История в иллюстрациях. Кто такие гаргульи Гаргульи где

Гаргульи – странные, жутковатые, неприятные, а иногда и просто отвратительные. Они веками нависают над многими улицами и городами, безмолвно наблюдая за копошащимися внизу людьми. Они несут свой молчаливый пост так долго, что многие из нас даже не подозревают, что в гаргульях есть смысл. Давайте взглянем на этих каменных чудовищ с таинственным предназначением.

(Всего 25 фото)

Спонсор поста: Верстаки металлические : Разумные цены при отменном качестве!

1. Гаргулья – это вырезанная из камня гротескная фигура, которые создавали для отвода воды с крыш и боковых фасадов крупных зданий.

2. Обычно мы ассоциируем их со средневековыми временами (благодаря одному не малоизвестному горбуну), но они появились намного раньше. Это не просто страшные статуи. Многие гаргульи имеют форму определенных животных, и это неслучайно.

Лев и львица были любимыми образами создателей гаргулий. Например, на соборе Дорнох в Шотландии есть вот такая милая львица, скалящаяся на прохожих внизу. Лев был одним из самых популярных неевропейских животных, которое использовали в средние века при украшении церквей и соборов. Позже они стали популярны в виде гаргулий (их очень много в Помпеях), и они символизировали солнце – их золотистая грива представляла собой солнечный венец нашей жизни.

4. Однако в средние века строители соборов использовали льва, как символ гордости, что, конечно, было одним из семи смертных грехов, а потому его стоило избегать. Вот этот лев, например, выглядит довольно гордым. Он находится на одном из колледжей во Франции. Помимо львов при создании гаргулий практически не использовались другие виды кошачьих. Кошки были символом колдовства, поэтому их избегали.

5. Собака. Вот эта гаргулья находится на башне Филиппа IV Красивого во дворце в Дижоне, опять же, во Франции.

Собаки всегда были очень популярны, и на них редко смотрели только, как на домашних питомцев. Они сторожили дома по ночам, поэтому их считали умными и преданными. С одной стороны, можно предположить, что в качестве гаргулий статуи собаки должны были охранять здания, но их присутствие на крышах обусловлено и еще одной причиной. Собаки всегда хотят есть, и они частенько крали еду у людей, поэтому в те времена их фигуры часто помещали на соборы и церкви, чтобы все видели, что даже такое преданное животное, как собака, может поддаться соблазнам дьявола и стать жертвой жадности.

Хотя волков тоже считали жадными, к ним относились с некоторым уважением, т.к. эти животные всегда работали сообща. Тогда-то и зародилось выражение «вожак стаи». Волков также ассоциировали со священниками, которые должны были защищать людей от дьявола – таким образом, волк даже успел побывать в образе защитника агнцев Божьих. Гаргульи на крышах тоже часто собирались в «стаю», т.к. архитекторы хотели отвести дождевую воду в разные стороны. Во время ливня одной гаргульи было бы недостаточно. Гаргулий делали вытянутыми, чтобы вода стекала как можно дальше от стены.

7. Орел. Гаргулья в виде орла на соборе святого Румбольда в Мехелене, Бельгия.

Орлы были защитниками зданий, в частности, от драконов, ибо, как считал средневековый народ, орлы были единственными существами, способными победить крылатого змея. Говорили, что они могут исцелять самих себя, посмотрев прямо на солнце, которое давно являлось олицетворением божества.

8. Змей. Этот змей на здании в Кракове, Польша, предупреждает людей о грехах плотских.

Змея ассоциируют с первородным грехом, а потому этого каменного зверя можно найти практически на всех соборах Европы. С самых времен Адама и Евы змей является символом постоянной борьбы между добром и злом. Среди семи смертных грехов змей олицетворяет зависть. Их также считали бессметными, что говорило о том, что борьба с грехами будет продолжаться вечно.

9. Баран или козел. Эта гаргулья находится на соборе в Барселоне.

Как и большинство представленных здесь животных, коза также имела двойственную природу в глазах средневековых христиан. С одной стороны, их считали божественными, т.к. они умели находить еду даже среди крутых скал и выживать в самых сложных ситуациях. С другой стороны, их считали злобными существами и символом похоти – еще одного из семи смертных грехов. Ну, и конечно – какое животное обычно ассоциируют с Сатаной?

10. Обезьяна.

На наших ближайших родственников всегда смотрели, как на то, что произойдет с нами, если что-то в природе пойдет не так. Однако их часто считали глупыми и ленивыми. Именно поэтому они олицетворяли еще один смертный грех – лень. Вот эта гаргулья в виде обезьяны находится в Париже, что неудивительно, ведь само слово «гаргулья» зародилось во французском языке. Когда-то слово «Gargouille» означало слово «горло», а само слово пришло из латыни.

