Особенности проявления коррупции в средствах массовой коммуникации. Открытость информации как способ борьбы с коррупцией

Роль средств массовой информации в

противодействии коррупции и формировании в обществе нетерпимого отношения к ее
проявлениям

Противодействие коррупции в современной России отнесено к числу основных задач государства. Об этом свидетельствуют принимаемые, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований нормативные правовые акты, глобальная цель которых минимизировать, а в дальнейшем ликвидировать коррупцию в стране. Цель долгосрочная и сложная, но вполне достижимая, если обратиться к мировому опыту.
Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности - залог успешности и средствам массовой информации в этой деятельности отводится значительное место, поскольку масс-медиа являются тем механизмом влияния на общественное сознание, который способен сформировать устойчивые стереотипы поведения. Этому способствуют критерии СМИ: массовость получателя (публичность), периодичность выхода, разнообразие форм изложения материала (печатные, теле-, радио-, кинохроники, интернет).

Стоит отметить, что при значимости средств массовой информации в противодействии коррупции их роль зачастую сводится к разоблачению фактов коррупционного поведения и освещению громких дел о коррупционных правонарушениях. Отсутствие четко выработанной позиции по данному вопросу приводит к тому, что ресурсы СМИ не способствуют формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции, выступая зачастую лишь как источник информации.

Для повышения роли СМИ в противодействии коррупции необходимо включать в сферу компетенции СМИ такие направления как:

Просвещение населения о возможных формах проявления коррупции в целях повышения правосознания граждан;

Инициирование и организация дискуссионных площадок для обмена мнениями с целью обсуждения проблемных вопросов антикоррупционной деятельности;

Описание положительного опыта и освещение эффективных практик противодействия коррупции в различных регионах, в том числе за рубежом;

Проведение мониторинговых и социологических исследований на предмет изучения общественного мнения об оценке уровня коррупции в различных сферах и удовлетворенности состоянием противодействия коррупции, с обязательным освещением результатов таких исследований и предложением способов по решению выявленных проблем;

Способствование открытости и прозрачности деятельности различных структур власти.

У органов местного самоуправления Сургутского района накоплен достаточный опыт сотрудничества со средствами массовой информации при осуществлении деятельности по противодействию коррупции, в том числе и по перечисленным ранее направлениям.

Так, правовое просвещение населения в целях формирования нетерпимого отношения к коррупции осуществляется посредством размещения в СМИ информации об антикоррупционной деятельности. На страницах газеты «Вестник» создана рубрика «Борьба с коррупцией», где размещаются статьи, знакомящие читателей с мерами ответственности за коррупционные правонарушения, результатами профилактической работы.

Активно используется сайт МО Сургутский район. На нем созданы рубрики, предоставляющие возможность жителю района, а также любому другому пользователю, ознакомиться с информацией о деятельности органов муниципальной власти в основных сферах жизнедеятельности. На главной странице сайта создана непосредственная рубрика «Противодействие коррупции», максимально наполненная согласно действующему законодательству. Через сайт граждане обращаются также к главе Сургутского района, председателю Думы Сургутского района, к начальнику ОМВД по Сургутскому району.

Интересный опыт сотрудничества муниципальных властей с локальными СМИ применен при проведении районного конкурса социальных роликов и плакатов по противодействию коррупции "Честный взгляд". Организаторы конкурса: департамент образования и молодёжной политики администрации Сургутского района, некоммерческая организация «Сургутская межрегиональная коллегия адвокатов» и редакция газеты «Сургутская трибуна». Проведение конкурса показало достаточно высокую активность молодежи, их интерес к предложенной тематике. Название работ четко говорит об актуальности и нетривиальном подходе молодого поколения к вопросам противодействия коррупции: «Никогда не подам лапу тому, кто даёт на лапу», «Коррупционер, не губи себя и семью!», «Имею право на жизнь без коррупции», «Дети видят всё» и другие.
Участники конкурса – это обучающиеся образовательных организаций Сургутского района, студенты Лянторского нефтяного техникума и участники молодёжных общественных организаций Сургутского района в возрасте от 14 до 28 лет (всего 21 человек).

В планах администрации района - подготовить и провести с участием СМИ блиц-опросы об удовлетворенности населения района мерами противодействия коррупции.

