Основные признаки парламентаризма. В чем сущность парламентаризма В чем состоит смысл парламентаризма

В настоящее время проблема создания механизма власти, позволяющего наиболее полно учитывать интересы граждан при принятии государственных решений, механизма, который бы обеспечивал подлинное народовластие, является одной из самых актуальных в современной правовой науке.

Прежде чем определить понятие парламентаризма, проанализировать его сущность необходимо сказать о его представительском начале, реализующимся в процессе государственного управления. В теории государства и права упоминается два основных способа осуществления народом своей власти:

  • · непосредственное осуществление властных функций (непосредственная демократия);
  • · осуществление властных полномочий посредством представительства (представительная демократия).

Наиболее последовательным сторонником первого способа осуществления народом властных функций был Жан Жак Руссо. Непосредственную демократию он рассматривал как политический идеал. При этом, законодательная власть, согласно его теории, должна принадлежать непосредственно народному собранию, в котором должны участвовать все граждане. Все другие властные органы должны всецело подчиняться народному собранию; быть не только послушным орудием суверена - законодателя, но и избираться суверенным народом, быть полностью ответственным перед ним, а также могут быть в любой момент им смещены. В свою очередь, Ж.-Ж. Руссо, фактически, отрицал представительную форму правления, придерживался той точки зрения, что депутаты не могут быть представителями народа, они лишь уполномоченные, комиссары, которые просто не имеют право что-либо окончательно решать.

Соответственно, закон не может становиться таковым, пока непосредственно народ не утвердит его. Из всего этого видно, что, будучи бесспорным сторонником непосредственной демократии, Руссо все же не отвергает идею создания определенного органа, избранного народом, для разработки тех или иных государственных решений.

Идею, что законодательная власть должна принадлежать всему народу не отрицается и сторонниками представительной демократии. Шарль Монтескье полагал, что, так как непосредственное осуществление народом власти невозможно в больших государствах и затруднительно в малых, то необходимо народное представительство. Именно избираемые представители, по его мнению, способны с наилучшим результатом обсуждать государственные вопросы. Он полагал, что представительное собрание «следует избирать не для того, чтобы оно выносило какие-нибудь активные решения - задача, которую оно не в состоянии выполнять, - но для того, чтобы создавать законы или наблюдать за тем, хорошо ли соблюдаются законы, которые уже им созданы…». Издание законов народными представителями имеет и то преимущество перед непосредственным законодательством народа, утверждал Монтескье, что представители обладают возможностью совместного обсуждения вопросов до их разрешения. Само народное представительство должно быть распределено по округам, так как каждый лучше всего знает потребности своей местности и своих соседей. В основу избрания народных представителей Монтескье кладет принцип всеобщего голосования.

Непосредственная, и представительная демократия имеют одни корни - это народ, его воля. Поэтому мы не можем согласиться с английским государствоведом А. Дайси, который отделяет представительную демократию от непосредственной, утверждая, что «заменить власть парламента властью народа - значит передать управление страной из рук разума в руки невежества». Думается, что оптимальным является сочетание этих форм демократии. Государство может считаться подлинно правовым, если в нем непосредственная демократия и представительная тесно взаимодействуют и уравновешивают друг друга. В каждом государстве должна быть предусмотрена возможность принятия наиболее важных, кардинальных решений непосредственно населением (прежде всего, имеется в виду проведение референдума при обсуждении вопросов, касающихся развития государства в целом, затрагивающих интересы населения всей страны, или иные формы непосредственной демократии (собрания, сходы граждан по месту жительства) - при решении вопросов местного значения). Текущие вопросы государственной жизни должны разрешаться законотворческой деятельностью представительных органов населения, избранных на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования. Именно народное представительство способно каждодневно претворять в жизнь волю народа при решении тех или иных государственных вопросов. С одной стороны, представительный орган должен с высокой степенью точности выражать мнение больших масс людей и социальных общностей и тем самым уравновешивать другие властные органы, с другой стороны, в представительном органе призваны разрешаться социальные конфликты, возникающие на базе столкновения разных социальных интересов.

Деятельность представительного органа власти позволяет выработать компромиссное решение, учитывающее в той или иной степени интересы противоборствующих групп, этим обеспечивается определенная стабильность в обществе.

