Какой кодекс регламентирует производство по административным правонарушениям. Порядок производства по делам об административных правонарушениях

Порядок производства по делам об административных правонарушениях отнесен к предмету ведения Российской Федерации, то есть он осуществляется лишь на основании норм КоАП РФ.

1) Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях (Ст. 24.2).

Производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться на государственном языке Российской Федерации. Таковым в соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ является русский язык.

В республиках, входящих в состав РФ, производство может вестись на их государственных языках. Это обусловлено ч. 2 ст. 68 Конституции РФ, определяющей, что республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

КоАП предусматривает ряд гарантий для лиц, участвующих в производстве по делу и не владеющих языком, на котором оно ведется.

Одной из них является право выступать на родном языке. Согласно ст. 26 Конституции РФ каждый имеет право на пользование родным языком. Лицу, не владеющему языком, должно быть обеспечено реальное право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на его родном языке. Кроме того, оно может выступать на любом другом языке, которым владеет. При этом владение языком, прежде всего, предполагает возможность свободно изъясняться на этом языке.

Другой гарантией является обеспечение права пользоваться услугами переводчика. Это означает, что:

Лицу, не владеющему языком, должен быть обеспечен не только устный перевод всех материалов дела, но и письменный перевод документов, которые должны быть вручены участникам производства;

Переводчик должен участвовать на протяжении всего производства, а не только на его отдельных стадиях и этапах;

Осуществлять перевод должен человек, не только знающий соответствующие языки или владеющий навыками сурдоперевода, но и не заинтересованный в исходе дела.

Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком, на котором ведется производство, может являться основанием для обжалования принятого по делу об административном правонарушении постановления.

Язык, на котором ведется производство, не следует понимать лишь как язык, на котором дело должно рассматриваться. Без всякого сомнения, для начальных стадий производства (возбуждение дела, административное расследование) вопрос о языке также имеет весьма существенное значение.

2) Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях (Ст. 24.3).


Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению . Данный порядок способствует осуществлению общественного контроля за надлежащим исполнением обязанностей и соблюдением законодательства судьями, органами и должностными лицами, осуществляющими производство по делам об административных правонарушениях, а также иными лицами, участвующими в производстве по делу. Открытость предполагает обязательное оглашение всех решений, принятых как в результате рассмотрения дела, так и в процессе его рассмотрения.

Открытое рассмотрение дела об административных правонарушениях означает, что оно осуществляется публично. Граждане, проявившие интерес к делу, имеют право свободно находиться при его рассмотрении, а также освещать ход и результаты дела в средствах массовой информации.

Следует отметить, что КоАП предусматривает ряд обстоятельств, когда дело об административном правонарушении может рассматриваться в закрытом режиме. Причем законодатель перечисляет не категории дел, а лишь причины, по которым принимается решение о закрытом рассмотрении того или иного дела. Речь идет о необходимости:

Защиты государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

Обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких;

Защиты чести и достоинства лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких.

Решение о закрытом рассмотрении дела может быть принято только судьей, органом или должностным лицом, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении. Решение оформляется вынесением мотивированного определения.

3) Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении(Ст. 24.5).

КоАП предусматривает ряд обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении .

Они, подразделяются на две группы. Первую группу обстоятельств составляют те, которые исключают административную ответственность. К ним законодатель отнес отсутствие события или состава административного правонарушения, а также действия лица в состоянии крайней необходимости.

Отсутствие события административного правонарушения означает, что не существует каких-либо данных, подтверждающих сам факт общественно вредного, противоправного, виновного, наказуемого деяния, либо они существуют, но признаны судьей, органом или должностным лицом, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, несостоятельными.

Отсутствие состава административного правонарушения безоговорочно признается основанием для прекращения дела в тех случаях, когда сам факт деяния, совершенного конкретным лицом, установлен, но это деяние не является правонарушением вследствие того, что:

Деяние не предусмотрено законодательством об административных правонарушениях;

Деяние предусмотрено законодательством как правонарушение, но в то же время имеются обстоятельства, лишающие это деяние общественно вредного и противоправного характера;

Деяние предусмотрено законодательством и имело место, но отсутствует признак вины (умысел, неосторожность) лица, его совершившего;

Лицо, совершившее деяние, на момент его совершения не достигло 16-летнего возраста либо находилось в состоянии невменяемости.