В целях получения обратной связи о фактах коррупционного характера с февраля 2015 года организована работа стационарных ящиков «Нет - коррупции». В настоящее
время стационарные ящики размещены в здании администрации Сургутского района по адресу: ул.Энгельса, д.10 и ул.Бажова, д.16. За период работы (февраль 2015 – декабрь 2016) сообщения в стационарные ящики не поступали.

Итак, ресурсный потенциал СМИ связан с разноплановыми возможностями формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям и заключается в возможности активного воздействия на общественное мнение и поведение граждан.

В этом разделе вы найдете

Взаимодействие Торгово-промышленной палаты и средств массовой информации в противодействии коррупции стало темой № 1 на прошедшем вчера в ТПП РФ круглом столе на тему «Роль и место СМИ в противодействии коррупции и защите интересов российского бизнеса». Открывая встречу, вице-президент Палаты Владимир Страшко сообщил, что президент ТПП РФ Сергей Катырин придает вопросам противодействия коррупции первостепенное значение и поддерживает идею переноса дискуссии на данную тему на более широкую аудиторию.

Вице-президент обратил внимание, что взаимодействие необходимо в целях освещения и расстановки правильных акцентов, которые давали бы максимальный результат. Он также высказал уверенность в том, что будет последовательной политика нашего государства по данному направлению, так как без разрешения ключевых вопросов, связанных с коррупцией, административными барьерами, не получится создать цивилизованный бизнес и невозможно будет продвинуться в экономическом развитии.

Владимир Страшко напомнил, что Торгово-промышленная палата – подписант Антикоррупционной хартии, и сейчас по существу идет работа через палаты с большинством регионов по добровольному присоединению предприятий и организаций к хартии.

Максимально полную информацию об этих предприятиях и о работе Палаты в данном направлении можно получить из источников, наиболее приближенных к ТПП РФ. С докладом на тему «О роли информационных ресурсов системы ТПП РФ в продвижении Антикоррупционной хартии» выступил генеральный директор ООО «ТПП-Информ» Сергей Небренчин.

Накануне наступления китайского нового года генеральный директор ТПП-Информ поздравил собравшихся с этим многообещающим для деятельных людей событием и напомнил об опыте наших соседей. «Объем теневого рынка в Китае составляет 5 трлн долларов, – уточнил Сергей Небренчин. – И не случайно накануне этого нового года они начали реформы, в основу которых положили борьбу с коррупцией. Самое первое – борьба с коррупцией в высших эшелонах власти. Ведь чем выше коррупция, тем сильнее зависимость государства от других стран. Россия с девяностых годов имеет очень сильное внешнее влияние. И только с возвращением Владимира Владимировича Путина ситуация стала меняться. И второе в китайской реформе – это средства массовой информации». Сергей Небренчин посетовал: «И наши ведущие каналы регулярно говорят об этом, но точечной, массовой и скоординированной работы по месту и времени, целям и задачам, формам и методам – этого нет. Всего лишь 3-5% зарегистрированных в России СМИ находятся под контролем государства.

Но с коррупционной бедой надо бороться, и Торгово-промышленная палата присоединилась к этой инициативе, мобилизовав свои, хотя и небольшие, ресурсы». В системе ТПП выходит 60 журналов. Они разной периодичности и направленности. В ТПП-Информ есть свое информационное агентство, которое работает на русском и английском языках, выходит сетевое издание «Торгово-промышленные ведомости», ежемесячный журнал «Путеводитель российского бизнеса», журналы «Партнер» и RussianBusinessGUIDE.

На вопрос, чем может помочь система палат малому бизнесу, Сергей Небренчин отвечает с профессиональных позиций – «создать над ним информационный зонтик, чтобы шли в Палату, в том числе и за информационной поддержкой». Генеральный директор ТПП-Информ убежден, что информационное поле необходимо развивать, «возможно, создать на основе ТПП-Информ медиахолдинг, консолидировать и объединить ресурсы системы ТПП, чтобы все наши маленькие ручейки могли сбежаться в одну реку». Докладчик напомнил, что на ежегодно проводимом системой ТПП Форуме деловых СМИ год от года развивается тема создания лиги деловых СМИ. Это, по мнению Сергея Небренчина, могло бы в том числе и активизировать работу, систематизировать этот процесс, сделать его последовательным и конкретным». Тогда и результаты будут другими, заметил он.

