Как учить читать ребенка с умственной отсталостью. Использование методики Марии Монтессори при обучении умственно отсталых детей счету Зворыгина Н

Увеличивающееся количество тяжело умственно отсталых детей, развитие которых зачастую осложнено еще и сопутствующими нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной педагогики. Современные коррекционные образовательные учреждения, работающие с детьми указанной категории, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов работы. Они обусловлены отсутствием регламентирующих документов, учебников, специального дидактического инструментария, публикаций в специальной литературе, освещающих практический опыт работы с тяжело умственно отсталыми детьми. Между тем, социальный заказ родителей, обучающих детей в коррекционных образовательных учреждениях, весьма значителен: адаптация в обществе (формирование элементарных навыков жизнеобеспечения), овладение навыками письма, чтения, счета.

Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Сегодня до 80% новорожденных оказываются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем (Е.М. Бомбардирова, Е.Т. Лильин, О.И.Маслова, К.А.Семенова)

У всех детей, с которыми мне пришлось работать, (всего 6 чел.) по результатам медико-логопедического обследования на фоне тяжелой умственной отсталости выявлена средняя степень неврологической патологии. Это – синдром двигательных расстройств (6 чел.), эписиндром (4 чел.), ДЦП (1 чел.), церебрастенический синдром (6 чел.), речедвигательные расстройства (дизартрия) – 5 чел. Таким образом, все тяжело умственно отсталые дети (6 чел) имеют сложную структуру дефекта.

На первом месте по распространенности в ряду тяжелой речевой патологии у детей стоит дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Это происходит в результате органического поражения ЦНС, при котором нарушается двигательный механизм речи. При данной речевой патологии наряду с нарушением звукопроизносительной стороны речи и просодики, отмечаются нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая, со стойким характером нарушений звукопроизношения (нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков). Ограничено движение мышц языка, наблюдается нарушение произвольного глотания. Парез губных мышц является причиной гиперсаливации – усиленного слюнотечения.

У детей моей группы по результатам логопедического обследования установлено: нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие голосовых модуляций, нарушение тонуса язычной, губной и языковой мускулатуры, гиперсаливация. Нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие. Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении.

Учитывая тяжесть речевых нарушений у данной категории тяжело умственно отсталых детей, логопедическая помощь им не может ограничиваться только исправлением недостатков звукопроизношения, поскольку устраняются только “внешние” проявления речевого дефекта (произношение отдельных звуков), но не преодолеваются аграмматизм, недоразвитие связной речи, способность к фонетико-фонематическому анализу слов. Нужны другие подходы к организации логопедической работы. Меня заинтересовала публикация Н.Б.Лаврентьевой “Обучение чтению детей с аутизмом: создание “личного букваря” (журнал “Дефектология” № 6, 2008 год). Автором предложен метод моментального восприятия целого слова. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом. В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая БУКВА или СЛОГ . Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ. Достоинства этой методики очевидны: – вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает: концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.

Процесс оказания логопедической помощи начался с тематического планирования, в котором использовался речевой материал, наиболее знакомый ребенку по темам: “семья, овощи, одежда, игрушки, посуда”. Предполагалось, что в каждой теме будет использовано до 10 слов (см. фрагмент тематического планирования по темам: “семья, овощи”, Таблица № 1), с оформлением “Личного букваря” ребенка (картинка и печатное слово к ней). Параллельно с глобальным чтением слов дети учились произносить звуки {А, О, У, М, С, Х, Ш}, узнавать и печатать буквы А, О, У, М, С, Х, Ш. Графическое изображение каждого изученного звука (буквы) помещалось в кармашки разрезной азбуки. Узнавание, складывание, называние слогов и слов с изученными буквами позволило детям приблизиться к начальному навыку звукобуквенного анализа. Структура занятий выстраивалась с учетом соблюдения охранительного педагогического режима, повышения учебной мотивации, соблюдения динамических пауз, выбора наглядно-дидактического материала. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включались задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. В предлагаемой системе занятий реализовался основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Все занятия дублировались родителями в семейной обстановке. Коррекционное развитие проводилось по основным направлениям:
– развитие сенсорных и моторных функций;
– формирования кинестетической основы артикуляторных движений;
– развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
– развитие интеллектуальных функций – памяти, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве.

Соблюдение принципа “от простого – к сложному”, использование системы поощрений, создание ситуации успеха, дозировка речевого материала, работа с детьми в группе и индивидуально позволило увеличить объем изучаемого материала. Так дети запомнили и читали имена сверстников группы, имя и отчество педагога, названия некоторых предметов мебели.

Итоговый мониторинг по формированию навыка чтения глобальным методом показал положительную динамику: за период обучения с сентября по май 2009–2010 года дети запомнили и читали по карточкам от 13 до 78 слов из изученных 6 тем “семья, овощи, одежда, игрушки, посуда, имена” (см. Таблица №2). В целом по группе процент усвоения материала составил 61,4%. Логопедическое обследование состояния речи по итогам работы с детьми показало расширение объема не только пассивного, но и активного словаря, освоение начального навыка звукового анализа слога, чистое изолированное произношение звуков {А, О, У, М, С, Х, Ш}, безошибочное нахождение и называние букв А, О, У, М, С, Х, Ш. Обучение чтению глобальным методом позволило детям в первый год работы запомнить и безошибочно называть дополнительно еще буквы: П, Р, Т.

В 2010–2011 учебном году логопедическая работа с детьми по исправлению недостатков речи с использованием метода глобального чтения продолжилась. В период с сентября по март месяц 2010–2011 года осуществлялась работа по закреплению навыка составления слов с изученными буквами с помощью разрезной азбуки. Продолжалась работа по изучению новых букв: Ы, Л, Н, К, И, З, Г, В и глобальному чтению слов по темам: “Квартира” (окно, дверь, лампа, стена, пол, потолок, звонок, зеркало, дом, квартира, комната, кухня, прихожая), “Продукты” (сыр, хлеб, колбаса, молоко, масло, мясо, конфета, вода, сок, суп, сушка, компот, кефир, творог, сметана, соль, сахар, отработки понятия “Молочные продукты”, “Мясные продукты”, “Напитки”). Для расширения объема речевых высказываний и формирования дальнейшего навыка чтения слов глобальным методом введены глаголы (копает, читает, собирает, накрывает, рисует, играет, украшает, катается, лепит, пьет, варит, наливает, ест, накрывает) и предлоги (в, на, у). Это позволяет детям уже прочитать глобальным методом простую фразу типа: Рома пьет сок. Бабушка собирает овощи.

