна отвечать требованиям СП 119.13330.2012 (СНиП 32-
01-95) «Железные дороги колеи 1520 мм» и других федеральных и отраслевых
документов, относящихся к сути вопроса.
6.2. Пересечения железнодорожных линий инженерными
коммуникациями должны быть выполнены с соблюдением соответствующих требований нормативных документов по их проектированию и устройству. В любых случаях должны предусматриваться предохранительные устройства или организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность и бесперебойность движения поездов. В обоснованных случаях для этих целей могут применяться подвесные, страховочные пакеты или другие технические решения.
6.3. Способы пересечения железнодорожных путей инженерными
коммуникациями и их контролируемые параметры, потребность в применении
предохранительных устройств, обеспечивающих безопасность и
бесперебойность движения поездов, определяются проектной документацией в
зависимости от геологических и гидрологических условий местности,
технологии (способа) прокладки, диаметра скважины, глубины заложения
инженерной коммуникации, интенсивности движения поездов и обращающейся
поездной нагрузки.
6.4. Допускается применять: проходку щитами различного диаметра,
продавливание стальными трубами, бурошнековое бурение, горизонтально-
направленное бурение, направленный прокол, микротоннелирование и другие
сертифицированные методы работ. При любом способе производителем работ
должна быть обеспечена сохранность существующей железнодорожной
инфраструктуры.
6.5. При уширении земляного полотна под укладку дополнительных
путей, действующий переход трубопровода в месте пересечения, при
отсутствии запаса длины защитной трубы (канала, тоннеля), подлежит
реконструкции или переустройству (на новой оси) с учетом соответствующего
удлинения участка повышенной опасности и защитной трубы (канала, тоннеля).
6.6. В районах распространения вечномерзлых грунтов переходы
трубопроводами через железные дороги на перегонах и станциях
осуществляют, как правило, надземной прокладкой по эстакадам.
6.7. Подземная прокладка допускается только в непросадочных при
оттаивании грунтах основания. На участках залегания просадочных при
оттаивании грунтов на глубине менее 25 м подземная прокладка разрешается с
учетом осуществления специальных мероприятий по предупреждению
оттаивания и осадки, обоснованных теплотехническими расчетами.
6.8. Трубопроводы следует располагать под земляным полотном
железной дороги вне горловины станций на расстоянии не менее 20 м от
стрелочных переводов и пересечений пути, не менее 10 м от мест
присоединения отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных
железных дорог, не менее 3 м от опор контактной сети.
6.9. Минимальное расстояние от инженерной коммуникации до границы
железнодорожного искусственного сооружения (мост, тоннель, водопропускная
труба и т.п.) устанавливается с учетом степени их опасности для нормальной эксплуатации железной дороги, но не менее 30 м.
6.10. При подземной прокладке в месте пересечения трубопроводы
заключают в защитную трубу (канал, тоннель), концы которых на пересечениях
с трубопроводами, транспортирующими взрыво- и огнеопасные продукты
(нефть, газ и т.п.), располагаются с каждой стороны не менее чем в 50 м от
подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии
водоотводных сооружений - от крайнего водоотводного сооружения. На
пересечениях с водопроводами, линиями канализации, тепловыми сетями
и т.п. - не менее 10 м.
6.11. Заглубление трубопроводов, пересекающих земляное полотно,
сложенное пучинистыми грунтами, следует определять расчетом из условий,
при которых исключается влияние тепловыделений или теплопереноса на
равномерность морозного пучения грунта. При невозможности обеспечить
заданный температурный режим за счет углубления трубопроводов должны
предусматриваться вентиляция защитной трубы (канала, тоннеля), замена или
тепловая изоляция пучинистого грунта на участке пересечения, надземная
прокладка трубопровода на эстакаде или в самонесущем футляре.
6.12.Расстояние по вертикали от верха защитной трубы (канала,
тоннеля) до подошвы рельса принимается не менее 2 м, а при устройстве
перехода методом прокола или горизонтального бурения не менее 3 м. Верх
защитной трубы должен располагаться на 1,5 м ниже дна водоотводного
сооружения или подошвы насыпи.
6.13. Линии связи и электропередачи, обеспечивающие работу
железнодорожных линий, допускается прокладывать под железнодорожными
путями на глубине не менее 1 м до нижней поверхности шпалы и не менее 0,5 м
от дна водоотводных канав и кюветов; менее 1,5 м от стыка рельсов до
вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось кабеля; менее 10 м
от отсасывающих фидеров электрифицированных железных дорог.