Действия лица в состоянии крайней необходимости являются обстоятельством, исключающим его административную ответственность. В состоянии крайней необходимости вред причиняется для того, чтобы предотвратить ущерб другим, более значимым охраняемым общественным отношениям. При этом возникает столкновение интересов, а причинение вреда одному из них носит предпочтительный характер. Например, для защиты человека от нападающего животного иногда бывает необходимо в населенном пункте произвести выстрел из оружия, что может образовывать состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.13 КоАП (стрельба из оружия в не отведенных для этого местах). Стало быть, действия, совершенные в условиях крайней необходимости, выполняют общественно полезную функцию и поэтому не могут быть признанны противоправными.

Вторую группу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, составляют те, при которых имеется факт противоправного деяния, однако лицо, его совершившее, в силу ряда причин освобождается от административной ответственности.

Такими обстоятельствами могут служить:

– издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

– отмена закона, установившего административную ответственность;

– истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

– наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В заключении можно отметить, что производство по делам об административных правонарушениях осуществляется по определенным правилам, принципам, основными из которых являются:

§ принцип законности (применение норм материального права во всех случаях в строгом соответствии с порядком, предписанным нормами административно-процессуального права);

§ объективность (принцип материальной истины) (всестороннее полное и объективное выяснение конкретных фактов и обстоятельств дела);

§ принцип равенства граждан перед законом и органом , рассматривающим дело (все граждане равны перед законом и органом, разрешающим дело, независимо от их происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств);

§ гласности производства (дело об административном правонарушении рассматривается открыто);

§ ответственности за нарушение правил производства и за принятый акт (должностные лица, виновные в нарушении правил производства или принятии незаконного постановления по делу, несут юридическую ответственность, а само решение может быть отменено или изменено в установленном законом порядке).

§ презумпции невиновности (лицо, привлекаемое к административной ответственности считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке, бремя доказывания вины лица возложено на юрисдикционный орган).

Выводы

1. Производство по делам об административных правонарушениях, является административно-деликтным, т.е. в нем находит соответствующее процессуальное выражение негативная реакция государства и общества на противоправные деяния, совершаемые в сфере государственного управления (административные правонарушения).

2. Задачи производства четко определены в КоАП РФ, главной из них выступает обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения полномочными судьями, органами и должностными лицами каждого дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.

Вопрос 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях

Участники производства условно могут быть разделены на три категории:

а) лица, интересы которых затрагиваются производством по делу об административном правонарушении, - лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП), и потерпевший (ст. 25.2 КоАП);

б) лица, защищающие или представляющие интересы других лиц, - законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП), законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП), защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП);

в) лица, выполняющие процессуальные функции, - свидетель (ст. 25.6 КоАП), понятой (ст. 25.7 КоАП), специалист (ст. 25.8 КоАП), эксперт (ст. 25.9 КоАП), переводчик (ст. 25.10 КоАП), прокурор (ст. 25.11 КоАП).

КоАП не содержит нормативного определения понятия “лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении”. Однако по смыслу комментируемой статьи таковым следует признавать лицо, в отношении которого в установленном главой 28 Кодекса порядке возбуждено дело об административном правонарушении. Исходя из Общей части КоАП, им может быть;

1) физическое лицо - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшие 16-летненго возраста и признанные вменяемыми (ст. 2.3, 2.6, 2.8 КоАП);

2) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно распорядительные или административно хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ст. 2.4 КоАП);

3) военнослужащий и иное лицо, на которое распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП);

4) юридическое лицо - организация, образованная в соответствии с российским законодательством, и иностранная организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (ст. 2.6, 2.9 КоАП).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении , вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

физического лица , в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители .

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Защиту прав и законных интересов юридического лица , в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители .

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник , а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель .

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протоколаоб административном правонарушении .

В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания .

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Специалист обязан:

2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством РФ порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Выводы

1. Круг субъектов участников производства по делу об административном правонарушении разнообразен, однако их можно подразделить на три группы: 1) лица, чьи интересы затрагиваются в производстве; 2) лица, представляющие интересы других лиц; 3) лица, осуществляющие процессуальные функции.

2. Объем полномочий в производстве зависит от статуса участника производства. Наибольшим объемом прав обладают лица, чьи интересы затрагиваются в производстве по делу об административном правонарушении.

Вопрос 3. Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях

Стадии в производстве по делам об административных правонарушениях - его главные звенья, характеризующие логику и последовательность действий при рассмотрении и разрешении дел. Каждая стадия в производстве наполнена процессуальными действиями (этапами).

Под стадией понимается сравнительно самостоятельная часть производства, которая имеет свойственные только ей задачи. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные процессуальные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия.

Первой стадией производства по делу об административном правонарушении традиционно считается административное расследование .

Административное расследование состоит из этапов:

Первый этап . Возбуждение дела.

Возбуждение дела об административном правонарушении включает процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформлении и регистрации. На данном этапе разрешается целый ряд вопросов: является ли сообщение об административном правонарушении поводом к возбуждению дела; содержатся ли в источнике информации сведения о событии административного правонарушения, нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу; уточняется, по какой статье квалифицируется данное административное правонарушение, возникает ли необходимость административного расследования, подлежат ли материалы дела передаче по подведомственности или подсудности, и др.

Под поводами к возбуждению дела в соответствии с ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ следует понимать все источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном административном правонарушении, обязывающую их принять решение приступить к производству по делу об административном правонарушении. К таким источникам относятся:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением некоторых административных правонарушений.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении только при наличии хотя бы одного из поводов и одного из оснований. При этом оно считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП.

Второй этап . Установление фактических обстоятельств дела.

В ходе него осуществляется получение объяснений, назначение экспертного исследования применение мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях: доставление, задержание, изъятие вещей и документов; медицинское освидетельствование на состояние опьянения и т.д. Указанные мероприятия оформляются, как правило, соответствующими протоколами.

Третий этап . Процессуальное оформление результатов расследования. В рамках данного этапа осуществляется составление протокола об административном правонарушении (ст. 28.2), который содержит "формулу обвинения". Копия протокола об административном правонарушении после его составления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю, а также потерпевшему.

Четвертый этап . Направление материалов для рассмотрения по подведомственности (чаще всего руководителю органа внутренних дел (начальнику милиции общественной безопасности), в суд.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Второй стадией производства является стадия рассмотрение дела.

Она выступает в качестве главной стадии, поскольку в ходе её осуществления принимается акт (постановление) о признании гражданина либо юридического лица виновным и назначаются меры административного наказания.

Рассмотрение дела об административных правонарушениях как самостоятельная стадия производства представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятие по нему решения.

Этапы рассмотрения дела:

Первый этап . Подготовка дела к рассмотрению (ст. 29.1 КоАП).

В процессе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению судья, орган, должностное лицо изучает его, разрешая при этом вопрос о том, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. Если судья, орган, должностное лицо установит, что поступившее дело относится к его компетенции, то дело принимается к рассмотрению. В противном случае материалы дела направляются по подведомственности. В случаях, когда имеет место двойная подведомственность, дело рассматривает тот орган (должностное лицо), к которому оно поступило.

Помимо этого в рамках данного этапа осуществляется проверка качества протокола, иных материалов дела, достаточность имеющихся материалов для их рассмотрения, а также наличие ходатайств и отводов.

Второй этап . Анализ собранных материалов, обстоятельств дела, доказательств.

Третий этап . Вынесение постановления по делу (ст. 29.9 - 29.10 КоАП).

По делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих постановлений:

О назначении административного наказания;

О прекращении дела производством;

или определений:

О передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;

О передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Четвертый этап . Объявление постановления по делу.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Понятие и задачи производства.

Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность процессуальных действий, которые осуществляются специально уполномоченными на то лицами в целях рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия по результатам рассмотрения решения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Вопросы терминологии.

Производство по делам об административных правонарушениях – это только один из видов производств, которые в совокупности составляют административный процесс. В связи с этим не корректным представляется использование в отношении рассматриваемого производства терминов «административный процесс», а в отношении норм, его регулирующих: «административно-процессуальное право», «административно-процессуальный кодекс». Некоторыми учеными используются выражения «административная юрисдикция», «органы административной юрисдикции», «административно-юрисдикционная деятельность». В целом, можно считать, что понятия «производство по делам об административных правонарушениях» и «административная юрисдикция» совпадают. Тогда «органы административной юрисдикции» – это органы, которые осуществляют процессуальные действия в рамках производства по делам об административных правонарушениях, а «административно-юрисдикционная деятельность» – это и есть деятельность этих органов в рамках производства.

Производство по делам об административных правонарушениях в настоящее время не может претендовать на статус «процесса» наравне с гражданским, арбитражным и уголовным процессами. Поскольку термином «процесс» обозначается такая деятельность, которая очень четко, детально и исчерпывающе урегулирована нормами права, в результате чего она протекает в строго формализованной процессуальной форме. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях правовое регулирование еще не достигло такого уровня, который позволял бы говорить о нем, как о самостоятельном «процессе».

Признаки.

Характерными чертами производства по делам об административных правонарушениях являются все признаки административных производств. Кроме того, выделяют следующие особенности:

1) краткость производства, осуществление его в сжатые временные сроки;

2) отсутствие стороны, которая поддерживает обвинение по делу об административном правонарушении;

3) широкий круг органов и лиц, которые его вправе осуществлять.

Законодательство.

На федеральном уровне производство по делам об административных правонарушениях, согласно замыслу создателей Кодекса, должно было регулироваться только его нормами (ст.1.3 КоАП). Однако отдельные процессуальные правила привлечения к административной ответственности содержатся в параграфе 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Эти правила очень сильно отличаются от установленных КоАП, что позволяет говорить о существовании подвида производства по делам об административных правонарушениях – производства по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах Российской Федерации. Такое положение дел представляется крайне неудачным.

Производство по делам об административных правонарушениях, согласно Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. При этом согласно ст. 1.3 КоАП, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

2) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний;

3) определение подсудности дел об административных правонарушениях судам; подведомственности дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти.

Таким образом, на долю субъектов Российской Федерации относится только установление подведомственности по рассмотрению дел о нарушениях, установленных их законами, мировым судьям и органам исполнительной власти этих субъектов.

Принципы.

Производство по делам об административных правонарушениях основывается на следующих принципах.

1. Основополагающим принципом является принцип законности. Применительно к производству по делу об административном правонарушении он получил закрепление в статьях 1.6 и 24.1 КоАП.

2. Принцип состязательности. Суть принципа в его классическом виде заключается в том, что каждое лицо должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается и в доказывании которых оно заинтересовано. Однако в производстве по делам об административных правонарушениях этот принцип имеет несколько иное значение. Согласно ч. 3 ст. 1.5, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

3. Принцип гласности закреплен в статье 24.3 КоАП в качестве правила открытого рассмотрения дел. Кроме того, существует не закрепленное в законе правило доступности информации о привлечении к административной ответственности. Без этого правила цель общей превенции становится труднодостижимой.

4. Принцип объективной истины. Статья 24.1 КоАП гласит, что одной из целей производства является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела – при соблюдении всех этих условий объективная истина считается достигнутой.

5. Принцип равенства сторон перед законом и органом, рассматривающим дело, закреплен в части 1 статьи 4.1 КоАП.

