Лицо не относящееся к определенной социальной группе. Социальные группы и общности

Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (со­циальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Социальная общность - это реально существующая, эм­пирически фиксируемая совокупность людей, характеризую­щаяся относительной целостностью и выступающая само­стоятельным субъектом исторического и социального дей­ствия.

Признаки социальной общности:

  1. сходство условий жизнедеятельности;
  2. общность потребностей;
  3. наличие совместной деятельности;
  4. формирование собственной культуры
  5. социальная идентификация членов общности, их самопричисление к ней.

Появление социальных групп:

  1. связано с общественным разде­лением труда и специализацией деятельности;
  2. вызвано истори­чески сложившимся разнообразием условий быта, культуры, соци­альных норм и ценностей.

Виды социальных групп

Основания для классификации

Наименование группы

Её сущность

Примеры социальных групп

Численность

Малая

группа

Небольшое число лю­дей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким- либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Харак­терны общие цели, задачи деятельности, психологические и по­веденческие особен­ности.

Представляет собой элементарную ячейку общества.

Семья, школь­ный класс, эки­паж самолета, компания дру­зей и др.

Большая

группа

Многочисленная со­вокупность людей, за­нимающих одинако­вое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы.

Нация, класс, страта и др.

Характер

взаимодей­ствия

Первичная

группа

Группа, в которой вза­имодействие носит не­посредственный, меж­личностный характер и предполагает взаим­ную поддержку.

Группа друзей, сверстников, со­седей и др.

Вторичная

группа

Группа, взаимодей­ствие в которой обус­ловлено достижением конкретной цели и но­сит формально-дело­вой характер.

Производствен­но-хозяйствен­ные организа­ции, профсоюзы, политические партии и др.

существова­ния

Номиналь­ная группа (социальная категория)

Искусственно сконс­труированная группа, которая выделяется для целей статисти­ческого учёта населе­ния.

Проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пас­сажиры приго­родных поездов, покупатели сти­рального порош­ка «Аист» и др.

Реальная

группа

Группа, критерием вы­деления которой слу­жат осознаваемые людьми реальные при­знаки (пол, возраст, национальность, до­ход, профессия, место жительства).

Мужчины, жен­щины, русские, дети, учителя, горожане и др.

Способ организации и регулирова­ния взаимо­действия

Формальная (официаль­ная) группа

Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организа­ций.

Школьный класс, спортив­ная команда «Спартак» и др.

Неформаль­ная (неофи­циальная) группа

Группа, обычно возни­кающая и существую­щая на базе личных интересов её участни­ков, которые могут совпадать или расхо­диться с целями официальных организаций.

Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация бо­лельщиков фут­больного клуба «Зенит» и др.

Членство в группе оказывает непосредственное влияние на по­ведение человека, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества - это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.

Социальная структура общества:

1) социальные группы;

2) социальные слои;

3) социальные общности;

4) социальные институты;

5) социальные отношения.

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм.

Разновидности квазигрупп:

1) аудитория;

2) фан-группа;

Основные свойства квазигрупп:

1) анонимность;

2) внушаемость (суггестия);

3) социальная заражаемость;

4) бессознательность.

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между социальными группами и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

образ жизни

включённость во властные структуры

отношение к средствам производства

образование

роль в общественной организации труда

Ответ

2. Найдите в приведённом ниже списке социальные группы, выделенные по признаку религиозной принадлежности. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы.

христианские демократы

синтоисты

протестанты

дзен-буддисты

пацифисты

арабские националисты

Ответ

3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев, выделения социальных групп.

Ответ

В качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены:

1) демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего и пожилого возраста,), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.;

2) этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации);

3) расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы);

4) поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.);

5) профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.).

4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Что такое «социальная группа»?

2) Критерии выделения социальных групп:

а) по уровню дохода;

б) по конфессиональному признаку;

в) по демографическому признаку;

г) по этносоциальному признаку.