Таким образом, под представительством понимается участие в деятельности государственных учреждений представителей общества. Это участие устанавливается для обеспечения живой, непосредственной связи между деятельностью государственных учреждений и текущими запросами общественной жизни. Как отмечается современными учеными - государствоведами, содержание народного представительства составляют отношения, связанные с формированием, функционированием и ответственностью особого вида органов, социальным назначением которых является согласование и отражение интересов различных социальных общностей, политических и демографических групп граждан на соответствующем уровне государственной власти.

Организация представительства в различных странах и в различные исторические эпохи приобретала весьма разнообразные формы. Так известный русский ученый - юрист Н. М. Коркунов сводил все различные формы представительства к трем основным типам:

  • 1) представительство по личному праву;
  • 2) представительство по назначению правительства;
  • 3) выборное представительство.

Представительство по личному праву (так называемое представительство сословий) было распространено в средние века. В то время высшее духовенство, самые родовитые и богатые дворяне, патрицианские роды, стоявшие во главе городских общин, в силу своего высокого положения являлись лучшими представителями общественной жизни (примером такого представительства в России являлась боярская дума). В современных условиях, когда по существу сословья перестали существовать, данная форма представительства сошла на нет. Последний оплот данного представительства - палата лордов в Великобритании в настоящее время реформируется, в результате чего наследственные лорды, скорее всего, лишатся членства в Парламенте.

Следующий тип - представительство по назначению правительства - есть ничто иное, как назначение того или иного лица правительством для выполнения им каких-либо государственных функций. В современной России аналогом данного типа можно назвать институт представительства Президента РФ в федеральных округах.

Наиболее распространенной и, без сомнения, лучшей системой организации представительства является система выборного представительства. Данное представительство дает реальную возможность отражаться на составе государственных учреждений всем изменениям в общественных интересах, настроениях общества. Оно лучше всего соответствует главному назначению представительства - предотвращению деятельности государственных организаций от застоя и рутины, а также подчинению представительства жизненным интересам общества. Лишь выборное народное представительство может полностью гарантировать, чтобы право, создаваемое государством (закон), всегда находилось в соответствии с народным правосознанием - источником всякого права.

Данную классификацию следует несколько детализировать. Выборное представительство необходимо понимать в широком и узком смыслах. В первом случае в систему представительства будут входить все государственные органы, должностные лица, в избрании которых, так или иначе, принимает участие население государства (глава государства, главы регионов, законодательные собрания, органы местного самоуправления). В основе подобного деления закладывается признак выборности органов государственной власти гражданами. Во втором случае под представительством будет пониматься создание коллегиальных органов, состоящих из избранных народом представителей-депутатов, то есть органов, которые относят к законодательной ветви власти.

Именно выборное представительство лежит в основе современной парламентской системы, которая исходит из той мысли, что «народные представители, являясь более авторитетными и более правильными, чем кто-либо другой, выразителями народных нужд и желаний, могут с наибольшим основанием решать государственные дела, а также претендовать на выбор тех лиц, которым поручается непосредственное управление». Отсюда можно сформулировать главную задачу парламентаризма - обеспечение подлинного народовластия в государстве.

Парламентаризм - это сложное, комплексное явление, которое вбирает в себя многие стороны общественной жизни, и поэтому оно может быть выражено в нескольких формах.

С точки зрения политической теории парламентаризм является одной из форм представительной демократии. В этом смысле он, фактически, отождествляется с демократическими ценностями, сложившимися за многие столетия, как-то:

  • · гражданское общество с высокой степенью правовой культуры;
  • · утверждение идеи верховенства права;
  • · господство законности; приоритет прав личности в отношениях с государством (именно воля народа является решающей при формировании государственных институтов);
  • · создание соответствующей шкалы ценностей, которая бы исключала противоречие общественных и личных интересов при осуществлении государственной власти.

Несомненно, все указанные ценности должны реализовываться посредством деятельности органа народного представительства - парламента. Однако следует полностью согласиться с мнением современных российских политологов, что само существование парламента в системе органов государственной власти не означает введения на прочных основах парламентаризма. То есть для парламентаризма необходимо, чтобы орган народного представительства был наделен определенными качествами, среди которых можно выделить:

  • 1) избрание депутатов парламента на свободных всеобщих выборах, что является основной гарантией высокого уровня представительности данного государственного органа;
  • 2) самостоятельность и независимость в системе разделения властей, -

именно парламент образует законодательную ветвь власти;

3) высокий уровень полномочий парламента при решении вопросов государственного управления (например, при формировании исполнительной власти) и наличие решающих полномочий в процессе законотворчества.