В ходе обучения тяжело умственно отсталых детей чтению глобальным методом на каждом занятии в игровой форме проводилась артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика.

Результаты проведенного промежуточного мониторинга динамики речевого развития тяжело умственно отсталых детей со сложной структурой психофизического и речевого развития показывают бесспорную эффективность логопедической помощи детям на основе обучения чтению глобальным методом (см. Таблица № 3).

Фрагмент тематического планирования логопедических занятий по исправлению речевых нарушений у детей с использованием метода глобального чтения слов

Таблица № 1.

Время проведения Тема Словарь Предметно-практическая деятельность Лексическая тема
Сентябрь “Семья”

Звук и буква А(а)

Я (Сережа, Рома…), мама, папа, брат, сестра, бабушка, сын, дочь, дедушка, внучка, внук, семья , воспитатель, няня, врач, повар.

Произношение звука “А” в слогах (прямых и обратных), повтор простых предложений по теме совместно с логопедом.

Альбом с фотографиями детей, картинки членов семьи.
Сказка “Репка”, “Три медведя”.
Карточки с названием членов семьи.
Составление рассказа о семье с опорой на предметные и сюжетные картинки.
Оформление “личного букваря”.
Нахождение буквы А в словах.
Обобщающее слово – “семья”.
Глобальное чтение слов по теме: “Семья”.
Артикуляционные, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика
“Осень”.

Признаки осени в рисунках.
Лепка.
Экскурсии.

Работа по уточнению и обогащению словаря с использованием предметных и сюжетных картинок.

Пазлы, разрезные картинки.

Октябрь “Овощи”.

Звук и буква О(о).

Помидор, огурец, свекла, морковь, лук, чеснок, капуста, кабачок, картофель, салат, редис, сок.

Обобщающее слово – “овощи” .

Произношение звука “О” в прямых и обратных слогах, в начале слова. Артикуляционные упражнения.

Оформление “Личного букваря” ребенка по теме: “Овощи”.
Чтение слов по табличкам с названием овощей.
Нахождение буквы О в словах.
Раскрашивание букв А.О.

Исследование овощей на запах, вкус, цвет, форму.

“Осень”.
Признаки осени.
Составление рисуночного рассказа о признаках осени.
Экскурсия в парк, сбор листьев.
Игры-лото “Овощи”.
Лепка букв А,О из пластилина.
Прослушивание стихов.
Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок “Репка”, “Три медведя”.

Мониторинг сформированности у детей навыка чтения глобальным методом за первый год обучения (май 2010 год)

Таблица № 2.

Название темы Итого
п/п семья овощи одежда игрушки посуда имена Кол-во слов % усвоения
Кол-во слов в теме 11 14 20 16 9 8 78 100%
Фамилия, имя ребенка
1 Женя К. 8 13 19 16 9 8 73 93,5
2 Рома З. 7 11 18 15 8 8 67 85,8
3 Наташа В. 8 8 13 10 7 8 54 69,2
4 Сережа П. 1 3 1 3 3 2 13 16,6
5 Кристина П. 11 14 20 16 9 8 78 100
6 Егор Д. 1 2 3 4 2 1 13 16,6

Мониторинг динамики речевого развития тяжело умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта при использовании метода глобального чтения слов

(Март 2011 год.)

Таблица № 3.

№ п/п 1 2 3 4 5
Фамилия, имя Наташа В. Рома З. Женя К. Кристина П. Сережа П.
Знает изученные буквы (17) 14 17 14 17 8
Печатает изученные буквы 10 17 10 14 6
Составляет из разрезной азбуки и читает слоги + + + + С помощью
Составляет из карточек предложения + + + + С помощью
Читает слова на карточках + + + + С помощью
Печатает по образцу слоги и слова С помощью С помощью С помощью С помощью С помощью
Сливает звуки в слоги С помощью С помощью С помощью С помощью
Строит фразы по вопросу или картинке + + + + +
Понимает смысл сюжета + + + + частично
Использует изученные слова в самостоятельной речи + частично + + частично
Оценка динамики речевого развития ребенка родителями Положительная Положительная Положительная Положительная Не удовлетворены
результатом

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “ Автоматизация звука {С}”.

Цель занятия:

  • Образовательная. Обогащать словарный запас детей; закреплять навык глобального чтения слов

Современных родителей начинает волновать вопрос: как научить ребенка читать, когда малыш минует рубеж возраста одного, двух, трех и так далее лет (зависит от усердия родителей). Существует несколько разработанных методик. Их эффективность доказана многочисленными примерами. Самыми действенными считаются три способа:

  • кубики Зайцева (по его авторской методике),
  • карточки Домана (по его авторской методике),
  • традиционный "Букварь".

Каждый из этих способов имеет свои положительные и отрицательные моменты. Родители должны определиться, какая методика больше подойдет их малышу. Разберем каждый способ отдельно.

Учим читать по кубикам Зайцева

Эта замечательная методика объединяет в себе сразу два занятия: игру и обучение. Поэтому по ней учить чтению можно с двухлетнего возраста. Даже если перед вами еще стоит задача выучить свою кроху говорить правильно, можно уже ставить другую: как научить читать. В этом возрасте азбука или букварь не привлекут внимание ребенка надолго. Два или три года - это возраст, когда хочется все трогать, передвигать, бросать, складывать, то есть изучать руками, движениями. Кубики с различными изображениями и издаваемыми звуками будут для него очень заманчивым занятием.

Зайцев, разрабатывая свою систему, пытался понять, как же ненавязчиво учить малыша читать. Для этого нужно просто понаблюдать за его поведением. Ребенок не может долго сидеть на одном месте, ему будет скучно, он устанет. Поэтому Зайцев придумал, как заниматься с интересом - через игру в стучащие и звенящие кубики!

По методике Зайцева можно научить читать малыша раньше, чем он начнет более или менее правильно говорить. Главное - ребенок должен уметь произносить звуки. Основу составления слов из "складов" и чтения таким способом заложил еще Лев Толстой. Он использовал букварь Кузьмичева. Великий классик сам учился чтению, используя склады. Зайцев объединил систему Толстого по обучению чтению детей с элементами игры. С кубиками использовать склады стало удобнее и проще.

Этот способ уникален тем, что дает возможность освоить чтение на русском языке даже детям иностранных государств, которые никогда не разговаривали по-русски. Причем эту науку они осваивали за рекордно короткий срок. Их родители, не зная ни одной буквы русского языка, уже через 30 минут занятий овладевали азами беглого чтения.