11. Другие языки были более точными. В итальянском языке гаргулью называют «grónda sporgente», чот буквально означает «выпирающий желоб». В немецком языке их называют «Wasserspeier» – «плеватели воды», а голландцы пошли еще дальше и прозвали гаргулий «waterspuwer» - «изрыгивающие воду».

12. И, кстати, от этого голландского слова «waterspuwer» в английский язык пришел глагол «to spew» (изрыгать). Однако, если не брать в расчет «животные» олицетворения гаргулий, то всех их зачастую считали химерами.

13. Эта химера находится на Йоркском соборе в Англии, который вообще славится этими самыми химерами.

И хотя нас уже не пугают эти химеры, средневековые жители были довольно суеверными и необразованными, и они считали их ужасными созданиями. Химера рождается, когда две части разных тел сливаются, чтобы создать совершенно новое существо, например, гриффина (или русалку, фигура которой до сих пор популярна в создании фонтанов).

14. На Миланском соборе есть довольно интересный набор химер – там ренессансные мыслители стоят рядом с этими странными существами из воображения сумасшедших. Эти химеры на крышах соборов и других зданий олицетворяли тех, кто недооценивает могущество дьявола. Хотя дьявол не может создать жизнь, он может смешать разные формы жизни, чтобы получить новую – то бишь, химеру.

15. Одних из самых известных гаргулий на свете можно найти на соборе Парижской Богоматери.

16. Даже студия «Дисней» не смогла обойти стороной этих интересных существ.

17. Легенда о гаргулье. У французов была легенда об одном из своих святых – Ромейне. В 17-ом веке его сделали епископом, и ему пришлось сразиться с существом под названием Гаргуллий. Это было драконоподобное существо с крыльями, длинной шеей и способностью извергать огонь из своей пасти.

18. Покорив дракона, Ромейн не смог уничтожить его голову, т.к. ее закалил огонь из собственной пасти. Тогда Ромейн поместил ее на стены собора, чтобы она отпугивала злые силы. Ну а эта гаргулья на фото находится в кафедральной базилике ван Сен-Ян.

19. На стенах собора святого Вита в Праге есть несколько довольно страшных гаргулий, только это уже не животные и даже не химеры. Это люди. Момент проклятия заморожен во времени для сотен средневековых душ по всей Европе.

20. Раскрыв рот, они кричат через века, постоянно напоминая, что вам нужно уметь противостоять дьяволу, иначе это может случиться и с вами! Наверное, самые жуткие гаргульи – это все-таки те, что напоминают нам нас самих.

21. Этот страшных пример человеческой формы в изображении гаргулий также находится на соборе святого Вита в Праге. Причем, труба, по которой стекает вода, так зловеще торчит изо рта, что кажется, что это просто нечеловечески длинный язык.

22. Эта гаргулья находится на соборе в Ноттингеме. Она напоминает всем поколениям, что не стоит пытаться грызть ногти. Все, кто читал Чосера, наверняка встрепенутся при встрече с вульгарной эмоциональностью Средневековья.

25. Ну, а это уже современная гаргулья. И кто бы, вы думали, мог сделать такое чудо? Ну естественно, немцы. Уж очень буквально они воспринимают значение слова «гаргулья» - лить воду.

Гаргульи в архитектуре известны со времён Древнего Египта. Это слово, которое может сразу вызвать возмущение читателя: “ГОРГУЛЬИ!!! Как читать, если вся статья начинается с ошибки и на ней же и строится?”

Поэтому для начала скажем, что пока написание данного слова в русском языке не нормируется словарями. Значит, кто скажет, как правильно писать гАргулья или гОргулья? Может намекнёт французское “gАrgouille”, которое сегодня на русском означает “водосточная труба”? Но когда-то давно это слово значило “горло” с корнем “гОр». А встречаются и другие варианты написания, например, гаргуйль (гаргуйли).

Поэтому спорить не будем, да и речь в статье идёт не о том, как правильно, гАргулья или гОргулья, а о роли и значении этих гротескных фигур в архитектуре человечества.

Горгульи — это декор или функционал?

В архитектуре горгулья предназначена для отвода дождевой воды с крыши и от стены здания. Этот элемент выполняет важную функцию: предохраняет каменную кладку от разрушения дождевыми потоками.

Термин употребляют чаще всего в связи со средневековыми готическими зданиями. Но история сохранила примеры использования этих элементов ещё в архитектуре древних египтян, греков, римлян, этрусков… Мировосприятие людей наделяет этот элемент в архитектуре магическими свойствами и, одновременно, декоративной нагрузкой.