Выступая с докладом на тему «Участие СМИ в противодействии коррупции», главный редактор – генеральный директор газеты «Трибуна» Николай Васильев заострил внимание на том, что «коррупция – это не только вопрос взаимоотношений граждан и государства, но и вопрос взаимоотношений отдельных лиц, компаний и даже государств. Коррупция – это не только социально-экономическое явление, это во многих случаях социально-культурное, исторически оправдываемое действие. Поэтому коррупция в том или ином виде является неотъемлемой частью жизни человеческого общества на протяжении всей истории человечества. Вывод, который можно сделать на основе известных исторических данных, заключается в том, что менялись виды коррупции, степень вовлеченности граждан в коррупционные схемы, уровень коррупции в государственном аппарате, а коррупция оставалась и приспосабливалась к новым формам существования».

Николай Васильев напомнил, что «с древнейших времен существовало два наиболее эффективных способа борьбы с коррупцией. Первый способ – тотально репрессивный. Вводились самые жесткие наказания за те или иные виды коррупции: взяточников, вымогателей вешали и расстреливали, часто публично, в назидание всем остальным. Второй эффективный способ – это использование основных коррупционных схем в официальном государственном механизме, узаконивание взяток пошлинами, налогами и другими сборами. Эффективность и первого, и второго способа борьбы с коррупцией предполагает мощное социально-моральное сопровождение, переводящее коррупцию в осуждаемое большинством граждан явление. И первый, и второй варианты борьбы с коррупцией предполагают не только высокий уровень материального поощрения государственных чиновников, но и стабильный социальный пакет, подразумевающий наличие у чиновника всех необходимых для жизни вещей: это безбедная старость, собственное жилье, медицинское обслуживание и дешевый отдых. Других способов борьбы с коррупцией не изобретено».

В настоящее время мы видим все те же способы борьбы с коррупцией. С одной стороны, это Китай, Гонконг, Сингапур, где коррупция объявлена смертельным злом в прямом смысле этого слова. В Гонконге и Сингапуре коррупционеров быстро перевешали, в огромном Китае продолжают вешать, что эффективно сказывается на развитии экономики и служит отличным социальным регулятором. С другой стороны, в странах западной Европы, США, Канаде, Австралии относительно низкий уровень коррупции продиктован как раз узакониванием многих коррупционных схем, либерализацией экономических и социальных процессов, свободной конкуренцией. Однако не стоит забывать, что все страны с низким уровнем коррупции, как уже было сказано выше, объединяет социальное неприятие и осуждение коррупции, высокий уровень материального поощрения государственных служащих.

Основываясь на вышесказанном, главный редактор – генеральный директор газеты «Трибуна» сделал вывод о том, что роль средств массовой информации в борьбе с коррупцией – одна из главнейших. «На плечи» СМИ, по его мнению, ложатся следующие задачи.

Во-первых, информирование граждан об ответственности . Как ни парадоксально это звучит, большинство граждан не хотят знать ничего о санкциях, которые использует государство, большинство даже не задумывается над тем, что дача взятки, например, тому же сотруднику ГИБДД – это уголовно наказуемое деяние, которое может привести человека за решетку. Наказание распространяется, как вы знаете, на всех участников коррупционного процесса. Информирование должно нести долгосрочный национальный характер.

Во-вторых, создание в обществе социально-моральной нормы , полностью осуждающей коррупцию. Пока большинство граждан не будут воспринимать взятку как несомненное зло, коррупцию не победить. СМИ должны создать негативный образ коррупционера, отрицательный образ взяточника. Эти социально прививаемые нормы постепенно становятся частью обычной жизни общества. Хороших примеров достаточно от США до Швеции, которым на изменение социального сознания потребовалось приблизительно 40 лет.

В-третьих, постоянное выявление и придание огласке всех случаев коррупции . Абсолютно всех – и больших, и малых. В свободном доступе должны быть списки выявленных коррупционных дел. Эта задача частично решается средствами массовой информации, однако работа по этому пункту может быть эффективной только при наличии результата. Если выявлен случай коррупции, указан результат, например, какое наказание понес коррупционер. Открытые списки коррупционных дел по опыту стран западной Европы и США оказывают большое воспитательное воздействие на молодых государственных служащих.

В-четвертых, открытая поддержка бизнеса в борьбе с коррупцией . Любой предприниматель должен использовать СМИ для решения проблем, вызванных коррупцией. При этом обязательно использовать СМИ на всех этапах борьбы с конкретным коррупционером или группой коррупционеров. Не надо ждать, когда дело дойдет до суда или до внесудебных решений. Эта задача также частично решается, что неоднократно помогало бизнесу.