3) Виды социальных групп по характеру взаимодействия:

а) первичные;

б) вторичные.

4) Виды социальных групп по численности:

б) большие.

5) Виды социальных групп по факту существования:

а) номинальная;

б) реальная.

6) Социальная структура общества.

Образование как социальный институт

Образование в современных странах - это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, её подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а) это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные усилия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г. Е. Тадевосян)

1. Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые, по мнению автора, составляют социальную роль образования.

3. Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.

Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.

Ответ

1. 1. Приведено определение:

«Образование в современных странах - это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, её подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем».

2. Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:

1) в определении социального статуса личности;

2) в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;

3) в поддержании социального порядка и стабильности;

4) в осуществлении социального контроля.

2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

приведены три функциональных особенности образования, допустим:

1) основной механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам;

2) осуществление функций социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения;

3) профессиональное образование реализует функцию контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам;

4) образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.

Функциональные особенности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:

1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);

2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);

3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);

4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:

неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2. Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

1) неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;

2) неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

3) неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.

Темы эссе:

1. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.)

«Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, - это сила группы».

Эмиль Дюркгейм

2. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)

«Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое - толпа».

Лекция:


Социальные группы


Социальные группы являются одним из элементов социальной структуры общества. Социальными группами называются объединения людей, связанные между собой общими признаками (пол, возраст, национальность, профессия, доход, власть, образование и многие другие), интересами, целями, деятельностью. Социальных групп на Земле больше, чем индивидов, потому что один и тот же индивид включён в несколько групп. Питирим Сорокин отмечал, что история не даёт нам человека вне группы. Действительно, с самого рождения человек находится в группе – семье, члены которой связаны кровно-родственными отношениями и общностью быта. Круг групп расширяется по мере взросления, появляются дворовые друзья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив, партия и прочие. Социальной группе характерны такие признаки, как внутренняя организация, общая цель, совместная деятельность, правила и нормы, интеракция (активное общение).

В социологии наряду с термином социальная группа применяется термин социальная общность. Оба термина характеризуют объединение людей, но понятие общность шире. Общность – это объединение различных совокупностей людей по какому - либо признаку или жизненным обстоятельствам. Основное отличие общности от группы заключается в том, что между членами общности отсутствует устойчивая и повторяющаяся связь, которая есть в группе. Примеры социальной общности: мужчины, дети, студенты, россияне и т. д.

Переходное положение между социальной общностью и социальной группой занимает квазигруппа – это неустойчивая кратковременная общность людей, носящая случайный характер. Примерами квазигрупп являются концертная аудитория, толпа.


Виды социальных групп

Социальные группы

Виды

Признаки

Примеры

1.
Первичные
Непосредственные личные контакты, эмоциональная вовлечённость, солидарность, чувство "мы", ценятся индивидуальные качества
Семья, школьный класс, друзья
Вторичные
Опосредованные предметные контакты, отсутствие эмоциональных отношений, ценятся способности выполнять определённые функции
Профессиональные, территориальные, демографические группы, партийные электораты

2.

Большие

Большая численность

Нации, возрастные группы, профессиональные группы

Малые

Небольшая численность

Семья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив

3.


Формальные

Возникают по инициативе администрации, поведение членов группы определяется должностными инструкциями

Партия, трудовой коллектив

Неформальные

Создаются спонтанно, поведение членов группы не регламентировано
4. Референтная Реальная или воображаемая значимая группа, с которой человек отождествляет себя и на которую ориентируется Политическая партия, конфессия
Нереферентная Реальная группа, имеющая малую ценность для человека, который обучается или трудится в ней Школьный класс, спортивная секция, трудовой коллектив

5.