  • Положительные стороны:
    • Дети очень быстро осваивают чтение. На это потребуется: ребятишкам до трех лет - 8-9 месяцев, до четырех лет - 16 уроков, до пяти лет - 10 уроков, до шести лет - 6 уроков; взрослым иностранцам - до 40 минут.
    • Метод обучения чтению по кубикам Зайцева поможет найти общее увлекательное занятие взрослым и детям, сблизит их, поможет лучше понимать друг друга.
    • Этим способом можно учиться как индивидуально, так и группой. Можно использовать в детских садах и других дошкольных учреждениях.
    • В случае отъезда или болезни в занятиях можно сделать перерыв. Это не скажется негативно на пройденном материале.
    • Методикой могут воспользоваться, показав прекрасные результаты, "особые" дети с диагнозами ОНР, ЗПР, ММД, аутизм, алалия. Способ подойдет для ребят, которые имеют проблемы со слухом и зрением.
  • Отрицательные стороны:
    • Набор кубиков с таблицами стоит довольно дорого.
    • Метод предполагает использование таблиц и схем большого формата. Их развешивают на стене выше роста ребенка.
    • Не рекомендуется допускать перерывы в занятиях с ребенком.

У методики Зайцева есть свои противники. Это консерваторы, предпочитающие использовать традиционные методы в решении вопроса обучения детей чтению. Однако большой разницы между слогами и складами нет, поэтому проблемы в школе не возникнут. К сожалению, сберегающий здоровье детей метод Зайцева - как научить читать малыша, используется не повсеместно. Его, в большинстве случаев, применяют отдельные негосударственные организации. Но в Белоруссии эту систему планируют рекомендовать государственной системе образования.

Учим читать по карточкам Домана

Глен Доман был американским врачом. Он специализировался на лечении умственно отсталых детишек. Он не исследовал аспект, как научить читать ребенка. Его задачей было разбудить умственные способности в своих маленьких пациентах.

Естественно, что в оздоровительные программы входила задача обучения чтению. Но как научить читать по обычному букварю умственно отсталого ребенка? Даже здоровым деткам долго приходится объяснять принцип сложения букв в слоги, а слогов в слова. Со своими юными пациентами у доктора тем более ничего не получалось.

Тогда, в 40-е годы прошлого века, как и сейчас, повсеместно применялся метод обучения детей с помощью карточек. Доман применил следующий метод. Элементарные слова, написанные большими красными буквами, четко и громко повторялись много раз, пока ребенок не выучит их наизусть. Занятие продолжалось не более 10 секунд. В день подобные уроки нужно было провести 20-30 раз.

Результат был ошеломительный. Дети запоминали письменные обозначения букв и слов. Проблема, как научить читать таких детей, больше не стояла. Они научились, таким образом, скоростному чтению, причем это активизировало работу мозга, и лечение начало продвигаться успешнее. Тогда доктор таким же образом решил попробовать решить задачу обучения чтению здоровых детей. Этот способ срабатывал даже с грудными детьми!

  • Положительные стороны:
    • Все дети без исключения осваивают эту науку.
    • Кратковременные упражнения не утомляют.
    • Можно заниматься только индивидуально, налаживая тесный контакт с малышом.
    • Умственно отсталые дети быстро осваивают навыки чтения.
  • Отрицательные стороны:
    • Наборы карточек стоят дорого.
    • Ребенку нельзя отвлекаться во время урока.
    • Последовательность занятий нужно соблюдать неукоснительно.
    • Перерывы на несколько дней делать не рекомендуется, это может отразиться на полученных результатах.

Некоторое время назад на телевидении транслировалась передача на тему, как научить читать детей разного возраста. Рассматривались различные способы. В одной из передач выступал директор компании "Умница" Андрей Маниченко. Он является ярым приверженцем методики Домана. Его оппонент, Марьяна Безруких, профессор, академик, директор Института возрастной физиологии - убежденная его противница.

Спор разгорелся жаркий. В качестве доводов против этой методики приводился аргумент ее "срока давности". В те времена человеческий мозг был почти не изучен. Даже в наши дни в исследованиях мозга еще очень много белых пятен. Исследования влияния на человека методики Домана не проводились, поэтому утверждать что-то определенное по этому вопросу трудно.

Традиционный способ: «Букварь»

Как научить читать ребенка, советские люди знали точно. Все дети это делали по "Букварю" и "Азбуке". Некоторое время после перестройки не предлагалось никаких альтернативных методов. Большинство родителей сами постигали это умение по традиционным советским образовательным программам.

Это только нам, взрослым, представляется, что все так легко и просто. Такой метод обучения довольно сложен для ребенка. Буквы родного языка, которые пишутся совсем не так, как слышатся, вносят сумятицу в юную голову. Алфавит кажется им инопланетными надписями или китайскими иероглифами, в которых разобраться совершенно невозможно.

Николай Зайцев предлагает взрослым попробовать поставить себя на место малыша: маленькие черные буковки все на одно лицо, как букашки и козявки; там есть какие-то гласные, согласные, мягкие, твердые. Разве тут можно понять "что и почему"? Так малыш просто может испугаться всей этой абракадабры, и родителям потом долго придется придумывать, как научить читать своего наследника.

Даже Олеся Жукова, которая всю жизнь пишет "Буквари" для детей, говорит, что обучение чтению основывается на буквенно-звуковом сравнении слов, умении находить связь между звуками и буквами. Такой анализ не под силу маленьким детям. Этого можно добиться только в более осознанном возрасте.

  • Положительные стороны:
    • Как малыша учить читать по "Букварю", понятно всем без исключения. Особого изучения и подготовки родителей он не требует.
    • Так обучают детей уже много десятилетий. Метод является признанным государственными органами образования.
    • Можно сделать перерыв при необходимости. На полученные знания это сильно не повлияет.
  • Отрицательные стороны:
    • Способ не подходит для детей младшего возраста.
    • Этим методом невозможно обучить чтению умственно отсталых детишек.
    • Занятия скучные и утомительные, как морально, так и физически.

Как же эффективнее учить малыша?

Мы разобрали плюсы и минусы трех самых популярных систем, отвечающих задаче, как научить читать ребенка. Какую из них выбрать, нужно решить самим родителям. Это должно исходить из собственных возможностей, возраста и способностей малыша. Родители должны с удовольствием и интересом проводить обучение, иначе для ребенка эти занятия тоже не будут интересны. Он начнет воспринимать их как повинность, что однозначно отразится на его дальнейшем стремлении учиться. Мы желаем вам удачи и терпения!