В-пятых, открытая поддержка государственных решений по борьбе с коррупцией . Потому что не секрет, что коррупция всегда была элементом влияния одних государств на другие, часто сознательное коррумпирование чиновников происходило в целях дальнейшей вербовки и работы на интересы других государств и иностранных компаний. Соответственно, государственная коррупция не только подрывает социальные, экономические основы государства, но и затрагивает вопросы национального суверенитета. Государство, несомненно, должно непосредственно участвовать в решении этих задач.

Директор Департамента общественных и внешних связей

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Обобщение опыта и распространения лучшей практики работы по освещению в антикоррупционной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов

Средства массовой информации являются важнейшей составляющей политической системы РФ, им принадлежит одна из ключевых ролей в развитии гражданского общества, становлении России как демократического и социального государства. СМИ Ханты-Мансийского округа принимают в этом процессе самое деятельное участие.

Именно СМИ выполняют важнейшую задачу по противодействию такому опасному явлению, как коррупция. И речь идет не столько о простом информировании аудитории, сколько об идеологии, формировании в обществе нетерпимости к любого рода коррупционным проявлениям.

Надо отметить, что в целом с этой задачей они справляются. На страницах газет, в интернет-СМИ, на телевидении, по радио постоянно размещаются разноплановые и разножанровые материалы, рассказывающие о деятельности и органов исполнительной власти всех уровней, направленной на борьбу с коррупцией.

Важнейшим вектором работы СМИ является освещение деятельности общественных организаций и НКО, ведущих профилактическую антикоррупционную работу. В округе сделано многое для того, чтобы жители принимали самое активное участие в этом деле. При каждом органе исполнительной власти активно действуют Общественные советы, представители общественности входят в состав комиссий по урегулированию конфликта интересов и аттестационных комиссий, значительная роль отведена Общественной палате автономного округа, способствующей формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.

В СМИ Ханты-Мансийского округа регулярно публикуются материалы с результатами антикоррупционных экспертиз нормативных , целенаправленно и подробно освещается деятельность антикоррупционного характера главы региона, правоохранительных органов (прокуратуры и УВД), подробно рассказывается о , внесенных в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Государственную Думу.

Одним из направлений борьбы с преступностью является реализация антикоррупционной политики в , деятельность которой отражается в СМИ. Предметом детального изучения обществом становятся все мероприятия подобной направленности - заседания межведомственного Совета по противодействию коррупции, « », мероприятия уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО - Югре

Интерес читательской и зрительской аудитории вызвали материалы, рассказывавшие о молодежном конкурсе проектов, нацеленных на формирование антикоррупционного поведения, семинары и совещания, посвященные организации профилактики коррупции, деятельность «горячих линий» по борьбе с коррупцией и виртуальных приемных.

Мониторинг информационного пространства на тему «Профилактика коррупционных явлений в ХМАО» по материалам СМИ Югры показал, за 2015 год было размещено всего 1042 информационных материалов, в том числе 413 в Интернет, 311 - в печатных изданиях, 233 – в телевизионном формате, и 85 - в радиоэфире.

Следует отметить, что далеко не все СМИ рискуют браться за достаточно сложную тему антикоррупции, и тем отраднее успехи некоторых телевизионных журналистов. Так, заметно стремление ТК «Ракурс», ТК «Сфера» и ТК «Первый советский» выйти за пределы простого информирования и расширить сегмент аналитики в своем эфире.

Произошел профессиональный рост авторов ряда муниципальных изданий: «Звезда Лангепаса», «Белоярские вести», «Вестник Приобья» и ряда других. Настоящими образцами журналистского мастерства служат публикации в газетах «Местное время», «Югорское обозрение» и «Новости Югры».

Активно освещали эту тему печатные издания «Сургутская трибуна», «Октябрьские вести», интернет-ресурсы «СИА-пресс» и РИЦ «Югра», телекомпании ТРК «СургутИнформТВ» и ОТРК «Югра», радиостанции «Радио Югра» и «Авторадио-Сургут».

Вместе с тем необходимо отметить, что далеко не полностью используются «антикоррупционные» возможности СМИ, в том числе по эффективной организации профилактической работы через НКО. Причины этого явления я вижу в недостаточной информированности самих сотрудников редакций о целях, задачах, возможностях антикоррупционной деятельности и органов исполнительной власти, и НКО. Кроме того, существует необходимость повышения профессиональной квалификации молодых журналистов, освещающих тему борьбы с коррупцией.