6.14. Угол пересечения трубопровода с железными дорогами должен
быть, как правило, 90°. Допускается, при обосновании, пересечение под
меньшим углом, но не менее 60°.
6.15. Не допускается прокладка трубопроводов в одной траншее с
электрическими кабелями, кабелями связи и другими трубопроводами, за
исключением случаев прокладки кабеля технологической связи данного
трубопровода на переходах через железные дороги (в одной защитной трубе,
канале, тоннеле).
6.16. Расстояние между параллельными трубопроводами на участках их
переходов под железными дорогами следует назначать исходя из инженерно-
геологических условий и технологии производства работ, но во всех случаях
это расстояние должно быть не менее расстояний, принятых при подземной
прокладке линейной части магистральных трубопроводов.
6.17. При устройстве трубопровода над железнодорожным путем
возвышение низа конструкций над рельсами следует назначать с увеличением
габаритов приближения строений, предусмотренных ГОСТ 9238, на величину
не менее 400 мм для обеспечения возможности перспективного повышения
уровня головок рельсов.
6.18. Расстояние в плане от крайней опоры надземного трубопровода
должно быть не менее 5 м до подошвы откоса насыпи; не менее 3 м до бровки
откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений - от крайнего
водоотводного сооружения; не менее 10 м от крайнего рельса
железнодорожной линии.
6.19. При проектировании переходов должны предусматриваться
мероприятия по предотвращению подмыва или подтопления железнодорожной
линии дорог при повреждении трубопровода. При этом на трубопроводе с
обеих сторон перехода под железными дорогами следует предусматривать
колодцы с установкой в них запорной арматуры и установкой приборов для
измерения давления.
6.20. Необходимо предусматривать дополнительные отключающие
устройства на газопроводах, если ближайшее отключающее устройство,
обеспечивающее прекращение подачи газа на участке перехода, расположено
на расстоянии более 1000 м от железной дороги.
6.21. Для контроля межтрубного пространства на предмет наличия
утечек на одном из концов защитной трубы (канала, тоннеля) следует
предусматривать контрольную трубку с запорной арматурой, выходящую под
защитное устройство, расположенное на 30 см выше уровня земли, и на
расстоянии не менее 1 м от оси трубопровода.
6.22. Для магистральных трубопроводов должны быть предусмотрены
мероприятия по оповещению и сигнализации в случае возникновения
аварийной ситуации при утечке газа.
6.23. При устройстве пересечений и сближений железнодорожной
инфраструктуры с линиями электропередачи следует дополнительно
руководствоваться положениями раздела 2 «Правил устройства
электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго России от 9 апреля
2003 г. № 150 и разделом 2.25 «Правил устройства и технической эксплуатации
контактной сети электрифицированных железных дорог» от 11 декабря 2001 г.
№ ЦЭ-868.
6.24. Пересечение воздушной линии электропередачи с железными
дорогами следует выполнять, воздушными переходами. В технически
обоснованных случаях (например, при переходе через насыпи, на
железнодорожных станциях или в местах, где устройство воздушных переходов
технически затруднено) переходы следует выполнять кабелем.
6.25.Угол пересечения воздушной линии электропередачи с
электрифицированными или подлежащими электрификации железными
дорогами должен быть близким к 90°, но не менее 65°.
6.26. При пересечении и сближении воздушной линии электропередачи с
железными дорогами расстояние от основания опоры до габарита приближения
строений на неэлектрифицированных железных дорогах или до опор
контактной сети электрифицированных или подлежащих электрификации
дорог должно быть не менее высоты опоры плюс 3 м. На участках стесненной
трассы допускается по согласованию с владельцем железнодорожной
инфраструктуры эти расстояния принимать не менее: 3 м - до 20 кВ,
6м- 35-150 кВ, 8 м - 220-330 кВ, Юм- 500 кВ и 20 м - 750 кВ.
6.27. Пересечение воздушных линий электропередачи в местах
сопряжения анкерных участков контактной сети и в горловинах
железнодорожных станций не допускается.
6.28. Пересечение воздушных линий электропередачи должно быть в
пролете между опорами контактной сети. Допускается пересечение над
опорами контактной сети, если расстояние по вертикали до верха опор не
менее: 7 м - до 110 кВ; 8 м - 150-220 кВ и 9 м - 330-500 кВ.