Алексей Буров, генеральный директор ООО "Раннее развитие"

Увеличивающееся количество тяжело умственно отсталых детей, развитие которых зачастую осложнено еще и сопутствующими нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной педагогики. Современные коррекционные образовательные учреждения, работающие с детьми указанной категории, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов работы. Они обусловлены отсутствием регламентирующих документов, учебников, специального дидактического инструментария, публикаций в специальной литературе, освещающих практический опыт работы с тяжело умственно отсталыми детьми. Между тем, социальный заказ родителей, обучающих детей в коррекционных образовательных учреждениях, весьма значителен: адаптация в обществе (формирование элементарных навыков жизнеобеспечения), овладение навыками письма, чтения, счета.

Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Сегодня до 80% новорожденных оказываются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем (Е.М. Бомбардирова, Е.Т. Лильин, О.И.Маслова, К.А.Семенова)

У всех детей, с которыми мне пришлось работать, (всего 6 чел.) по результатам медико-логопедического обследования на фоне тяжелой умственной отсталости выявлена средняя степень неврологической патологии. Это – синдром двигательных расстройств (6 чел.), эписиндром (4 чел.), ДЦП (1 чел.), церебрастенический синдром (6 чел.), речедвигательные расстройства (дизартрия) – 5 чел. Таким образом, все тяжело умственно отсталые дети (6 чел) имеют сложную структуру дефекта.

На первом месте по распространенности в ряду тяжелой речевой патологии у детей стоит дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Это происходит в результате органического поражения ЦНС, при котором нарушается двигательный механизм речи. При данной речевой патологии наряду с нарушением звукопроизносительной стороны речи и просодики, отмечаются нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая, со стойким характером нарушений звукопроизношения (нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков). Ограничено движение мышц языка, наблюдается нарушение произвольного глотания. Парез губных мышц является причиной гиперсаливации – усиленного слюнотечения.

У детей моей группы по результатам логопедического обследования установлено: нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие голосовых модуляций, нарушение тонуса язычной, губной и языковой мускулатуры, гиперсаливация. Нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие. Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении.

Учитывая тяжесть речевых нарушений у данной категории тяжело умственно отсталых детей, логопедическая помощь им не может ограничиваться только исправлением недостатков звукопроизношения, поскольку устраняются только “внешние” проявления речевого дефекта (произношение отдельных звуков), но не преодолеваются аграмматизм, недоразвитие связной речи, способность к фонетико-фонематическому анализу слов. Нужны другие подходы к организации логопедической работы. Меня заинтересовала публикация Н.Б.Лаврентьевой “Обучение чтению детей с аутизмом: создание “личного букваря” (журнал “Дефектология” № 6, 2008 год). Автором предложен метод моментального восприятия целого слова. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом. В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая БУКВА или СЛОГ . Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ. Достоинства этой методики очевидны: – вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает: концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.

Процесс оказания логопедической помощи начался с тематического планирования, в котором использовался речевой материал, наиболее знакомый ребенку по темам: “семья, овощи, одежда, игрушки, посуда”. Предполагалось, что в каждой теме будет использовано до 10 слов (см. фрагмент тематического планирования по темам: “семья, овощи”, Таблица № 1), с оформлением “Личного букваря” ребенка (картинка и печатное слово к ней). Параллельно с глобальным чтением слов дети учились произносить звуки {А, О, У, М, С, Х, Ш}, узнавать и печатать буквы А, О, У, М, С, Х, Ш. Графическое изображение каждого изученного звука (буквы) помещалось в кармашки разрезной азбуки. Узнавание, складывание, называние слогов и слов с изученными буквами позволило детям приблизиться к начальному навыку звукобуквенного анализа. Структура занятий выстраивалась с учетом соблюдения охранительного педагогического режима, повышения учебной мотивации, соблюдения динамических пауз, выбора наглядно-дидактического материала. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включались задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. В предлагаемой системе занятий реализовался основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Все занятия дублировались родителями в семейной обстановке. Коррекционное развитие проводилось по основным направлениям:
– развитие сенсорных и моторных функций;
– формирования кинестетической основы артикуляторных движений;
– развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
– развитие интеллектуальных функций – памяти, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве.

Соблюдение принципа “от простого – к сложному”, использование системы поощрений, создание ситуации успеха, дозировка речевого материала, работа с детьми в группе и индивидуально позволило увеличить объем изучаемого материала. Так дети запомнили и читали имена сверстников группы, имя и отчество педагога, названия некоторых предметов мебели.

Итоговый мониторинг по формированию навыка чтения глобальным методом показал положительную динамику: за период обучения с сентября по май 2009–2010 года дети запомнили и читали по карточкам от 13 до 78 слов из изученных 6 тем “семья, овощи, одежда, игрушки, посуда, имена” (см. Таблица №2). В целом по группе процент усвоения материала составил 61,4%. Логопедическое обследование состояния речи по итогам работы с детьми показало расширение объема не только пассивного, но и активного словаря, освоение начального навыка звукового анализа слога, чистое изолированное произношение звуков {А, О, У, М, С, Х, Ш}, безошибочное нахождение и называние букв А, О, У, М, С, Х, Ш. Обучение чтению глобальным методом позволило детям в первый год работы запомнить и безошибочно называть дополнительно еще буквы: П, Р, Т.

В 2010–2011 учебном году логопедическая работа с детьми по исправлению недостатков речи с использованием метода глобального чтения продолжилась. В период с сентября по март месяц 2010–2011 года осуществлялась работа по закреплению навыка составления слов с изученными буквами с помощью разрезной азбуки. Продолжалась работа по изучению новых букв: Ы, Л, Н, К, И, З, Г, В и глобальному чтению слов по темам: “Квартира” (окно, дверь, лампа, стена, пол, потолок, звонок, зеркало, дом, квартира, комната, кухня, прихожая), “Продукты” (сыр, хлеб, колбаса, молоко, масло, мясо, конфета, вода, сок, суп, сушка, компот, кефир, творог, сметана, соль, сахар, отработки понятия “Молочные продукты”, “Мясные продукты”, “Напитки”). Для расширения объема речевых высказываний и формирования дальнейшего навыка чтения слов глобальным методом введены глаголы (копает, читает, собирает, накрывает, рисует, играет, украшает, катается, лепит, пьет, варит, наливает, ест, накрывает) и предлоги (в, на, у). Это позволяет детям уже прочитать глобальным методом простую фразу типа: Рома пьет сок. Бабушка собирает овощи.

В ходе обучения тяжело умственно отсталых детей чтению глобальным методом на каждом занятии в игровой форме проводилась артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика.

Результаты проведенного промежуточного мониторинга динамики речевого развития тяжело умственно отсталых детей со сложной структурой психофизического и речевого развития показывают бесспорную эффективность логопедической помощи детям на основе обучения чтению глобальным методом (см. Таблица № 3).