Для решения этой проблемы предлагаю провести семинар для работников СМИ с участием представителей прокуратуры, органов исполнительной власти округа, НКО для того, чтобы консолидировать усилия и повысить возможности гражданского общества по борьбе с коррупцией.

Вместе с тем следует отметить, что в целом уровень журналистских материалов по теме коррупции оставляет желать лучшего. Для этого есть ряд объективных причин. Главная из них – недостаточная открытость правоохранительных органов, в первую очередь – Следственного комитета и прокуратуры. К сожалению, ту информацию, которую предоставляют эти СМИ, нельзя назвать исчерпывающей, актуальной и оперативной.

Кроме того, сами журналисты не всегда рискуют браться за острые темы – потому что не обладают необходимой квалификацией, не умеют проводить журналистские расследования, не знают, как соблюсти все юридические тонкости при подготовке антикоррупционных материалов. В результате львиная доля всех публикаций в югорских СМИ на эту тему – это отчеты о заседаниях профильных комиссий/советов/коллегий, новостные сюжеты на ТВ, памятки, крайне редко – заметки или корреспонденции.

Главным отрицательным результатом этой ситуации является потеря читательской/зрительской аудитории СМИ, а если смотреть шире – потеря влияния власти на электорат (граждан). К сожалению, население привыкает получать актуальную информацию о коррупции с «желтых» сайтов, а не из компетентных, заслуживающих доверия и уважения источников.

И еще один важный момент. В прошлом году ДОС проводил на тему «Отношение населения к коррупции». Так вот, отвечая на вопрос «Как Вы оцениваете социально-политическую ситуацию в Югре?» самой «Напряженной» посчитали ее жители Нефтеюганска, Сургута, Сургутского, Советского и Кондинского районов. Вариант «Коррупция» при ответе на вопрос «Какие проблемы в первую очередь осложняют Вашу жизнь?» чаще всего выбирали жители Покачей, Югорска, Нефтеюганска, Советского района. На вопрос о том, «Как изменился уровень коррупции в России за последний год?» повышение уровня отметили в Советском районе, Нефтеюганске, Сургуте, Нягани, Югорске.

Получается, что наиболее тревожная обстановка по отношению к коррупции по мнению жителей округа складывается в Нефтеюганске, Сургуте и Югорске, а бесспорным «лидером» является Советский район. Руководителям этих муниципалитетов, средствам массовой информации, представителям правоохранительных органов необходимо предпринять все усилия для того, чтобы переломить эту тенденцию и на деле доказать непримиримое отношение власти и общества к любым проявлениям коррупции.

Одна из основных задач, которая ставится перед обществом в борьбе с коррупцией, - доступность и открытость информации. Именно широкая огласка мешает созданию благоприятной среды для процветания коррупции. Предать гласность совершенным коррупционным деяниям могут СМИ.

Чтобы средства массовой информации имели возможность освещать все события достоверно и максимально честно, они должны быть независимыми от государственных структур и представителей власти. СМИ должны быть самостоятельным подразделением, чтобы иметь возможность вести борьбу с коррупцией.

Главная задача работников СМИ - представлять интересы общественности, защищать права граждан в сфере получения достоверной информации, воздерживаться от освещения односторонней точки зрения. Работа журналиста - это его особый долг, исполнить который он может только при условии, что это позволяет ему сделать законодательная база и контролирующие органы. Кроме того, существует такое понятие как журналистская этика, - особый свод правил и ограничений, которые устанавливают рамки дозволенного при распространении и освещении любой информации.

Задачами средств массовой информации в антикоррупционной борьбе являются:

- оповещение граждан о существующей ответственности за совершение коррупционных действий. На самом деле, многие граждане ни знать, ни слушать не хотят о том, что может повлечь за собой вручение или получение взятки. Коррупция - это уголовно наказуемое действие, и наказание распространяется на всех участников этого действия. - создание социально-моральных норм и принципов в отношении коррупции, агитация общества к осуждению коррупции. Многие воспринимают взятку вовсе не как что-то плохое, а как само собой разумеющееся явление, бороться с которым не нужно. Общество должно понимать, что коррупционер - это негативный образ, который, несмотря ни на что, становится неотъемлемой частью общества, и роль СМИ - донести это до общественности.