6.29. В зоне пересечения воздушных линий электропередачи до 35 кВ
несущий трос должен быть оборудован сверху защитным проводом.
6.30. Пересечения контактной сети линиями связи и радиофикации
должны выполняться только подземным кабелем, прокладываемым в
неметаллических трубах, при этом расстояние от кабельной линии связи до
фундамента ближайшей опоры контактной сети должно быть не менее 10 м.
6.31.При устройстве пересечений железнодорожных путей кабелями
СЦБ и технологических линий связи следует дополнительно руководствоваться
положениями раздела 5 «Правил по прокладке и монтажу кабелей устройств
СЦБ», утвержденных МПС 10 января 1995 г. № ПР 32 ЦШ 10.01-95.
6.32. Под железнодорожными путями, при пересечении водоотводных
лотков и канав, а также в других предусмотренных проектом случаях кабели
прокладывают в асбоцементных, пластмассовых (полиэтиленовых и
винипластовых) керамических или железобетонных трубах и в железобетонных
желобах. Стальные трубы следует применять только при устройстве скважин
для прокладки кабеля методом прокола.
6.33.Запрещается устройство каких-либо инженерных коммуникаций в
водоотводных, дренажных и водопропускных сооружениях, а также в пределах
территории, занимаемой тяговыми подстанциями, трансформаторными
подстанциями и линейными устройствами тягового электроснабжения за
исключением коммуникаций, прокладываемых непосредственно к этим
объектам.
6.34. Не допускается прокладка несвязанных с работой железных дорог
инженерных коммуникаций по железнодорожным мостам и тоннелям.
6.35. Прокладка трубопроводов любого назначения через тело
железнодорожной насыпи не допускается.
6.36. Порядок прокладки технологических линий связи и
электропередачи железнодорожных линий, а также их пересечений через
железнодорожные пути, определяется владельцем железнодорожной
инфраструктуры, в соответствии с «Правилами прокладки кабелей в земляном
полотне железных дорог», утвержденных МПС 12 июня 1998 г., исходя из
местных условий, и утверждается заместителем начальника дирекции
инфраструктуры по региону.
6.37. На участках железнодорожного пути, где уложены защитные и
разделительные слои, обеспечивающие надежную работу верхнего строения
пути, прокладка открытым способом любых инженерных коммуникаций
запрещается.

7. Основные требования к организации производства работ по пересечению железнодорожных линий инженерными коммуникациями

7.1. Строительные организации могут быть допущены к производству
работ в полосе отвода железной дороги и под железнодорожными путями
только при условии выполнения требований законодательства Российской
Федерации в области безопасности зданий и сооружений и Положения о
безопасности, при наличии:
1) согласованной проектной документации, установленным выше
порядком;
2) разработанного строительной организацией ПНР, утвержденного
заместителем главного инженера железной дороги по региону;
3) акта-допуска, в соответствии с Положением о безопасности;
4) наряда-допуска на производство работ в зоне действия технических
сооружений и устройств железных дорог в соответствии с Положением о
безопасности;
5) приказов (распоряжений) соответствующих филиалов и структурных
подразделений ОАО «РЖД» о закреплении за объектом представителей для
технического надзора.
7.2. Запрещается приступать к производству земляных работ в зоне
действия технических сооружений и устройств инфраструктуры ОАО «РЖД» в
отсутствии представителей соответствующих филиалов и структурных
подразделений ОАО «РЖД», назначенных ответственными за технический
надзор.
7.3. За сутки до начала работ по устройству пересечения должна быть
проведена комиссионная проверка выполнения всех подготовительных работ обозначенных в ПНР IP с оформлением результатов проверки актом произвольной формы. Комиссия назначается приказом заместителя главного инженера железной дороги по региону в трехдневный срок после получения письменного уведомления о готовности к производству работ.