Профессиональные

Совместная профессиональная деятельность

Врачи, юристы, программисты, агрономы, ветеринары

Этнические

Общая история, культура, язык, территория

Русские, французы, немцы

Демографические

Пол, возраст

Мужчины, женщины, дети, старики

Конфессиональные

Общая религия

Мусульмане, христиане, буддисты

Территориальные

Общая территория проживания, единство условий жизнедеятельности

Горожане, селяне, провинциалы

Функции социальных групп


Американский социолог Нил Смелзер выделил четыре общественно значимые функции социальных группы:

1. Функция социализации человека является самой главной. Только в группе человек становится человеком и обретает социокультурную сущность. В процессе социализации человек осваивает знания, ценности, нормы. Социализация тесно связана с образованием и воспитанием. Образование человек получает в школе, колледже или ВУЗе, а воспитание преимущественно в семье.

2. Инструментальная функция заключается в осуществлении совместной деятельности. Коллективный труд в группе имеет важное значение для развития человека и общества, потому что многого человек не способен сделать в одиночку. Участвуя в группе, человек приобретает материальные средства и самореализуется.

3. Экспрессивная функция группы заключается в удовлетворении потребностей человека в уважении, любви, заботе, одобрении, доверии. Общение с членами группы доставляет человеку радость.

4. Поддерживающая функция проявляется в желании людей объединяться в сложных и проблемных жизненных ситуациях. Ощущение групповой поддержки помогает человеку ослабить неприятные чувства.

Группы бывают формальными (формализованными) и неформальными.

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовы­ми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п. Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепле­ние осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая груп­па распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

Группы бывают также малыми, средними и большими . Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непос­редственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы; связь между членами группы сильна настоль­ко, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Статистические иссле­дования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Выделяют две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).

Малые группы играют очень важную роль в жизни че­ловека и общества. Малая группа занимает промежу­точное положение между отдельным человеком и больши­ми группами, их которых состоит общество, а следова­тельно, обеспечивают связь между индивидом и обществом.

С точки зрения особенностей взаимодействий между чле­нами группы выделяют несколько их разновидностей.

1. Открытые группы строятся на основе равноправия индивидов. Все имеют одинаковое право участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений. Для членов группы характерна свободная смена ролей.

2. Для групп закрытого пирамидального типа харак­терна иерархическая организованность. Обмен информа­цией предопределяется положением индивида: «сверху», как правило, «спускаются» приказы, а снизу поступают отчеты об их выполнении. Каждый из членов группы четко знает свое место и выполняет строго определенные функции. В таких группах наблюдается высокая степень организованности, для них характерны порядок и дис­циплина.

3. В случайных группах люди имеют собственные цели, обычно не совпадающие с целями других людей, решения принимаются каждым из них самостоятельно. Однако их объединяют неформальные связи, которые помогают со­хранить группу.

3. В группах синхронного типа также наблюдается опре­деленная разобщенность, касающаяся способов действия и других их характеристик. Однако все члены группы имеют одну цель, которую они совместно преследуют.



Средние группы - это относительно устойчивые груп­пы людей, также имеющих общие цели и интересы, свя­занных одной деятельностью, но в то же время не находя­щихся между собой в тесном контакте. Примером сред­них групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта. Сред­ние группы часто называются социальными организаци­ями, и в этом случае акцент делается на наличии иерар­хии внутри группы.

В средних и особенно в малых группах могут быть вы­делены фигуры лидера и аутсайдера. Лидер - это лицо, обладающее максимальным авторитетом; с его мнением счи­таются все члены группы. Аутсайдер, соответственно, - это лицо с наименьшим авторитетом; его исключают час­тично или полностью из процедуры принятия решений. Большие группы - это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый при­знак (например, принадлежность к вероисповеданию, про­фессиональная принадлежность, национальность, сексу­альная ориентация и т.д.). Впрочем, не следует прини­мать прихожан одного храма за членов большой группы: в этом случае правильнее было бы говорить о средней группе. Члены большой группы могут никогда не всту­пать в контакт друг с другом (точнее, конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членами группы, контакты с некоторыми членами группы могут быть и интенсивными, и широкими по охвату).