6. Не получившими своего законодательного закрепления, но от этого не менее важными являются принципы эффективности и экономичности (оперативности) производства по делам об административных правонарушениях. Иногда они конкурируют между собой, но вместе с тем определяют суть производства по делам об административных правонарушениях – оно должно позволять в максимально сжатые сроки и путем наименьших финансовых и иных затрат полноценно установить объективную истину по делу, и принять по результатам производства законное и обоснованное постановление.

Обстоятельства, исключающие производство.

Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении (при наличии которых производство не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению), являются (ст. 24.5 КоАП):

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

  • СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
  • Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации
    • Понятие, характерные черты и принципы государственного управления. Исполнительная власть
    • Принципы государственного управления
  • Административное право Российской Федерации как отрасль права и как наука
    • Генезис возникновения и развития административного права
    • Предмет и метод административного права
    • Методы административно-правового регулирования
    • Система и источники административного права
  • Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
    • Механизм административно-правового регулирования
    • Понятие и виды административно-правовых норм
    • Понятие и виды административно-правовых отношений
  • Субъекты административного права Российской Федерации
    • Общая характеристика субъектов административного права
  • Административно-правовой статус граждан
    • Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  • Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти
    • Органы государственного управления в СССР
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Федеральные органы исполнительной власти России
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Органы местного самоуправления как субъекты административного права
  • Государственная служба и государственные служащие
    • Понятие и административно-правовые основы государственной службы
    • Система и принципы государственной службы Российской Федерации
    • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
    • Административно-правовой статус государственных служащих
    • Юридическая ответственность государственных служащих
  • Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в Российской Федерации
    • Понятие и виды предприятий и учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации
    • Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений
  • Административно-правовые формы и методы осуществления исполнительной власти (государственного управления) в Российской Федерации
    • Понятие и характерные черты административно-правовых форм государственного управления
    • Виды административно-правовых методов государственного управления
    • Административно-правовые акты управления
    • Отличие административно-правовых актов управления от смежных правовых форм
    • Классификация административно-правовых актов управления
    • Лицензирование как метод контроля в государственном управлении
    • Разрешительная система
  • Обеспечение законности в сфере государственного управления Российской Федерации
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
    • Осуществление контроля органами государственной власти
    • Общий административный надзор
    • Основные направления развития административного надзора
    • Административные регламенты как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти
  • Ответственность по административному праву
    • Понятие и сущность административной ответственности
    • Административное правонарушение: юридический состав
    • Административное наказание
    • Дисциплинарная и материальная ответственность
  • Административный процесс и административное процессуальное право Российской Федерации
    • Административный процесс: сущность и виды
    • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти
    • Убеждение и принуждение в государственном управлении
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ И ОТРАСЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Основы административно-правовой организации государственного управления в современных условиях Российской Федерации
    • Понятие и содержание государственного механизма
    • Органы государства и их классификация
    • Органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления
    • Компетенция органов государственной власти
  • Организация государственного управления в условиях действия специальных и особых правовых режимов Российской Федерации
    • Понятие и сущность специальных и особых правовых режимов
    • Административно-правовой режим военного положения
    • Административно-правовой режим чрезвычайного положения
    • Административно-правовой режим, устанавливаемый на территории проведения контртеррористической операции
    • Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации
  • Государственное управление экономической сферой
    • Административно-правовые основы государственного управления экономической сферой
    • Система и административно-правовой статус органов государственного управления экономической сферой
    • Административно-правовое регулирование управления отдельными отраслями экономики Российской федерации
      • Управление агропромышленным комплексом
      • Управление строительно-жилищным комплексом
      • Управление в области связи и массовых коммуникаций
      • Управление торговлей
  • Государственное управление внешнеэкономической и таможенной сферами
    • Роль внешнеторговой и таможенной сфер в экономике страны, их характеристика
    • Законодательство, регулирующее внешнеторговую и таможенную сферы
    • Основные угрозы, учитываемые при государственном управлении внешнеторговой и таможенной сферами на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы управления внешнеторговой и таможенной сферами
    • Разграничение полномочий в сфере управления внешней торговлей и таможенным делом. Органы государственного управления, их компетенция
    • Государственный контроль во внешнеторговой и таможенной сферах
  • Государственное управление транспортной сферой
    • Роль транспортной сферы в экономике страны и ее характеристика
    • Законодательство, регламентирующее деятельность транспорта
    • Основные угрозы, учитываемые при управлении транспортной сферой на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы государственного управления в сфере транспорта
    • Разграничение полномочий в сфере управления транспортной сферой, органы управления, их компетенция
    • Государственный контроль (надзор) на транспорте
  • Государственное управление социально-культурной сферой
    • Система и административно-правовой статус органов управления образованием и наукой
    • Система и административно-правовой статус органов управления культурой
      • Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  • Государственное управление в административно-политической сфере Российской Федерации
    • Понятие национальной безопасности. Объекты национальной безопасности, субъекты обеспечения национальной безопасности
    • Понятие, содержание и правовые основы управления обороной Российской Федерации
    • Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности
    • Органы и учреждения системы МВД Российской Федерации