- огласка всех без исключения случаев коррупции. Несмотря на то, что взятки могут быть или в особо крупных размерах, или в маленьких, обо всех случаях коррупции СМИ должны сообщать незамедлительно. Но недостаточно просто сообщить о свершившемся факте, необходимо осветить результаты и меры наказания за совершенное преступление.

- поддержка государственной борьбы с коррупцией. Несмотря на то, что определенной степенью коррумпированности характеризуются абсолютно все экономические системы мира, коррупция позволяет по-разному добиваться своих интересов. Никакое, даже самое экономически развитое государство, не сможет провести успешную борьбу с коррупцией, если у него нет поддержки в обществе. Коррупция негативно сказывается на социальном и экономическом развитии страны, но кроме того, она сказывается на национальном суверенитете и ущемляет интересы простых граждан. Поэтому роль СМИ - освещать информацию в соответствии с принятыми государством мерами борьбы с коррупцией.

Эффективность политики противодействия коррупции в современную эпоху информационного общества напрямую связана с возрастающей ролью СМИ, освещающих проблемы борьбы с коррупцией и во многом формирующих представления об этом социальном явлении. В условиях информационно-коммуникативной революции плюрализм СМИ (электронных и печатных, традиционных и новых), множественность автономных и разнообразных источников информации, отражающих широкий спектр сложившихся в обществе политических, социальных, экономических, культурных и иных связей, превращают СМИ в наиболее эффективный инструмент общественного контроля за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, в том числе - в сфере противодействия коррупции.

В механизме противодействия коррупции СМИ решают следующие основные задачи: 1) информирование граждан об ответственности за участие в коррупционных схемах; 2) создание в обществе атмосферы неприятия и осуждения коррупции во всех проявлениях; 3) придание огласке всех случаев коррупции, в том числе создание открытых списков коррупционных дел, как это происходит в странах Западной Европы и США. С подобными инициативами выступал Минтруд России, предлагая создать реестр компаний, привлеченных к административной ответственности по статье о незаконном вознаграждении должностных лиц, с последующим ограничением их доступа к государственных закупкам, а также сформировать реестр госслужащих, уволенных в связи с утратой доверия; 4) открытая поддержка бизнеса в борьбе с коррупцией и расширение возможностей использования СМИ предпринимателями для отстаивания нарушенных прав и интересов; 5) открытая поддержка государственных решений по борьбе с коррупцией.

В системе современных СМИ наиболее эффективным инструментом общественного контроля являются независимые СМИ и Интернет, которые больше и чаще всех вскрывают факты коррупции, делая их достоянием общественности. Такой огласки боятся в равной степени и госслужащие, и политики, и нечестные бизнесмены. Данный институт гражданского общества может проводить общественные дискуссии по коррупционной проблематике, освещать антикоррупционные действия государства и общества, вести собственные антикоррупционные расследования, показывать и публиковать факты коррупции.

Для независимости СМИ крайне важна их свобода от прямого или косвенного контроля федеральных, региональных и местных властей. Необходимым условием этого является то, что печатные СМИ - как федеральные, так и региональные и местные (кроме чисто служебных вестников и армейской печати) - не должны находиться во владении, прямом или косвенном любых органов власти. Это способствует формированию конкурентной информационной среды и приобщению к ней различных социальных групп. Другим необходимым условием является прозрачность финансирования СМИ. Это позволит создать в данной сфере систему гражданского контроля. Дело в том, что СМИ подвержены коррупционному воздействию извне. Одной из форм коррупционного воздействия на СМИ является выплата «гонораров» за не публикацию материалов, которые разоблачают коррупционеров. В целях обеспечения независимости СМИ и защиты их от подобного коррупционного воздействия Правительство РФ в 2014 г. выделило 36 млрд руб.

Следует отметить издержки процесса коммерциализации СМИ, которые часто в погоне за сенсацией тиражируют известный набор стереотипов в восприятии коррупции и приучают к ним население. Действительно, основная масса граждан делает выводы о состоянии проблемы коррупции исходя из доминирующих стереотипов, сообщений СМИ, рассказов друзей, знакомых, а также из слухов и сплетен. Например, устойчивым стереотипом является мнение о том, что чем выше уровень власти, тем больше она коррумпирована, хотя это не всегда соответствует реальности. Тема коррупции может выпадать из перечня актуальных проблем граждан, что может являться, по мнению социологов, следствием информационного насыщения граждан материалами СМИ, посвященными этой теме. Следует отметить, что на протяжении последних пяти лет тема коррупции являлась одной из основных в центральных СМИ, что могло вызвать ощущение усталости у населения от сведений по данной теме .