Выделяют также первичные и вторичные группы.

Первичные группы - это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индиви­да. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы - это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений меж­ду индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тес­ных контактов между членами вторичной группы также нет, хотя такая группа - при условии усвоения группо­вых ценностей индивидом - может оказывать на него силь­ное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

Группы могут быть реальными и социальными.

Реальные группы выделяются по какому-либо призна­ку, реально существующему в действительности и осозна­ваемому самим носителем данного признака. Так, реаль­ным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол, сексуальная ориентация и т.д.

Социальные группы (социальные категории) - это груп­пы, которые выделяются, как правило, для целей социо­логических исследований на основании случайных при­знаков, не имеющих особой социальной значимости. На­пример, социальной группой будет вся совокупность ма­терей-одиночек; вся совокупность людей, умеющих пользо­ваться компьютером; вся совокупность пассажиров обще­ственного транспорта и т.п. Как правило, принадлежность к такой группе не осознается ее членом и крайне редко может стать основой для консолидации, то есть возникно­вения тесных внутригрупповых связей. Впрочем, призна­ки положенные в основу выделения социальной категории, могут быть тесно связанными с признаками членов реаль­ных групп (например, люди с очень высоким уровнем до­хода не пользуются общественным транспортом).

Наконец, группы бывают интерактивными.

Интерактивными группами называются также группы, члены которых принимают участие в коллективном принятии решений; примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует относительно независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него силь­ное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, что­бы быть более похожим на представителя данной группы. Такое явление называется предвосхищающей социализа­цией . В обычном случае социализация протекает в про­цессе непосредственного взаимодействия в рамках первич­ной группы. В данном же случае индивид перенимает ха­рактерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Учебники: 1-й – разд. 2-й, пар. 1

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов.

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.

Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми имеются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены. В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичной группы.

Люди вступают в группы по ряду причин. Группа выступает:

  • как средство биологического выживания;
  • как средство социализации и формирования психики человека (одна из основных функций группы - функция социализации);
  • как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);
  • как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);
  • как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги (поддерживающая функция группы);
  • как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации человека (нормативная функция группы);
  • как источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей (сравнительная функция группы) я как средство информационного, материального и прочего обмена.

«Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями» (П. Сорокин).

Выделяют несколько разновидностей групп:

  1. условные и реальные;
  2. постоянные и временные;
  3. большие и малые.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большом количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Взаимодействие - активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.

Совместная деятельность подразумевает наличие постоянной цели. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей:

  1. ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
  2. вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
  3. дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.

Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности «цементируют» группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

Предусмотрено наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может не быть, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы, и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы - важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности и т. д. (рис. 9).

Группе присущи следующие общие закономерности:

  1. группа неизбежно будет структурироваться;
  2. группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят);
  3. флуктуация - изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают:

  1. группы членства;
  2. референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:

  1. функцию социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов;
  2. нормативную функцию, т. к. референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп (табл. 5).


Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои корпоративные цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера.

Взаимозависимость сторон, участников группы в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую. Следовательно можно выделить одно - и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности - тотальная интеракция, так и только какую-то одну специфическую форму или сектор деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.

Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это антагонистическая форма интеракции, если они совпадают только отчасти - это смешанный тип направления взаимодействия.

Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия. Интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.

Неорганизованные интеракции - когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

Сорокин, комбинируя различные интеракции, выделяет следующие разновидности социального взаимодействия:

  • организованно-антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении;
  • организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве;
  • организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система, которая частично управляется принуждением, а частично - добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей.

«Большинство организованных социально-интерактивных систем, от семьи до церкви и государства, - отмечает Сорокин, - принадлежит к типу организованно-смешанных. А также могут быть неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций».

В длительно существующих организованных группах Сорокин выделял 3 типа взаимоотношений:

  • семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы);
  • договорный тип (ограниченность времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т. п.);
  • принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное).

Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий: частично договорные, семейные, принудительные.

Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные:

  • одновременно протекают 3 процесса - взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы;
  • взаимодействие конкретных людей и групп;
  • взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни.

В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить:

  • односторонние группы, построенные на одном ряде основных ценностей (биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные; социокультурные группы: род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз, политический или научный союз);
  • многосторонние группы, построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей: семья, община, нация, социальный класс.

Можно провести классификацию групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы.

Итак, пирамидальная группа является:

  1. системой закрытого типа;
  2. построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;
  3. информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы);
  4. каждый человек знает свое жесткое место;
  5. в группе ценятся традиции;
  6. руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;
  7. такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях.

Случайная группа, где каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной неопределенности, типичны для новых коммерческих структур.

Открытая группа, где каждый имеет право на инициативу, все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них - общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, уcиливaeтcя неформальное общение людей.

Группа синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования. Если встречается какое-то препятствие, каждая группа усиливает свою отличительную особенность:

  • пирамидальная - усиливает порядок, дисциплину, контроль;
  • случайная - ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы;
  • открытая - ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры, и ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать;
  • синхронная - ее успех зависит от таланта, авторитета «пророка», который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему.

Принято считать, что самая оптимальная по численности группа должна насчитывать 7+2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу. С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня », что и создает конфликтную ситуацию. Руководителю коллектива (менеджеру) необходимо хорошо знать эти роли . Это:

  1. координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;
  2. генератор идей, стремящийся докопаться до истины. Воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии;
  3. энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;
  4. контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей;
  5. искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива;
  6. исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;
  7. работяга, не стремящийся занять ни чье место;
  8. шлифовщик - он необходим, чтобы не перешли последней черты.

Таким образом, для того чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов. Члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий менеджера.

Вся история жизни людей – это история их взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. В ходе этих взаимодействий формируются социальные общности и группы.

Наиболее общим понятием является социальная общность – совокупность людей, объединенных общими условиями существования, регулярно и устройчиво взаимодействующих друг с другом.

В современной социологии выделяется несколько типов общностей.

Прежде всего, номинальные общности – совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый-исследователь для решения поставленной им научной задачи. К примеру, могут объединены люди одного цвета волос, кожи, любящие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем, все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой.

Массовые общности – это реально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования, и не имеющая устойчивой цели взаимодействия. Типичными образцами массовых общностей являются болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники массовых политических движений. Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопределенность состава. Одним из видов массовой общности является толпа . Французский социолог Г.Тард определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и тоже время в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием. В структуре толпы выделяются, с одной стороны, лидеры, с другой – все остальные.

По мнению социолога Г.Лебона, поведение толпы обусловлено определенной инфекцией, провоцирующей коллективные устремления. Люди, зараженные этой инфекцией, способны на непродуманные, подчас разрушительные действия.

Как защититься от подобной инфекции? Прежде всего, иммунитет к ней имеют люди, обладающие высокой культурой, хорошо информированные о политических событиях.

Помимо толпы, социологи оперируют такими понятиями как аудитория и социальные круги.

Под аудиторией понимается совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой (например, люди, смотрящие спектакль в театре, студенты, слушающие лекцию преподавателя, журналисты, присутствующие на пресс-конференции государственного деятеля и прочее). Чем больше аудитория, тем слабее связь с объединяющим началом. Обратите внимание, во время трансляции заседания какой-либо большой группы людей, телекамера может выхватить кого-то из аудитории, кто заснул, кого-то, кто занимается чтением газеты или рисует фигурки в своем блокноте. Такая же ситуация часто происходит и в студенческой аудитории. Поэтому важно помнить правило, сформулированное еще древними римлянами: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель мерой оратора».