Производство по делам об административных правонарушениях

Субъекты производства - участники производства, их права и обязанности определены в главе 25 КоАП РФ. К ним относятся: 1) лицо, в отношении которого ведется производство; 2) его законные представители; 3) потерпевший; 4) защитник и представитель; 5) свидетели; 6) эксперты; 7) специалисты; 8) переводчики и др.

КоАП РФ устанавливает следующие стадии производства: 1) возбуждение дела; 2) его рассмотрение и вынесение решения (постановления или определения) по делу; 3) пересмотр решений по делу (необязательная, факультативная стадия). Эти стадии характерны для любого вида административных производств.

Возбуждение дела об административном правонарушении - начальная стадия производства, имеет специфическое процессуальное оформление, которое состоит в составлении протокола об административном правонарушении. Для возбуждения дела необходимо наличие одного из поводов, установленных в ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

По своему юридическому значению возбуждение дела является юридическим фактом.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, когда дело возбуждает прокурор своим постановлением (ст. 28.4 КоАП РФ), а также в случае нарушений правил дорожного движения (глава 12 КоАП) или административного правонарушения в области благоустройства территории, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Статья 28.2 КоАП РФ определяет требования к составлению протокола. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. Протокол направляется мировому судье, уполномоченному рассматривать дело, в течение трех суток с момента составления протокола.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является самой важной стадией производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляется административная юрисдикция.

Подготовка дела к рассмотрению является начальным этапом этой стадии. Она необходима для изучения субъектом административной юрисдикции, к которому поступило дело, материалов дела и предварительной их оценке с позиции достаточности данных для разрешения дела. Для этого судья выясняет ряд вопросов, указанных в ст. 29.1 КоАП РФ.

Законодатель в ст. 29.2 Кодекса установил исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающий возможность рассмотрения дела. Кодекс устанавливает различные сроки рассмотрения дел в зависимости от их вида.

В большинстве случаев дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела и в двухмесячный срок судьей.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела о нарушении избирательных прав (ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ) рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Порядок рассмотрения дела установлен в ст. 29.7 КоАП РФ. Оно начинается с представления судьи, должностного лица, органа, рассматривающего дело. Затем объявляется, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона лицо привлекается к административной ответственности. Устанавливается факт явки физического лица, или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, а также иных, участников производства. Проверяются полномочия законных представителей. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, выясняются причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. После оглашения протокола о правонарушении и при необходимости иных материалов дела заслушиваются объяснения участников производства, исследуются доказательства.

По делу подлежат выяснению: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее правонарушение и его виновность; 3) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; 4) характер и размер причиненного ущерба; 5) обстоятельства, исключающие производство по делу; 7) иные обстоятельства (ст. 26.1 КоАП РФ).

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление или определение. В статье 29.9 КоАП РФ установлены два основания для вынесения постановления: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Если будет выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи, должностного лица то будет вынесено определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (ст. 29.12 КоАП РФ).