Приоритет демократических ценностей при определении парламентаризма просматривается в работах многих современных исследователей. Так, например, профессор Е. Хубнер утверждает, что о парламентаризме можно говорить лишь в связи с демократическим правлением. Некоторые исследователи прямо заявляют, что парламентаризм есть ни что иное как «система представлений об общедемократических, общецивилизационных ценностях государственно- организованного общества».

В основу парламентаризма заложены общедемократические, общечеловеческие ценности, мы, тем не менее, хотим отметить, что парламентаризм - это, прежде всего, конкретное явление общественной жизни многих государств современного мира, а не аморфная система представлений. С точки зрения политической теории мы можем определить парламентаризм как форму народного представительства, в основе которой лежит система общедемократических, общечеловеческих ценностей, призванных обеспечить непосредственное участие населения в решении наиважнейших вопросов государственной жизни.

В правовой науке также нет единого взгляда на природу и сущность парламентаризма. Разделяя мнение, что в его основе лежат общедемократические ценности, ученые-юристы по-разному определяют правовую природу данного явления. Одна из распространенных точек зрения состоит в том, что парламентаризм - это особая разновидность формы правления - «это такая институционально-функциональная форма организации государственной власти, при которой выразителями народного суверенитета и, следовательно, суверенитета государства являются высшие органы народного представительства, закрепляющие силой закона общие интересы и потребности общественного развития…». По нашему мнению, неверно отождествлять парламентаризм лишь с формой организации государственной власти - это более универсальное понятие. Оно вбирает в себя многие элементы различных форм правления (монархий и республик), имеет качество демократического политического режима и может проявляться в государствах независимо от сложившейся формы государственного устройства (унитарной или федеративной).

Известно, что традиционно государства по форме правления делятся на монархии и республики. Однако, парламентаризм в равной степени присущ и монархиям, и республикам. Хотя, конечно же, при парламентской системе глава государства наделяется определенными качествами, которым он должен соответствовать независимо от способа занятия данной должности (избрание населением, избрание парламентом или коллегией выборщиков, замещение по наследству и т.д.). Роль главы государства при парламентаризме также определяет различные позиции. Наиболее крайняя позиция представлена английским писателем Беджготом еще в 19 веке. По его мнению, при парламентаризме вся правительственная власть целиком и без остатка переходит фактически к правительству, глава государства также теряет всякое реальное значение. Правительство, лишь номинально назначаемое главой государства, в действительности избирается законодательным собранием, которое во всякий момент может сменить его и поставить на его место другое. При этом само правительство превращается ни в что иное, как комиссию представительного органа, полностью от него зависящую. Через посредство этой комиссии парламент управляет государством и, таким образом, соединяет в своих руках законодательную власть с исполнительной.

При правильном функционировании парламентской системы деятельность главы государства (президента или монарха), на первый взгляд, как бы находится в тени парламента и правительства. Но все же нельзя говорить, что он превращается в стороннего наблюдателя их деятельности, выполняя главным образом представительские функции. Его действительное положение, как правило, наиболее показательно при сбоях в механизмах управления. В подобных ситуациях глава государства призван, восстановить систему управления, соблюдая существующие конституционные принципы народовластия. В качестве реального примера можно назвать события в Испании в конце 70-х годов, когда при попытке государственного переворота глава государства - король Хуан Карлос I (конституционный монарх), фактически, предотвратил антиконституционное развитие событий (государственный переворот), совершив все необходимые для этого действия. Современный парламентаризм характеризуется повышением фактической роли главы государства во властном механизме. Он при всех обстоятельствах остается необходимым участником наиважнейших государственных актов, и за ним остается возможность значительного влияния на ход государственных дел. Но в кризисные ситуации фактическое значение главы государства чрезвычайно возрастает, и в известный момент, он, оставаясь в пределах конституции и правил парламентского правления, играет даже решающую роль.

«Российский парламентаризм» - Права парламентария вне палаты. Обязанности парламентария вне палаты. Принятый федеральный закон. Основные признаки парламентаризма. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Формирование Государственной Думы. Контрольная функция. Принятие закона и передача в СФ. Компетенция Совета палаты (СФ). Законодательный (законотворческий) процесс.