7.4. На месте работ разрешается приступать к устройству пересечения, только после подтверждения комиссией выполнения строительной организацией всех подготовительных работ, в том числе:
1) должны быть установлены предохранительные устройства, в том
числе подвесные или страховочные пакеты, если это предусмотрено
согласованными с владельцем инфраструктуры проектной документацией и
ППР;
2) обеспечена телефонная связь места работ с поездным диспетчером и
дежурными по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон;
3) организовано освещение места производства работ в темное время
суток;
4) выполнен проект водопонижения, если это предусмотрено проектной
документацией;
5) создан достаточный запас балласта в доступных местах в зоне
производства строительных работ;
6) организован маркшейдерский контроль за работами по пересечению и
положением железнодорожного пути по 50 метров в обе стороны от перехода;
7) выполнено видимое обозначение (столбиками, вешками или пр.)
существующих подземных инженерных коммуникаций ОАО «РЖД».

8. Технический надзор за производством работ на пересечениях и мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов

8.1. Руководителями дистанций пути, дистанций сигнализации,
централизации и блокировки, электроснабжения и энергообеспечения,
региональных центров связи, других причастных филиалов и структурных
подразделений ОАО «РЖД» должен быть организован и осуществляться
технический надзор за производством работ в соответствии с договором, актом-
допуском, наряд-допуском, проектной документацией, ППР, Положением о
безопасности.
8.2. Особое внимание при проведении технического надзора должно
быть обращено на:
1) выполнение работ в соответствии с согласованной проектной документацией и требованиями, предъявленными филиалами и структурными подразделениями при согласовании проектной документации;
2) соблюдение требований «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», других нормативных документов определяющих порядок обеспечения безопасности движения поездов и сохранности объектов инфраструктуры при производстве путевых работ.
8.3. Информация о производстве работ по устройству пересечения
непосредственно перед ее началом должна быть направлена руководителем
работ по средствам телефонной или поездной радиосвязи поездному
диспетчеру и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, а при наличии
кабельных коммуникаций связи в зоне проведения работ в адрес
соответствующего дежурного персонала структурных подразделений
ОАО «РЖД». При производстве работ в пределах железнодорожной станции
информация вносится в журнал осмотра путей, стрелочных переводов,
устройств СЦБ, связи и контактной сети установленной формы ДУ-46
расположенного у дежурного по станции.
8.4. В зоне действия технических сооружений и устройств объектов
инфраструктуры железных дорог работы должны вестись только в присутствии
представителей соответствующих филиалов и структурных подразделений
ОАО «РЖД». Контроль за производством работ в зоне действия технических
сооружений и устройств устанавливается в соответствии с Положением о
безопасности.
8.5. При отступлениях от согласованной проектной документации, ППР
и угрозе нарушения работы железнодорожной инфраструктуры лицо
ответственное за осуществление технического надзора обязано безотлагательно
принять меры по обеспечению безопасности движения поездов и выдать
письменный запрет на производство работ произвольной формы с
последующим контролем за устранением выявленного нарушения, вплоть до
отзыва акта-допуска у подрядной организации должностным лицом его
выдавшим.
8.6. Ответственный за технический надзор представитель дистанции
пути обязан участвовать в комиссиях по приемке законченного строительства
пересечений назначаемой владельцем коммуникации с учетом требований
«Правил приемки в эксплуатацию законченных строительством, усилением,
реконструкцией объектов федерального железнодорожного транспорта» от
25 декабря 2010 г. № ЦУКС-799. Участие представителей других структурных
подразделений дирекции инфраструктуры определяется заместителем
начальника дирекции инфраструктуры по региону. В комиссиях по приемке
законченного строительством пересечения инженерной коммуникацией могут
принимать участие представители других причастных структурных
подразделений ОАО «РЖД». Один экземпляр исполнительной документации
передается владельцем коммуникации в дистанцию пути в течение пяти
рабочих дней после подписания акта приемки.

Введение.........................................................................2
1 Нормативные ссылки....................................................3
2 Термины и определения.................................................5
3 Общие положения.......................................................6
4 Порядок выбора места пересечения железнодорожных линий
инженерными коммуникациями............................................. 8
5 Порядок согласования проектной документации и проекта
производства работ на пересечение железнодорожных линий
инженерными коммуникациями.............................................. 9
6 Основные нормативные требования по проектированию
пересечения железнодорожных линий инженерными
коммуникациями............................... .......................... 12
7 Основные требования к организации производства работ по
пересечению железнодорожных линий инженерными
коммуникациями............................... .......................... 16
8 Технический надзор за производством работ на пересечениях
и мероприятия по обеспечению безопасности движения
поездов................................................................. 17
9 Оглавление......................................................... 18

Похожие публикации