Фрагмент тематического планирования логопедических занятий по исправлению речевых нарушений у детей с использованием метода глобального чтения слов

Таблица № 1.

Время проведения Тема Словарь Предметно-практическая деятельность Лексическая тема
Сентябрь “Семья”

Звук и буква А(а)

Я (Сережа, Рома…), мама, папа, брат, сестра, бабушка, сын, дочь, дедушка, внучка, внук, семья , воспитатель, няня, врач, повар.

Произношение звука “А” в слогах (прямых и обратных), повтор простых предложений по теме совместно с логопедом.

Альбом с фотографиями детей, картинки членов семьи.
Сказка “Репка”, “Три медведя”.
Карточки с названием членов семьи.
Составление рассказа о семье с опорой на предметные и сюжетные картинки.
Оформление “личного букваря”.
Нахождение буквы А в словах.
Обобщающее слово – “семья”.
Глобальное чтение слов по теме: “Семья”.
Артикуляционные, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика
“Осень”.

Признаки осени в рисунках.
Лепка.
Экскурсии.

Работа по уточнению и обогащению словаря с использованием предметных и сюжетных картинок.

Пазлы, разрезные картинки.

Октябрь “Овощи”.

Звук и буква О(о).

Помидор, огурец, свекла, морковь, лук, чеснок, капуста, кабачок, картофель, салат, редис, сок.

Обобщающее слово – “овощи” .

Произношение звука “О” в прямых и обратных слогах, в начале слова. Артикуляционные упражнения.

Оформление “Личного букваря” ребенка по теме: “Овощи”.
Чтение слов по табличкам с названием овощей.
Нахождение буквы О в словах.
Раскрашивание букв А.О.

Исследование овощей на запах, вкус, цвет, форму.

“Осень”.
Признаки осени.
Составление рисуночного рассказа о признаках осени.
Экскурсия в парк, сбор листьев.
Игры-лото “Овощи”.
Лепка букв А,О из пластилина.
Прослушивание стихов.
Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок “Репка”, “Три медведя”.

Мониторинг сформированности у детей навыка чтения глобальным методом за первый год обучения (май 2010 год)

Таблица № 2.

Название темы Итого
п/п семья овощи одежда игрушки посуда имена Кол-во слов % усвоения
Кол-во слов в теме 11 14 20 16 9 8 78 100%
Фамилия, имя ребенка
1 Женя К. 8 13 19 16 9 8 73 93,5
2 Рома З. 7 11 18 15 8 8 67 85,8
3 Наташа В. 8 8 13 10 7 8 54 69,2
4 Сережа П. 1 3 1 3 3 2 13 16,6
5 Кристина П. 11 14 20 16 9 8 78 100
6 Егор Д. 1 2 3 4 2 1 13 16,6

Мониторинг динамики речевого развития тяжело умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта при использовании метода глобального чтения слов

(Март 2011 год.)

Таблица № 3.

№ п/п 1 2 3 4 5
Фамилия, имя Наташа В. Рома З. Женя К. Кристина П. Сережа П.
Знает изученные буквы (17) 14 17 14 17 8
Печатает изученные буквы 10 17 10 14 6
Составляет из разрезной азбуки и читает слоги + + + + С помощью
Составляет из карточек предложения + + + + С помощью
Читает слова на карточках + + + + С помощью
Печатает по образцу слоги и слова С помощью С помощью С помощью С помощью С помощью
Сливает звуки в слоги С помощью С помощью С помощью С помощью
Строит фразы по вопросу или картинке + + + + +
Понимает смысл сюжета + + + + частично
Использует изученные слова в самостоятельной речи + частично + + частично
Оценка динамики речевого развития ребенка родителями Положительная Положительная Положительная Положительная Не удовлетворены
результатом

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “ Автоматизация звука {С}”.

Цель занятия:

  • Образовательная. Обогащать словарный запас детей; закреплять навык глобального чтения слов

Белозёрова Н. А. Учитель классов коррекции 8 вида, МОУ « СОШ № 5 « Г. Ржева Тверской области.

Ребёнок идёт в школу. Волнуются все: мамы и папы, дедушки и бабушки, воспитатели детсада.Как будут учиться воспитанники? И всем взрослым хочется, чтобы всё было хорошо, чтобы ребёнок в школе хорошо учился, не уставал, не болел. Был весел и жизнерадостен. Особенно велико волнение, если ребёнок идёт не в обычную, а специальную, коррекционную школу.

Как помочь такому ребёнку вне зависимости от степени поражения центральной нервной системы, индивидуальных психических особенностей личности овладеть системой умений и навыков устной и письменной речи?

С таких вопросов началась моя работа в классе для глубоко умственно отсталых детей.

Каковы же психолого- педагогические особенности детей с глубокими нарушениями интеллекта?

Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения, а так же грубые нарушения всех сторон психики: моторики,сенсорики,внимания. памяти,речи, мышления, высших эмоций.

Грубое недоразвитие двигательной сферы детей - имбецилов выражаются в нарушениях и слабости координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи: они плохо бегают, прыгают.

Особенно затруднены у глубоко умственно отсталых детей тонкие дефференцированные движения рук и пальцев: имбецилы с трудом научаются шнуровать ботинки, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами.

Внимание у детей – имбецилов всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения поставленной цели.

Значительные отклонения обнаруживаются у глубоко умственно отсталых детей в области сенсорики, которое включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т. е. всю сложную систему анализаторов.

Развитие ощущений и восприятий ребёнка- необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.

Для мышления детей – имбецилов характерны беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления; инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затруднённость обобщений.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у имбецилов находится глубокое недоразвитие речи.

Память таких детей отличается малым объёмом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находится на одинаково низком уровне.

До недавнего времени детей с глубокой умственной отсталостью не принимали в детсады и коррекционные школы. Обычно МПК выносила о детях с нарушениями интеллекта в степени имбецильности заключение « необучаемы», забывая о том, что развитие детей может широко варьировать и что возможные пределы обучаемости этой группы достоверно неизвестны.

В результате многолетних наблюдений за людьми с данной патологией зарубежные учёные пришли к выводу о том, что если заботиться о здоровье и эмоциональном комфорте, а также рано начать обучение, то большинство детей- имбецилов попадает в категорию умеренной умственной отсталости.

Главный же принцип в работе с такими детьми – её практическая направленность. И учёба, и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.

Дети с глубокой умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.

Для того, чтобы дети – имбецилы смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Моя работа с такими детьми была начата с внимательного наблюдения и изучения их умственных и психических особенностей, поведения, склонностей и интересов.

Уже первое знакомство с учениками данной группы показало, что им свойственно общее недоразвитие речи, серьёзные нарушения в двигательной сфере, особенно выраженные в нарушении моторики пальцев рук.