«Парламентский урок» - 2010 г. – «Я.Закон. 2008 г. – «Выборы депутата». Цель Парламентского урока - формирование гражданского общества. 2011 г. – «Закон и законодатели». Парламентский урок. Парламентский урок: итог. Формы Парламентского урока. Нельзя создать репутацию на том, что вы только собираетесь сделать. (Генри Форд).

«Русский парламент» - Система беспарламентской демократии. Период становления Советов. Период практического строительства. Возможность роспуска Думы. Период действия Конституции РСФСР. Время СССР. Политическая система России. Становление парламентаризма в России. Состояние парламентаризма. Сценарии развития парламентаризма.

«Власть в РФ» - Основания для досрочного прекращения полномочий ЗАКС. Модели региональной исполнительной власти. Система исполнительной власти. Законодательная власть. Основные функции и полномочия главы субъекта РФ. Модель. Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Нет высшего должностного лица.

«История власти в России» - Государственное и региональное управление. Введение. Общинное самоуправление. Восстановление системы промышленных министерств. Альбом наглядных пособий дает. Судебная власть Российской Федерации. Вооруженное противостояние. Присоединение к Москве Новгорода Великого. Система государственного и местного самоуправления.

«Современный парламентаризм» - Деятельность Собрания депутатов. Председатель. Депутатами. Принятие законов регионального уровня. Современный парламентаризм. Элементы парламентаризма. Современная Российская государственность. Значимость региональных парламентов. Роль законадательных (представительных) органов. Комиссия по социальным вопросам.

Всего в теме 17 презентаций

Обществом, которая характеризуется четким разделением законодательных и исполнительных функций. При этом высший законодательный орган должен занимать привилегированное положение. В данной статье рассмотрено, что такое парламентаризм в России и других странах, этапы его становления и особенности.

Что такое парламент?

В 1688 г. в Англии был принят где впервые было определено место парламента в системе органов власти. Тут за ним были закреплены законодательные полномочия. Также был зафиксирован один из главных принципов парламентаризма. Он провозглашал ответственность министров перед представительным органом законодательной власти.

В 1727 г. впервые в Англии парламент был сформирован на партийных началах.

Начало развития парламентаризма в России

Парламентаризм - это прежде всего один из институтов демократии. В России он появился недавно. Но зачатки парламентаризма можно увидеть еще во времена Киевской Руси. Одним из органов власти в этом государстве было народное вече. Это собрание являлось институтом, через который народ участвовал в решении общественных проблем. В вече могли принимать участие все свободные жители киевского государства.

Следующий этап развития парламентаризма в России - это появление Земских соборов. Они играли большую роль в законодательной деятельности. Земские соборы состояли из двух палат. В составе верхней были чиновники, высшее духовенство, члены В нижнюю входили представители, избираемые из числа дворянства и посадских людей.

В более поздний период абсолютной монархии развивались идеи парламентаризма, но не существовало специального органа законодательной власти, неподконтрольного императору.

Парламентизация страны в XX веке

Начало революции в 1905 г. ознаменовало переход страны от монархии к конституционному строю и начало парламентаризма. В этом году императором были подписаны высочайшие манифесты. Они учредили новый представительный законосовещательный орган в стране - Государственную думу. С этих пор ни один акт не вступал в силу без ее утверждения.

В 1906 г. был создан парламент, состоявший из двух палат. Нижняя - Государственная дума, а верхняя - Государственный совет. Обе палаты располагались Свои проекты они направляли императору. Верхняя палата по своему характеру была полупредставительным органом. Одна часть ее председателей назначалась императором, а другая избиралась из среды дворянства, духовенства, крупных торговцев и т. д. Нижняя палата являлась своего рода представительным органом.

После Октябрьской революции была полностью уничтожена старая система государственной власти. В то же время было переосмыслено и само понятие «парламентаризм». Был создан новый высший орган государственной власти - Всероссийский съезд Советов. Он формировался посредством выборов, проходивших в несколько этапов, из председателей местных собраний. При этом система представительства была устроена таким образом, что в Советах большинство принадлежало рабочим, а не крестьянству. Этот съезд работал не на постоянной основе. Именно поэтому из его состава избирался Всероссийский исполнительный комитет Советов. Он действовал на постоянной основе и обладал законодательной и исполнительной властью. Позже был создан Верхний Совет. Этот орган располагал законодательными функциями и избирался путем прямого тайного голосования.