Кроме того, распространение негативного мнения граждан относительно уровня коррумпированности органов государственной власти часто мешает объективно оценить работу в этой сфере. Так, по результатам мониторинга, большинство москвичей не устраивает то, какими методами Правительство Москвы ведет борьбу с коррупцией в столичном мегаполисе, а значительная часть опрошенных вообще ничего не знает о таких мерах. Более 80% жителей столицы, ответивших на вопросы мониторинга, либо не информированы по данной теме, либо их не устраивают меры, принимаемые в рамках борьбы с коррупцией. Предложение «карать строгими мерами - и сразу не давать опомниться» нашло поддержку у 17% россиян; идея не только посадить за решетку, но и конфисковать имущество у преступника и даже у его родственников - у 15%; проводить больше проверок среди власти и среди высокопоставленных лиц предлагали 12% . Кроме того, среди эффективных мер борьбы с коррупцией респонденты называют: ужесточить законодательство, повысить уровень жизни людей и степень их гражданской сознательности, увольнять нечистых на руку чиновников со всех постов и освещать такие случаи в СМИ.

В условиях революционных сдвигов в сфере коммуникационных технологий и распространения информации возрастает роль электронных СМИ, освещающих проблемы борьбы с коррупцией, прежде всего Интернета. Решением задач по информированию граждан и формированию у них культуры нулевой терпимости к коррупции в сети Интернет занимаются как независимые, так и официально зарегистрированные СМИ. Кроме того, на просторах российского Интернета появляются специализированные сайты, нацеленные на борьбу с коррупцией.

Известность получили проекты «Фонд борьбы с коррупцией» , основанный оппозиционным политическим деятелем А. Навальным. Проект Фонда «РосПил» нацелен на контроль расходования бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок госкомпаний. Проект полностью финансируется за счет добровольных пожертвований граждан, т.е. с применением краудфандинга (от англ, crowd - толпа, funding - финансирование), предполагающего коллективное сотрудничество людей (доноров), объединяющих свои ресурсы для поддержания проектов других людей или организаций (реципиентов). За время своей работы «РосПил» собрал более 10 млн руб. Авторы проекта утверждают, что сумма контрактов, по которым удалось пресечь нарушения закона за время работы проекта, превышает 59 млрд руб. Вместе с тем, объективность подобных оценок сомнительна, так как российские оппозиционные лидеры в своей «борьбе» с коррупционерами больше заинтересованы в зарабатывании популярности на громких разоблачениях. При этом репутация самих оппозиционеров зачастую страдает от скандалов с обнаружением коррупционеров в их рядах.

Другой аналогичный ресурс - Интернет-проект «За честные закупки» , реализуемый при поддержке Общероссийского народного фронта (ОНФ). Сайт представляет собой открытую сеть для борьбы с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере государственных закупок и закупок госкомпаний. В разделе «wiki-тыринг» нарушения и ухищрения при закупках рассматриваются в разрезе положений Федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Создатели независимого интернет-ресурса «Все о коррупции в России» рассматривают информационную открытость как один из важнейших факторов борьбы с коррупцией. Редакция ставит своей целью всестороннее освещение коррупционной деятельности в нашей стране, проводит анализ современного, в том числе зарубежного опыта борьбы с коррупцией (см. Приложение 1).

Одним из специализированных СМИ, освещающим политику противодействия коррупции в России и за рубежом, является «Первое антикоррупционное СМИ» , учрежденное Межрегиональной общественной организацией содействия совершенствованию государственного управления и антикоррупционной политики «Содействие» (МОО «Содействие»). Первое антикоррупционное СМИ реализует следующие задачи: 1) защита прав и интересов граждан, организаций и государства, нарушенных противоправными или некомпетентными действиями должностных лиц; 2) проведение журналистских расследований и придание публичности фактов коррупции; 3) информационная поддержка предпринимателей и правоохранительных органов по вопросам предупреждения и пресечения коррупции; 4) выстраивание коммуникаций между представителями государства, бизнеса и общества;

5) привлечение экспертов из различных сфер для создания медиа площадки, способной стать действенным инструментом общественного контроля и формирования адекватного общественного мнения относительно коррупции; 6) контроль деятельности федеральных и региональных чиновников (в части реализации антикоррупционной политики) путем их оценки экспертным и гражданским сообществом.