Постановление по делу является итоговым процессуальным документом, которым завершается рассмотрение дела по существу. Требования к его оформлению даны в ст. 29.10 КоАП РФ.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело, его составление может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел о нарушении избирательных прав и влекущих наказание в виде административного приостановления деятельности, административный арест либо административное выдворение.

Его копия вручается под расписку участникам процесса либо высылается в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении является необязательной, факультативной стадией.

Законодатель установил, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство; потерпевшим; законными представители физических и юридических лиц; защитником и представителем; должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Постановление по делу, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба может быть подана лишь в письменной форме, она не облагается государственной пошлиной. Законодатель не установил единых требований к содержанию жалобы.

Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Установлен десятидневный срок рассмотрения жалобы.

Однако жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, нарушающих избирательные права, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постанов и подлежат рассмотрению в пятидневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок.

Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

Результатом рассмотрения жалобы является принятие отдельного процессуального документа в виде решения, и только при направлении жалобы по подведомственности выносится определение (ст. 30.7 КоАП РФ).

Решение по жалобе должно быть мотивированным и отвечать требованиям, установленным для содержания постановления по делу об административном правонарушении в ст. 29.10 Кодекса.

Виды решений по жалобе: 1) об оставлении постановления по делу без изменения, а жалобы - без удовлетворения; 2) об отмене постановления и направлении дела на новое расследование; 3) об изменении постановления с целью изменить меру наказания, если при

этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о прекращение производства; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается заявителю либо прокурору по его просьбе.

Решение, вынесенное по жалобе, не является окончательным. Предусмотрена возможность двукратного обжалования постановления по делу (ст. 30.9 КоАП РФ). Последующая жалоба подается в течение десяти суток со дня вручения или получения копии первого решения по жалобе. Порядок ее рассмотрения аналогичен порядку рассмотрения первой жалобы.

Не вступившее в законную силу постановление и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в установленном порядке.

Установленный порядок пересмотра вступивших в законную силу постановление и иных решений по делу является гарантией обеспечения принципа законности в производстве по этим делам.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является завершающей стадией производства.

Постановление вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано. Если постановление по делу обжаловалось, то оно вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования или опротестования.

КоАП РФ установил обязательность исполнения постановления по делу. Оно приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в установленном порядке.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного ареста, лишения специального права или административного штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

Принесение протеста на постановление о назначении административного наказания (кроме административного ареста) приостанавливает исполнение этого постановления.

Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания осуществляется в шести случаях: 1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; 3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности или объявлении его в установленном порядке умершим; 4) истечения сроков давности исполнения постановления; 5) отмены постановления; 6) вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Порядок исполнения конкретных видов административных наказаний установлен в главе 32 КоАП РФ.

Вопрос 280. Производство по делам об административных правонарушениях в суде: принципы, стадии, сроки.

Основной целью административного производства является своевременное полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом и обеспечение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления.

Производство по делам об административных правонарушениях в суде осуществляется на следующих принципах:

Равенства перед законом, означающего, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

Презумпции невиновности, гласящей, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением административных правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 КоАП), и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

Обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, гарантирующем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

Объективности, гласности, открытости, ведения дела на национальном языке, права пользоваться услугами адвоката, экономичности процесса, права обжалования решений.

При подготовке к рассмотрению дела судье необходимо выяснить:

Относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

Правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

Достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу и имеются ли ходатайства и отводы.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, выясняя ряд вопросов, оформляет принятые решения в виде определения или постановления. В виде определения принимаются решения, носящие процессуальный характер и не затрагивающие существа дела. В виде постановления принимаются решения по существу дела. Так, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении на стадии подготовки к рассмотрению дела.

Если представленные материалы по делу с достаточной полнотой отражают обстоятельства совершения правонарушения и содержат необходимые сведения о лице, его совершившем, то выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (основная стадия производства в суде).

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки. Также выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки, решается вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. Затем рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости – и другие материалы дела. Далее заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу. Затем заслушиваются пояснения специалиста и заключение эксперта, если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на месяц, для этого выносится мотивированное определение.