Парламентаризм в России на современном этапе

Конституцией 1993 г. в России была установлена новая система государственной власти. Сегодня для устройства страны характерно верховенство закона и ведущая роль парламента.

В состав Федерального собрания входят две палаты. Первая - Совет Федерации, вторая - Государственная дума. Впервые нижняя палата парламента РФ начала свою работу в декабре 1993 года. В ее состав входили 450 депутатов.

Парламент (англ. parliament, от франц. parlement, от parler - говорить) - является высшим представительным органом государства и избирается населением. В отличие от других выборных представительных органов (учредительного собрания, конституционной ассамблеи) парламент действует на постоянной основе. Деятельность парламента, его взаимодействие с другими высшими органами государственной власти называется парламентаризмом. Парламентаризм - система государственного руководства обществом, которая характеризуется четким распределением законодательных и исполнительных функций при условии привилегированного положения законодательного органа - парламента - в отношении других государственных органов.

Как высший представительный орган власти парламент впервые был образован в Англии в 13 в. как орган сословного представительства; реального значение приобрел после буржуазных революций 17-18 вв. В современных условиях парламент как собственное наименование для обозначения представительной учреждения применяется в большинстве развитых стран.

Парламентом официально называют высшие представительные органы почти во всех англоязычных странах. В США и странах Латинской Америки он называется конгрессом, во Франции - национальным собранием. В некоторых странах название "парламент" заменено своими национальными правовыми терминами. Так, в Дании парламент - это фолькетинг, в Исландии - альтинг, в Норвегии - стортинг, в Швеции - риксдаг, в Израиле - кнессет, в некоторых странах Востока - меджлис, в России - Федеральное собрание, а в Украине - Верховная Рада.

Основными элементами внутренней организации палат парламента являются: 1) партийные объединения членов палат; 2) руководящие органы палат; 3) парламентские комиссии (комитеты). Во многих странах существует регламент деятельности партийных объединений членов палат, устанавливается партийный минимум. Председатель палаты может быть как беспартийным (Великобритания), так и партийным (от фракционной большинства). В руководящие органы палат входят, кроме председателей, их заместители, секретари и наблюдатели. Руководящие органы палат формируются обычно на пропорциональной основе.

Для выполнения своих полномочий парламент образует функций-но-отраслевые комитеты и комиссии, где рассматриваются основные вопросы жизнедеятельности общества, разрабатываются соответствующие законопроекты.

Парламентские комитеты делятся на две категории: временные и постоянные. Временные комитеты, созданные для рассмотрения какой-либо дела, могут еще иметь название специальных комиссий. Партийный состав комитетов пропорциональный партийном составляющие палат. При этом председатели комитетов работают постоянно, а члены комитетов - на временной основе. Председателей комитетов выбирают, или же члены комитетов становятся главами, или их назначают председателя палат, исходя из правил старшинства. Основная работа комитетов и комиссий связана с законотворческой деятельностью правительства.

По структуре парламенты бывают однопалатное и двухпалатные. Государства с федеративной форме государственного устройства строят парламент на двопалатній основе.

Двухпалатность возникла сначала как достижение компромисса между различными социальными силами в борьбе за власть. В современных условиях двухпалатность нужна для того, чтобы обеспечить равновесие в парламенте с целью усовершенствовать законодательную деятельность, представлять интересы субъектов федерации в федеральных государствах и интересы административных единиц - в унитарных, а также чтобы сохранить исторические традиции своей страны. Впервые двухпалатность узаконено в Конституции США 1787 г.

В современной Европе двенадцать стран имеют однопалатный парламент. Среди стран Восточной Европы двухпалатность утверждено в России, Польше, Румынии и Хорватии.

Двухпалатный парламент делится на верхнюю и нижнюю палаты. Для верхних палат универсальной названием "сенат". Это название, которое впервые было употреблено в Конституции США, заимствовано из истории Древнего Рима. Однако в некоторых странах, в частности в Великобритании и Японии, верхние палаты называют соответственно палатой лордов и палатой советников.