Учёными – психологами установлена прямая зависимость между развитием интеллектуальных способностей и развитием мелкой моторики рук.

На основе данных учёных – дефектологов о развитии глубоко умственно отсталых детей, программы их обучения, личных наблюдений за конкретными учениками мною была продумана и спланирована работа по обучению грамоте детей данной группы, конечная цель которой заключалась в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, читать несложный текст(печатный или письменный), отвечать на заданные вопросы.

Подготовительный период включил в себя привитие учащимися навыков учебной деятельности, специальную логопедическую работу по развитию органов артикуляционного аппарата; работу по уточнению и развитию слухового, зрительного восприятия учащихся и специальную подготовку к обучению письму.

Исходя из вышесказанного,следует, что вся проводимая мною коррекционная работа была направлена на развитие слуховых, зрительных восприятий, тактильных ощущений, а также специальных упражнений на развитие речи, мышления, внимания, памяти.

О некоторых упражнениях, используемых мною в подготовительном периоде, пойдёт речь далее.

    Пальчиковые игры с пластилином.

Скатать:

Самый маленький шарик

Самый большой шарик

Короткую колбаску

Длинную колбаску

Низкий столбик

Высокий столбик

Разделить столбик на 2, 3, 4 части

Раскатать лепёшку, попрыгать по ней пальчиками, подумать, на что она похожа?

Скатать много шариков, сделать из них узор;

Вылепить изученные буквы;

Слепить несложные поделки: снеговик, пирамидки, колечки и др.

2. Пальчиковые игры с орехами.

Их можно:

Вращать между ладонями;

Перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

Вращать внутри ладони (перебирая пальцами);

Удерживать поочерёдно пальцами рук.

Чтобы игры были интереснее, можно подбирать потешки, песенки, считалки.

3.Пальчиковые игры с крупой.

Используются фасоль, бобы, гречка, рис, горох и т. п.

Игра «Золушка»

Сортировать крупу с открытыми глазами;

Сортировать на ощупь;

Превращать в буквы, цифры, рисунок (по контуру, на пластилин)

Использовать на панно;

Для счёта;

Использовать для «Гречневой куколки»

(для самомассажа пальчиков, используются потешки, можно проговаривать различные ситуации)

4. Игры с конструктором.

- «Лего»разного размера;

Пазлы;

Мозаики;

Кубики с сюжетными картинками;

Кубики двуцветные, с буквами, другие виды конструкторов.

5. Рамки и вкладыши «Монтессори»

Идея игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори(1870-1952 г.). Ей удавалось с помощью применения саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей. Что они к моменту поступления в школу даже превосходили по своему развитию нормальных детей.

Игра развивает детей в нескольких направлениях.

    Вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских предметов на ощупь и зрительно.

    Развивает мелкую моторику рук, готовит к овладению письмом и рисованием.

    Знакомит с геометрической терминологией, названиями фигур.

Виды работы:

    Кто быстрее вложит вкладыши в рамки?

«Закроет окна во дворце»

    Кто быстрее вложит вкладыши в рамки с закрытыми глазами?

« Наступила ночь. Пора во дворце закрывать ставни»

    Кто быстрее вложит все треугольники, квадраты, фигуры без углов, многоугольники.

    Кто из всех вкладышей выложит фантастического зверя (дворец, дерево, птицу и т. п.)

    Кто, обведя только треугольники или квадраты, создаст необычные картинки.

    Кто придумает и нарисует как можно больше образцов из овалов(треугольников, квадратов и т. п.)

6.Игры с пуговицами:

Сортировать по цвету;

Сортировать на ощупь;

Нанизывать на леску, как бусы;

Застегивать пуговицы (гласные – красные, согласные – синие)

7.Игры с бусинами, трубочками разного диаметра

Их нанизывают на леску, как бусы

О О О О О О О

0-О-О-О-О-О

О---О---О---

ОО-ОО-ОО-

8.Конструирование из цепочек и бус по контуру на бумаге.

9.Конструирование из восьми треугольников:

На уроке обучения грамоте при изучении букв;

На уроке математики;

Самостоятельное творческое моделирование

« Что получилось?»

«Чей дворец лучше?»

10. конструирование из спичек, палочек для мороженого.

11. Пальчиковые игры со скороговорками:

Б - Пара барабанов

Била бурю.

Пара барабанов

Била бой.

12.Бумажный театр.

Делаются фигурки на пальчики, сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно. Используются стихотворения, потешки.

« Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать,

Родились у нас котята

Их по счёту ровно пять!

13. Игрушка – планшет для шнуровки.

Вдеть шнурки, как на ботинках.

Вдеть на ощупь.

Вдеть по образцу.

Вдеть произвольно.

14. Для развития тактильных ощущений:

-«Пушистые буквы» (из бархатной бумаги)

-«Волнистые буквы» (из гофрированной бумаги)

-«Строгие буквы»(из наждачной)

Задания:

При знакомстве обводить их указательным пальчиком;

Узнать на ощупь «Наступила ночь, буквы испугались, их надо успокоить, назвать по имени»;

Составить несложные слова.

15.Трафареты для штриховки.

16. Дорисовать картинку.

17.Комплекс упражнений для пальцев « Что умеют наши пальчики?»

Показать восхищение, восторг;

Набрать номер телефона;

Подозвать к себе;

Сказать «Идём со мной!»

Пригрозить;

Постучать;

Сказать «Здорово!»;

Попрощаться;

Приласкать;

Быстро полистать страницу;

Сказать «Стоп!»;

Вдеть нитку в иголку;

Сказать «Победа!».

Это лишь некоторые из упражнений, используемые мною в работе с глубоко умственно отсталыми детьми для развития мелкой моторики, зрительных и слуховых восприятий, тактильных ощущений, имеющих по мнению К. Д. Ушинского «…упражнять все способности дитяти, вместе с ученьем грамоте развивать, укреплять, возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму.»

Одновременно с развитием мелкой моторики пальцев рук в подготовительный период реализовывались следующие задачи:

1.Развитие устной речи с помощью разговоров, бесед, связных высказываний.

2.Умение составлять предложения по картинкам, иллюстрациям.

3.Выделение в предложении слов, с определением их количества, последовательности.

4.Подбор и название слов, отвечающих на вопросы» Кто это? Что это? Какой? Чей? Что делает?

5.Выделение по слуху звуков из слова и слога.

При обучении грамоте детей с глубокой умственной отсталостью необходимо учитывать психофизиологическую основу чтения детей- имбецилов – взаимообусловленную деятельность слухового, зрительного и речевого анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, память, внимание, образное восприятие и др.