Социальные круги – общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий. Их функция – обменяться информацией. Например, обсудить изменение курса доллара по отношению к другим валютам, выступление национальной сборной в отборочном цикле чемпионата мира по футболу, намечающиеся правительством реформы в области образования и прочее. Разновидностью таких социальных кругов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг

Социальные круги могут выдвигать своих лидеров, формировать общественное мнение, являться основой для формирования социальных групп.

Наиболее распространенным в социологии понятием является социальная группа.

Под социальной группой понимается совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров. В науке выделяется несколько признаков социальной группы:

Устойчивость состава;

Продолжительность существования;

Определенность состава и границ;

Общая система ценностей и норм;

Осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом;

Добровольный характер объединения (для малых групп);

Объединением индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп).

В социологии выделяется ряд оснований для классификации групп. К примеру, по характеру связей, группы могут быть формальными и неформальными. По уровню взаимодействия внутри группы выделяют группы первичные (семья, компания друзей, единомышленников, одноклассников), для которых характерен высокий уровень эмоциональных связей и группы вторичные, у которых почти отсутствуют эмоциональные связи (трудовой коллектив, политическая партия).

Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы.

Таблица: Виды социальных групп

Основания классификации групп Тип группы Примеры
по количеству участников малые средние большие семья, группа друзей, спортивная команда, совет директоров фирмы трудовой коллектив, жители микрорайона, выпускники университета этносы, конфессии, программисты
по характеру отношений и связей формальные неформальные политическая партия, трудовой коллектив посетители кафе
по месту жительства поселенческие горожане, селяне, жители столичного мегаполиса, провинциалы
в зависимости от пола и возраста демографические мужчины, женщины, дети, старики, молодежь
по этнической принадлежности этнические (этносоциальные) русские, белоруссы, украинцы, вепсы, марийцы
по уровню дохода социально-экономические богатые (люди с высоким уровнем дохода), бедные (люди с низким уровнем дохода), средние слои (люди со средним уровнем дохода)
по характеру и роду занятий профессиональные программисты, операторы, учителя, предприниматели, адвокаты, токари

Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.

Сплачивающим, группообразующим фактором является и гражданство - принадлежность человека государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националисты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их вере, добрым и злым поступкам, межличностным отношениям.

Особые группы образуют люди с общими интересами. Спортивных болельщиков из разных городов и стран роднит страсть к любимому виду спорта; рыболовов, охотников и грибников - поиск добычи; коллекционеров - стремление приумножить свое собрание; любителей поэзии - переживания по поводу прочитанного; меломанов - впечатления от музыки и так далее. Всех их мы легко обнаружим в толпе прохожих - в одежде болельщиков (фэнов) присутствуют цвета его любимой команды, меломаны ходят с плейерами и полностью поглощены своей музыкой и т.д. Наконец, учащихся всего мира объединяет стремление к знаниям и получению образования.

Мы перечислили достаточно большие общности, объединяющие тысячи и даже миллионы людей. Но есть еще и бесчисленное количество более мелких групп - люди в очереди, пассажиры одного купе в поезде, отдыхающие в санатории, посетители музея, соседи по подъезду, уличные товарищи, участники вечеринки. К сожалению, имеются и социально опасные группы - банды подростков, мафиозные организации, вымогатели-рэкетиры, наркоманы и токсикоманы, алкоголики, нищие, люди без определенного места жительства (бомжи), уличные хулиганы, азартные игроки. Все они или непосредственно относятся к преступному миру, или находятся под его пристальным вниманием. И границы перехода из одной группы в другую очень незаметны. Постоянный посетитель казино в миг может потерять все состояние, залезть в долги, стать нищим, продать квартиру или войти в преступную группировку. То же самое грозит наркоманам и алкоголикам, многие из которых сначала считают, что в любую минуту при желании бросят это увлечение. Попасть в перечисленные группы намного легче, чем затем выбраться из них, а последствия едины - тюрьма, смерть или неизлечимая болезнь.

Похожие публикации