Для нижних палат широко применяемой названием "палата депутатов". Ряд нынешних конституций фиксируют и другие названия палат: Национальное собрание (Франция), палата общин (Великобритания, Канада), сейм (Польша). Различие между верхней и нижней палатами заключается в способе формирования их.

Верхние палаты формируются прямыми выборами, непрямыми выборами, назначению и смешанным способом.

В большинстве стран верхние палаты формируются прямыми выборами. Представительство в них зависит не от общо-территориального принципа, а от наличия субъектов федерации, от которых избирается равное количество парламентариев. Так, в США выбирают по два сенатора от штата, а в Венесуэле, Мексике и Бразилии - по три.

Прямые выборы верхних и нижних палат немного отличаются. Если депутаты нижней палаты избираются по пропорциональной, то депутаты верхней - по мажоритарной или смешанной системе (существует и прецедент формирования верхней палаты по социально-корпоративным принципом). Так, в Бельгии пассивным избирательным правом наделен действующих и бывших правительственных и других государственных лиц, ученых, представителей учреждений высшего образования, руководителей предприятий, профсоюзов и экономических ассоциаций.

В некоторых странах существуют косвенные, или многостепенные выборы. Так, сенат парламента Франции избирается специальными коллегиями, которые образуются в департаментах. В состав каждой коллегии входят депутаты нижней палаты парламента от департамента, генеральные советники (члены департаментського органа самоуправления) и делегаты от муниципальных органов. Непрямыми выборами полностью формируются верхние палаты парламентов таких стран, как Нидерланды, Австрия и, частично, Франция, Бельгия и Швейцария.

Формирования верхних палат путем назначения также имеет различные варианты. Например, члены бундестага назначаются правительствами земель из своего состава, а в Канаде сенаторов назначает генерал-губернатор по рекомендации премьер-министра.

В Великобритании существует несколько способов невиборного формирования палаты лордов: передача феодальных титулов (наследственные лорды); назначения королевой отставных политиков, которые не имеют права передавать свой титул в наследство; назначения королевой из состава высшей судебной инстанции (апелляционный суд) судебных лордов; назначения королевой духовных лордов - высших духовных иерархов.

Смешанная система формирования верхней палаты предусматривает сочетание указанных выше способов. Так, в Ирландии кроме избранных сенаторов премьер-министр назначает еще одиннадцать сенаторов, а в Италии президент назначает пять сенаторов. Кроме того, сенатором можно быть по собственным правом (в Италии - это бывший президент страны).

Нижние палаты в - двухпалатного парламентах и однопалатные парламенты всегда образуются путем прямых выборов.

Верхние палаты отличаются от нижних за сроком полномочий (легислатурой). Легіслатура верхних палат более длительная. В конгрессе США члены нижней палаты избираются на два года, а верхней - на шесть; в парламенте Австрии соответственно - на три и шесть; Нидерландов и Японии - на четыре и шесть; Франции - на пять и девять лет. В некоторых странах, в частности в Бельгии, Испании, Италии и Ирландии, установлен одинаковый срок полномочий обеих палат. Более длительный срок полномочий верхних палат ставит их в меньшую зависимость от выборов, и это обеспечивает большую стабильность и кваліфі-кованість в работе депутатов. Кроме этого, верхние палаты частично обновляются. Так, в США каждые два года обновляется треть сенаторов, в Японии и Австрии каждые три года - половина состава палаты.

Количественный состав парламента зависит от норм представительства, то есть от средней численности избирателей, которых представляет депутат. В федеративных государствах количественный состав верхних палат парламента определяется количеством субъектов федерации на принципах равного представительства.

Нижние палаты парламентов имеют значительное численное превосходство над верхними. В Испании максимальная численность нижней палаты - 400, в США - 435, в Польше - 460, в Японии - 512, во Франции -577, в Италии, Великобритании и ФРГ - в соответствии 630, 650 и 665 депутатов.

Верхние палаты имеют небольшой количественный состав (в Германии - 41, Швейцарии - 46, США - 100 депутатов).

По профессиональным составом в парламентах зарубежных стран преобладают юристы. Есть среди депутатов и государственные чиновники, функционеры политических партий, менеджеры, предприниматели, а также представители образования и науки.