Готовность сенсомоторной и психической сфер ребёнка с нормальным развитием к обучению грамоте создаёт условия для успешного овладения необходимыми операциями и действиями, которые лежат в основе навыков чтения и письма.

Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у умственно отсталых детей приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи.

Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Дети – имбецилы с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, т. к. каждый раз соотносят букву с разными звуками.

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

Дети не могут понять, что всякое слово состоит из сочетаний тех самых букв, которые они учат. Буквы долго остаются для многих учеников чем-то, что должно запоминаться как таковое, безотносительно к словам, обозначающим знакомые предметы и явления.

В связи с тем, что у глубоко умственно отсталых детей наиболее отчётливо проявляются недостатки речевого развития, занятия по обучению грамоте проводятся в русле общего речевого развития детей. Для овладения грамотой прежде всего необходимо определённое развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи: умение выделить звук из слова, отдифференцировать его от сходных звуков, уточнить в собственном произношении, найти его место в слове, установить последовательность входящих в слово звуков.

Развитие фонематического слуха должно поводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Систематическую работу по совершенствованию произносительной стороны речи необходимо вести как фронтально, так и индивидуально по группам с логопедом.

Проводимая школьным логопедом коррекционная работа продолжается учителем-дефектологом, который сам ведёт специальную работу над произносительной стороной речи: исправление неправильного произношения и развитие артикуляционного аппарата.

Поэтому на каждом уроке проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, которая включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма.

Упражнения проводятся в форме дидактических игр, например:

«Лошадки»

«Вкусное варенье»

«Прятки»

«Часики» и др.

Для развития фонематического слуха мною используются следующие упражнения и виды работ:

    Игра « Кто какие звуки издаёт?»

    « По звуку угадай предмет»

(Используются колокольчики,погремушки, барабан, игрушки-пищалки неваляшки, свисток, заводная машинка, заводной мишка, кукла и др.)

3.Игра « Кто в домике живёт?»

4. «Звуковая линейка»

5. «Чудесный мешочек»

(Выделение звука, деление на слоги. Используются загадки про предметы, которые находятся в мешочке.)

Загадки.

(Отгадывание загадок, проведение звуко- буквенного анализа.)

Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных, звуки природы, улицы и т. п., а также развитие сценок – звукоподражания:

Кошка мурлычет, ласкается к хозяину;

Собака лает на чужого;

Щенок обиженно скулит;

Наседка квохчет;

Цыплята пищат;

Кабанчик хрюкает, визжит;

Корова мычит;

Индюк болмочет;

Петух кричит;

а также проведение игр:

« Что мы слышим в доме?»

«Слушаем звуки улицы»

Следующим этапом в обучении грамоте детей является членение высказываний на слова. Предметом обучения является слово, как единица языка, объединяющая звучание и значение.

Очень важно вычленение слова из потока речи, отделение в сознании ребёнка слова от предмета.

Впоследствии того, что у умственно отсталых детей к моменту поступления в школу ещё не сформирована фразовая речь, работа по усвоению термина « слово» начинается с называния отдельных предметов, когда слово выступает изолированно, вне предложения. Данная работа проводится на предметном материале с использованием игрушек, предметов быта.

С этого же момента вводится условно- графическая запись слов, затем предложения, слога, звука. Запись осуществляется полосками бумаги, а также кружочками для обозначения звука.

Затем вместо натуральных предметов используются их изображения.

Только после такой кропотливой работы можно предлагать слова без наглядного подтверждения.

Понятия «слово», «предложение» употребляются учителем, учащие должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими понятиями.

На следующем этапе работы проводится знакомство со слогом, как частью слова. Успешному усваиванию данного понятия помогают учащимся следующие дидактические игры:

1. «Волшебный мешочек» определяет количество слогов в слове.

Мешочек с игрушками. Ученик вынимает предмет, называет его, определяет количество слогов в слове.

    «Магазин игрушек»

Игрушки: мяч, юла, кубики, кукла и т. п. Задание: купить ту игрушку, в которой 1, 2, 3 слога.

    «Молчанка»

Учитель показывает предметную картинку, потом проговаривает слово, дети показывают карточку с цифрой, сколько слогов.

6. «Собери слово»

7. Отгадывание загадок с разбором на слоги отгадок и др. игры.

Далее происходит знакомство детей со звуком. Первоначально выделение звука происходит из ударной позиции. Хорошим дидактическим приёмом будет отгадывание загадок, если в отгадке встречается нужный звук.

Последовательность изученных звуков и букв устанавливается с учётом трудностей выделения звуков из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения. Наиболее легко воспринимаются слоги, составляющие слова типа АУ, УА; следующими по трудности являются обратные слоги АМ, УМ.

Наибольшую трудность для чтения представляет прямой открытый слог НА, НО, МА; далее закрытые слоги СОК, НОС; слоги на стечение согласных.

Слова для чтения вводятся также в определённой последовательности.

При подборе слов для чтения главное внимание уделяется, наряду с частотой употребления их в разговорной речи, доступности лексики учащимися- олигофренами.

Чтение - сложный вид умственной деятельности. Поэтому формирование техники чтения неотделимо от работы, направленной на понимание прочитанного.

Чтение можно сравнить с « главной дорогой» в стране знаний. Освоение математики, естествознания, истории, чтение инструкций на уроках трудового обучения будет основано на умении ребёнка понимать прочитанное, пользоваться устной и письменной речью, способности выделять смысл прочитанного из текста. В связи с этим обучение чтению умственно отсталых детей является фундаментом его социальной адаптации.

Дети с ограниченными возможностями чаще всего растут и развиваются в обстановке, где беседы, слушание, чтение не являются нормой повседневной жизни, поэтому главная ответственность за обучение ребёнка чтению ложится на педагога коррекционной школы, на учителя начальных классов.

Практика работы в коррекционной школе показывает, что большинство детей читают мало и неохотно, а сам процесс чтения считают скучным.

В своей работе на уроках чтения стараюсь пробудить у школьников интерес, удивление, любопытство, т. е. создать положительную мотивацию, а через неё повысить качество обучения чтению.

Специфика обучения грамоте в коррекционной школе требует использование наглядности на уроках чтения и письма, от натуральной и схематичной, для фронтальной работы и раздаточного материала для каждого ученика.

В классе для глубоко умственно отсталых детей провести традиционный урок трудно, ведь приходится учитывать их индивидуальные особенности отклонения в умственном и психическом развитии каждого ученика.

Это обязывает учителя дифференцированно подходить к учащимся в процессе организации коллективной самостоятельной работы.