Ряд дел об административных правонарушениях, посягающих на права граждан и предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП, рассматривается в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, не позднее 48 часов с момента его задержания.

Административные правонарушения, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должны быть рассмотрены не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, причем срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях Глава 24. Общие положения Статья 24. 1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее,

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 24. 2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях 1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Засады, подставы и другие хитрости инспекторов ГИБДД автора Кузьмин Сергей

Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Глава 24. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬЯ 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее,

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Глава 24. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее,

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях 1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком

автора Автор неизвестен

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

16.5. Производство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях Как подчеркнуто в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие

Из книги Административный процесс автора Бандурка Александр Маркович

Тема 20. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 20.1. Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушенияхПроизводство по делам об административных правонарушениях совокупность административно-процессуальных норм и

Из книги Экзамен на адвоката автора

Раздел IV Производство по делам об административных

Из книги автора

Доказательства и сроки производства по делам об административных правонарушениях Доказательства – это любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность лица и

Из книги автора

3.5. Производство по делам об административных правонарушениях Являясь составной частью административного процесса, производство по делам об административных правонарушениях отграничивается от других видов производств по ряду критериев. К ним относятся особенности

Из книги автора

Вопрос 255. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (категории дел, особенности их рассмотрения). Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваемые

Из книги автора

Вопрос 281. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1.КоАП)Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном

Из книги автора

Вопрос 287. Порядок обжалования и пересмотра постановления по делам об административных правонарушениях. Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении является одной из гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Обжаловано

Административноеправонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административныхправонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки:

1.Антиобщественность

2.Противоправность

3.Виновность

4.Наказуемость

Антиобщественност ьпредполагает наличие законодательно установленного перечня социальных ценностей, которые охраняются КоАПом (в ст.1.2.КоАП перечислены).

Противоправност ь - вторичный признак. В объективном смысле прямой законодательный запрет под угрозой административного наказания. Противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Недопустимость привлечения к административной ответственности пока не доказана вина лица, совершившего административное правонарушение.

Формы вины – умысел и неосторожность (ст.2.2 КоАП).

Вина физического лица. Формы вины:

1.Умысел - лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2.Неосторожность - лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Вина юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость – если лицо совершило деяние, обладающее ранее названными признаками, оно должно понести наказание. За совершение административного правонарушения должна быть установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения – совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для квалификации содеянного по соответствующей статье или части статьи КоАПа РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения является основанием административной ответственности.

Признаки состава:

Обязательные вина

Факультативные: цель (но бывают и обязательными в конструкции какого-либо состава)

Элементы состава:

2) объективная сторона

3) субъект

4) субъективная сторона.

Только при наличии всех признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности .

Порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Субъекты производства - участники производства, их права и обязанности определены в главе 25 КоАП РФ. К ним относятся: 1) лицо, в отношении которого ведется производство; 2) его законные представители; 3) потерпевший; 4) защитник и представитель; 5) свидетели; 6) эксперты; 7) специалисты; 8) переводчики и др.

КоАП РФ устанавливает следующие стадии производства : 1) возбуждение дела; 2) его рассмотрение и вынесение решения (постановления или определения) по делу; 3) пересмотр решений по делу (необязательная, факультативная стадия). Эти стадии характерны для любого вида административных производств.

Возбуждение дела об административном правонарушении - начальная стадия производства, имеет специфическое процессуальное оформление, которое состоит в составлении протокола об административном правонарушении. Для возбуждения дела необходимо наличие одного из поводов, установленных в ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является самой важной стадией производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляется административная юрисдикция.

Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении является необязательной, факультативной стадией.

Законодатель установил, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство; потерпевшим; законными представители физических и юридических лиц; защитником и представителем; должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление или определение . В статье 29.9 КоАП РФ установлены два основания для вынесения постановления: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Если будет выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи, должностного лица то будет вынесено определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (ст. 29.12 КоАП РФ).

Постановление по делу является итоговым процессуальным документом, которым завершается рассмотрение дела по существу.

Похожие публикации