Хотя парламентская деятельность рассматривается как почетная служба, а не получение материальных благ, все же она во всех парламентах мира является оплачиваемым. Размеры оплаты определяются по определенным стандартам. Во многих странах таким стандартом является заработная плата высших категорий государственных служащих.

В Италии, Норвегии, ФРГ и Японии кроме фиксированной зарплаты прилагаются суточные, которые уплачиваются в основном только тогда, когда депутат присутствовал на заседании палаты или ее органов.

В некоторых странах зависимость между парламентским активностью депутата и размерами его зарплаты приобретает жестких форм. Так, во Франции, согласно регламенту нижней палаты, депутат, который не принимал участия в трети голосований на публичных (пленарных) заседаниях сессии, лишается части денежного вознаграждения; если же это количество составляет половину голосований, то отчисления удваивается. Однако в большинстве стран депутаты получают вознаграждение независимо от конкретного результата их деятельности.

В индустриальных странах для депутатов установлены специальные парламентские пенсии (при этом предел пенсионного возраста значительно ниже, чем для пенсии на общих основаниях). Каждый депутат, который заседал в парламенте в течение определенного периода (например, 10 лет), имеет право на такую пенсию. Получение парламентской пенсии не лишает депутата права на общую пенсию. Однако в Великобритании право на пенсию имеют только те депутаты, которые отказались во время парламентской деятельности от других постоянных источников финансирования.

Связь между депутатами и избирателями реализуется через форму мандата, который бывает императивным (повелительным) и свободным. Императивный мандат предусматривает, что депутат якобы обязательно выполнит свою программу и позвітує о ней перед избирателями. На практике такая процедура, как правило, никогда не выполняется. При императивном мандате избиратели имеют право на отзыв депутата. Но даже в случае полной зависимости от своих избирателей депутат имеет право переходить в другую партию, сохраняя за собой мандат.

Свободный мандат дает депутату право определять свою деятельность в парламенте, независимо от интересов избирателей округа, а решать те вопросы, которые относятся к компетенции высшего представительного органа. Однако отсутствие императивного мандата отнюдь не означает, что депутаты не имеют никакой связи с округом. Они встречаются с избирателями, выслушивают их жалобы, на основании которых формулируют свои запросы в парламенте или инициируют так называемые петиции - обращение к органам исполнительной власти по поводу проблем избирательного округа. Такая деятельность депутатов поддерживается местными организациями.

Для системы российского типа парламентаризма важнейшим и первостепенным является не принцип разделения властей, как для системы парламентаризма западного типа, а принцип преемственности. Почему? Обратимся к истории парламентских отношений.

27 апреля 1906 года в пять часов вечера в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце собрались свыше 500 представителей, избранных по всем городам и всей необъятной Российской Империи. Собрание по поручению императора Николая II открыл статс-секретарь, действительный статский советник Фриш. Он торжество зачитал текст «Обещания...», то есть присяги: «работать по мере сил и разумения» и «хранить верность Государю Императору». Так начал свою работу российский парламент, вошедший в историю под названием Государственной Думы. С этого момента ведет свое летоисчисление современный российский парламентаризм.

Именно – современный, то есть согласно западноевропейским представлениям о парламенте как высшем законодательном и представительном органе государственной власти. Мы специально подчеркиваем это обстоятельство, потому что, вопреки бытующему как на Западе, так и в кругах «западников» нашей страны мнению, парламентская деятельность и уж тем более народное представительство во власти через избранных населением посланцев насчитывает на Руси не одно столетие, а может быть, и тысячелетие. Достаточно вспомнить собрания дружинников в Киевской Руси, новгородские и псковские народные вече, Земские соборы. Все они, как и многие другие аналогичные, но с поправкой на национальные и местные особенности, органы народного волеизъявления, представляли собой естественные прототипы современного парламентаризма.

Не имеют под собой достаточно разумных оснований и попытки некоторых политизированных специалистов представить дело так, что с прекращением работы весной

1917 года IV Государственной Думы и с разгоном в январе 1918 года большевиками Учредительного собрания в нашей стране наступил «перерыв» в реализации парламентской деятельности, и только возрождённая в декабре 1993 года – январе 1994 года Государственная Дума первого созыва, которую некоторые называют также V Государственной Думой, прервала семидесятилетний «антракт» и восстановила российский парламентаризм. Ничего подобного.