Регулярные исследования публикаций о коррупции в СМИ проводит аналитический центр компании «Публичная библиотека» . Анализ проводится по федеральным и региональным печатным СМИ, интернет-изданиям из фондов интернет-библиотеки СМИ компании (более 12 тыс. изданий). Так, исследования public.ru за период с января по июнь 2014 г. позволили выявить постоянный рост среднего размера взятки . Начиная с 2008 г. средняя сумма взятки увеличилась в 16 раз (с 9000 до 145 тыс. руб.). В 2013 г. все преступления коррупционной направленности в России (их было зарегистрировано 38 600), причинили ущерб национальной экономике в сумме более чем 21 млрд руб.

Согласно рейтингу «антикоррупционной» открытости в 2014 г. по федеральным округам РФ лидирующие позиции по числу публикаций коррупционной тематики заняли Приволжский (12 606) и Центральный (12 216), Сибирский (7873), Уральский (7084), Северо-Западный (5393), Южный (5045), Дальневосточный (4793), Северо-Кавказский (4269) федеральные округа. Рейтинг «антикоррупционной» открытости по регионам Российской Федерации в 2014 г. выглядел следующим образом: Челябинская область - 2570, Республика Татарстан - 2105, Волгоградская область - 2054, Свердловская область - 1914, Кировская область - 1579, Московская область - 1564, Нижегородская область - 1492, Новосибирская область - 1411, Тверская область - 1407, Ярославская область - 1317, Астраханская область - 1263, Воронежская область -1234, Приморский край - 1192, Ставропольский край - 1188, Республика Дагестан - 1172, Иркутская область - 1145, Тюменская область - 1121, Пермский край - 1097, Красноярский край - 1079, Саратовская область - 1049, Самарская область - 1030".

Самым упоминаемым в СМИ регионом стала Челябинская область благодаря следующим участникам коррупционных скандалов: 1) сенатор Совета Федерации Челябинской области Константин Цыбко (получение взятки в 28 млн руб.); 2) экс-министр спорта Челябинской области Юрий Серебренников; 3) начальник управления спортом администрации Челябинска Евгения Иванова;

4) бывший глава Троицка Виктор Щекотов; 5) бывший вице-губернатор Челябинской области Виктор Тимашов; 6) совладелец Челябинского трубопрокатного завода Андрей Комаров; 7) сотрудники Росимущества, УФМС, должностные лица медучреждений, правоохранительных органов и директора двух лицеев. Медиа-анализ Челябинского региона показал и серьезные результаты антикоррупционной работы, что говорит об информационной открытости региона, активном сотрудничестве региональной пресс-службы МВД России и СМИ.

0 случаях коррупции коснулись сотрудников Минтруда Татарстана, республиканского управления МЧС России, ФНС России и председателя общественной организации «Антикоррупционный комитет Республики Татарстан». Среди публикаций заслуживают внимания материалы о создании общественных советов при органах власти, конкурс видеороликов «Коррупция в объективе», а также введение обязательной проверки на детекторе лжи для кандидатов на вакансии заведующих казанскими детсадами.

В Волгоградской области, занявшей третье место в рейтинге, отмечены случаи, когда коррупционеры получали реальные уголовные сроки и штрафы: 1) Павел Крупнов, заместитель председателя правительства Волгоградской области (получение взятки в сумме 17 млн руб.) - семь лет лишения свободы в колонии строго режима; 2) Евгений Большаков, сотрудник регионального управления Росимущества - 9,5 лет колонии; 3) Сергей Капа-надзе, председатель комитета по строительству администрации

Волгограда - 7,5 лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в размере 700 тыс. руб.; 4) Вадим Черных, глава Ахтубин-ского сельского поселения Среднеахтубинского района - семь лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в размере 12 млн руб.

Предпринятое в рамках либерализации уголовного права по инициативе тогдашнего Президента РФ Д. Медведева увеличение штрафов вместо уголовного преследования за взятки, привело к значительному росту средней суммы взятки («компенсация» возросших рисков), а проблема уплаты коррупционерами назначенных судами штрафов с каждым годом становится масштабнее. Эта инициатива с треском провалилась, поскольку осужденные за взятки моментально превращались в банкротов, и переставали выплачивать присужденные им штрафы.

Похожие публикации