На уроках обучения грамоте с целью развития слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекции их недостатков мною были использованы следующие игры и упражнения:

    Игра « Составь слово»

Из букв + картинка;

Из слогов + картинка;

Из разрезных слогов составить несколько слов;

2.Игра « Составь предложение».

Слова + картинка

3.Книжки- малышки.

(Печатаются отдельные слова и предложения)

    «Буквы заблудились»

    «Найти ошибку»

    «Догадайтесь»

    «Зеркало»

    «Отгадки потерялись»

(С использованием кассы букв.)

9.»Буква потерялась»

10. «Пропущенная буква»

11. «Алые клубнички»

12. « Читаем по ступенькам»

13.» Волшебные превращения»

14. «Волшебные коты»

15. « Пляшущие буквы»

16. «Угадай- ка »

17.»Заполни окошечко»

18. «Мозаика с буквой»

19. «Прочитай и покажи»

20. «Буквоедик»

22.»Летающая буква»

23. «Волшебные шары»

24. «Слоговой абак»

25. «Слоговая линейка»

26. «Вставь нужную букву» и др.

Таким образом, успех работы учителя по обучению грамоте глубоко умственно отсталых детей определяется строгой продуманной системой, включающей в себя постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, формирование связной речи; развитии внимания, памяти, логического мышления; обретение и совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

    Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией В. В. Воронковой. М. Просвещение 2005 г.

    Программы для 0-4 классов школы 8 вида под редакцией И. М. Бгажноковой. М. просвещение 2011 г.

    Программы обучения детей с глубокой умственной отсталостью. М. Просвещение 1984 г.

    Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. А. Р. Маллер М. Педагогика 1988 г.

    Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А. К. Аксёнова М. ВЛАДОС.

    Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. В. В. Воронкова. М. Просвещение 1988г.

    Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Б. П. Пузанов М. 1987г.

    Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М. Просвещение 1991 г.

Переводчикова Ольга Анатольевна, учитель, ГБОУ школа №432 Колпинского района Санкт-Петербурга
Обучение чтению детей с легкой степенью умственной отсталости по методу Домана (методика глобального чтения)
Педагогика не стоит на месте, и помимо традиционных появились и инновационные методики обучения детей чтению. В моем классе обучаются дети с легкой степенью умственной отсталости. Все ученики, кроме одного мальчика, научились читать, а он никак не понимал: как из букв получаются слова, и я перед собой поставила цель – научить мальчика читать с помощью метода Гелена Домана (методика глобального чтения).
Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.
Обучение делилось на этапы:
I.Чтение отдельных слов
Сначала я использовала 10 слов. Карточки предъявляла мальчику одну за другой очень быстро.
Сначала для показа ребенку взяла карточку со словом "МАМА" и отчётливо произносила фразу: «Это означает «МАМА». В том же темпе проделала процедуру с карточкой "ПАПА" и ещё тремя короткими словами (из 3-4 букв) из этой же группы.
За 1-й день обучения повторила мальчику показ карточек Домана ещё 3 раза (промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса). Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превышать трёх минут.
В течение 2-го дня мы повторили основное задание 3 раза, и также 3 раза я продемонстрировала комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, 2-й день состоял из шести занятий.
На 3-й день я добавила 3-й набор из 5-ти новых слов. В этот раз использовала 3 набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов продемонстрировала по 3 раза. Общее количество занятий возросло до 9, растянутых на весь день, но каждое из них заняло не больше 5 минут.
Первые 15 слов должны быть самыми близкими и приятными для ребенка. Слова могут включать в себя имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия любимых продуктов. Результатом этого этапа является то, что ребенок должен научиться читать слова.
Выучив 15 слов, мы приступили к следующей группе, обозначающей части тела. Этот набор может состоять из 25 слов, разделённых на 5 наборов
Каждый раз нужно добавлять новые слова и убирать старые. Для этого я удаляла по одному слову из каждого набора, уже освоенного в течение 5 дней и заменяла это слово новым. Необходимо поступать так с каждым набором слов.
Потом точно так же стали изучать глаголы.
Так мы учили по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно мальчик знакомился с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов я удаляла.
В среднем ребенок должен запомнить 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.
II. Словосочетания
2-й этап в освоении чтения по методу Глена Домана является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.
Сначала проанализировала словарный запас ребёнка и подумала о том, какие комбинации можно составить из выученных слов.
Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Мальчик научился различать и называть основные цвета быстро и легко, и я предложила ему простые словосочетания: «чёрные волосы», «жёлтый банан».
Через какое-то время познакомила его с антонимами: «чистый-грязный», «правый-левый».
Потом дополнила показ слов яркими иллюстрациями, которые находятся на обратной стороне слов. "Большой" и "маленький" - это очень простые понятия для ребенка с умственной отсталостью, т.к. они тесно связаны с повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка».
III.Простые предложения (из 2-х слов)
На 3-м этапе нам предстояло составить простые предложения на основе словосочетаний. К этому моменту ребенок должен уже знать около 75 слов.
Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалять по 2 старых предложения и заменять их 2 новых. Мальчик усвоил их быстро, и мы перешли к новым предложениям.
IV.Распространённые предложения (из 3-х и более слов)
К 4-му этапу ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понять распространенные предложения.
На этом этапе изготовила карточки с предлогами и наречиями (их не должно быть очень много) и продолжала показывать мальчику новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. Ребенок сам стал произносить разные слова вслух и читать вслух целые предложения.
Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают - это первый и основной шаг на пути обучения глобальному чтению.
В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение «кот спит» можно дополнить: «кот крепко спит».
V.Книги
На 5 -м этапе нам предстояло научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим большое количество слов на каждой странице.
Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы будете учить ребенка читать, т.к. в глобальном чтении смысл имеет
первичное значение, т.е. нужно понять, о чем написано в книге. Она должна
- содержать от 50 до 100 слов;
- состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;
- в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;
- высота печатного шрифта - не менее 1 см;
- текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.
Также с ребенком можно будет создать свою книжку, например, по сказкам: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Затем по сказкам «Три медведя», «Маша и медведь», Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка». Потом тематические книжки на любые темы, например: «Времена года», «Транспорт», «Одежда». Большую радость принесет ребенку создание «личной книжки» «Моя семья».
Преимуществом глобального чтения является одновременное восприятие слова (словосочетания, предложения) зрительно и на слух.
Методика была разработана врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности. Она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний.
Обучение чтению по методу Домана для умственно отсталого ребенка оказалось самым простым.
В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых" детей, но и у детей с нормой, чтобы устранить трудности при чтении.
Санкт-Петербург, 2016г.


Приложенные файлы

Похожие публикации