Советы, по имени которых после октября 1917 года была названа наша страна – Союз Советских Социалистических Республик, прекративший свое существование в декабре

1991 года, – получавшие на разных исторических этапах разные названия, также являются полноправными и полноценными, кстати, всецело признанными мировой парламентской практикой, представительными законодательными органами власти. Опыт деятельности Советов всех уровней, сыгравших огромную роль в строительстве и укреплении государственности и правопорядка на территории бывшего СССР, не только нельзя отвергать из-за сиюминутной политической конъюнктуры. Наоборот, наряду с историей I-IV Государственных Дум начала

ХХ века, Земских соборов ХVI–XVII веков, земского движения середины – конца XIX века изучать самым тщательным и добросовестным образом. От такого изучения, а может быть, и использования высших достижений советской модели парламентаризма не будет никакого вреда, но опять-таки, наоборот, только польза.

Соблюдение принципа преемственности и бережного отношения к историческим реалиям российского парламентаризма и народного представительства как раз и составляет основу авторской позиции, тот, хочется надеяться, фундаментальный подход, которым издавна руководствуются отечественные государствоведение и политико-правовая мысль. Этот принцип, этот подход не чужд и зарубежной теории и практике парламентаризма.

Термин «парламент» происходит от английского «parliament», который обязан своим рождением французскому глаголу «parler» – «говорить». Впрочем, в дореволюционной Франции парламентом назывался провинциальный суд, и лишь впоследствии этот термин стал эквивалентом английского.

Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть короля ограничило собрание крупнейших феодалов (лордов, то есть господ), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и графств (сельских территориальных единиц). Подобные сословные и сословно-представительные учреждения возникли затем в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах. Впоследствии они развились в представительные учреждения современного типа или были заменены ими.

То есть, как видим, и для западного типа парламентаризма принцип преемственности отнюдь не пустой звук. Он также имеет существенное значение для становления и особенно для развития парламентаризма, в мировой практике.

Другой основополагающий принцип парламентской деятельности, без которого она невозможна по определению, – это принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. В теории государства и права общепринятым считается обозначать терминами «соединение» и «разделение» властей принципы организации и механизм реализации государственной власти.

Очевидно, что по своей сути государственная власть едина, всякое ее дробление на составные части чревато развалом всей властной системы. Как это произошло с распадом СССР. Вынули

из-под КПСС статью 6 Конституции СССР, сделали ее только политической партией, а властной структурой – нет, и государство рухнуло. Так же произошло и с Российской империей, когда ее лишили принципа самодержавной власти.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей проводится в жизнь во всех демократических странах. Его эффективность очевидна. Во-первых, реализация этого принципа ведет к разделению труда между органами государства, отсюда результативность их деятельности. Каждый орган специализируется на «своей» работе. Создаются условия роста профессионализма госслужащих. Во-вторых, решается сложнейшая проблема-создание непрерывно действующего конституционного взаимоконтроля высших органов государства. Это предупреждает сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. В-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Принцип разделения властей – равноправная организация власти в демократическом государстве, при которой взаимодействуют, взаимодополняют друг друга три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Третий основополагающий принцип парламентаризма – это ответственность Правительства перед парламентом. В данном случае здесь вопрос нужно ставить шире – ответственность исполнительной власти в лице не только Правительства, но и Правительства перед парламентом, а также высшей судебной власти. Эта ответственность закреплена в статьях 102 и 103 Конституции Российской Федерации. Здесь мы пока ограничимся простым обозначением признаков этого принципа, а далее в лекции рассмотрим их подробнее уже через призму роли парламента как участника механизма сдержек и противовесов во властных отношениях.

Парламентский принцип ответственности реализуется через исключительные полномочия Совета Федерации, которые определены в ст. 102 Конституции. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ меду субъектами Федерации; утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России; назначение выборов Президента; отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов; назначение на должность Генерального прокурора, а также заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Эти полномочия находятся в исключительном ведении Совета Федерации. Счетная палата образуется для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета из числа депутатов Совета Федерации и Государственной Думы.

И вторая часть реализуется через исключительные полномочия Государственной Думы. Они определены в ст. 103 Конституции России: согласие Президента на назначение Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Четвертый основополагающий принцип – наличие политически ответственных парламентских партий – закреплен и подробно прописан в Федеральном законе

«О политических партиях» (2001 г.).

Похожие публикации