История применения гаргулий в архитектуре

Гаргульи в средневековой архитектуре

Возведение великих церквей и заняло несколько столетий. Из-за того, что их делали из более дешёвого материала, гаргульи быстро изнашивались и их меняли на новые. Этот факт не даёт возможности установить время появления первых горгулий.

Гаргулья в виде крылатого бегемота на храме Нотр Дам города Лан во Франции

Идеолог неоготики 19 века, основоположник архитектурной реставрации, французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк говорит, что самые первые средневековые горгульи появляются на соборе города Лан (Laon, France) около 1200–1220 гг.. ()

Формы средневековых горгулий с годами менялись. Увеличиваясь в длину, некоторые из более поздних примеров достигают одного метра. В конце 13 века фигуры усложнились. С 14 века они стали очень детальными и, часто, карикатурными. Век 15 породил ещё более забавные и менее демонические изображения.


Химера Виверн на здании собора Парижской богоматери. Фото Flickr

Зачем христианские соборы украшали горгульями?

Во времена расцвета готики влияние католической церкви в Европе росло за счёт невежества и суеверия народа. Большинство людей были неграмотны. Церковь использовала удивительные визуальные образы, такие как гаргульи, витражи и скульптуры, для иллюстрации Священных Писаний.

Есть мнение, что они напоминают: “даже если Бог рядом, зло никогда не дремлет” или о необходимости защищать свою церковь.

Гаргульи на соборе Парижской Богоматери

Некоторые считают, что образ горгулий пришёл непосредственно из Библии (Св. Георгий и дракон). Кто-то отмечает адаптацию языческих образов к христианской вере для обращения в католицизм.

Другие придерживаются мнения, что горгульи и гротески вдохновлены скелетными останками доисторических животных, таких как динозавры и гигантские рептилии. Психологи будут утверждать, что ужасные формы — это выражение подсознательных страхов человека.

Гаргуйль в Эпине (Франция). Благочестивый персонаж , Общественное достояние, Ссылка

В то время, как большинство священников принимали гаргулий, как украшения религиозных зданий, находились противники такого декора. Например, Бернард Клервоский (1090-1153), аббат монастыря цистерцианского ордена, писал:

«Что эти фантастические монстры делают в монастырях на глазах у читающей братии? В чем смысл этих нечистых обезьян, странных диких львов и чудовищ? Для какой цели здесь находятся эти существа, полузвери, полулюди? Я вижу несколько тел с одной головой и несколько голов с одним телом. Здесь четвероногий с головой змея, там рыба с головой четвероногого, затем снова животное, наполовину лошадь, наполовину коза … Если мы не краснеем за такие нелепости, то должны хотя бы сожалеть о том, что потратили на них силы».

Гаргуйль в составе системы водоотвода большого собора. Из книги Э.-Э. Виолле-ле-Дюка «Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI вв.», сер. XIX в. Общественное достояние, Ссылка

Использовались гаргульи до начала 18-го века. С того времени все больше и больше зданий стали делать с водосточными трубами. В 1724 году лондонский Закон о строительстве, принятый парламентом Великобритании, сделал использование водосточных труб обязательным для всех новых сооружений страны.

Дома с горгульями сегодня

Горгульи устанавливают и сегодня, но в наши дни они служат не сакральным, а чисто декоративным целям и встречаются на университетских и светских зданиях.

Хотя гротески на современных сооружениях не предназначены для отвода воды и, следовательно, технически не являются горгульями, большинство людей называют их именно так.

Декоративные гаргуйли Крайслер-билдинг, Нью-Йорк

Гротески использовались в качестве украшения на зданиях 19-го и начала 20-го века в таких городах, как Нью-Йорк (например, горгульи из нержавеющей стали Chrysler Building), Миннеаполис и Чикаго. Горгулий можно найти на многих современных церквях и других , или .

В российских городах тоже есть гротескные украшения на домах, напоминающие горгулий.


Московский дом с гротеском (горгульями) в стиле модерн.

Например, дом с горгульями в Москве на Сретенском бульваре архитектора Николая Проскурнина (1899 — 1902).

Или образец — дом с горгульей в Санкт-Петербурге на перекрёстке улиц Восстания и Жуковского (архитекторы братья Василий и Георгий Косяковы).


Гротеск (горгулья) в виде совы на доходном доме Бадаева в Питере

Сейчас задача горгулий — развлекать. И тема эта широко эксплуатируется создателями компьютерных игр, мультфильмов и фильмов ужасов.

Всё-таки, что же такое горгулья?

Горгулья — это гротескно вырезанное лицо или фигура человека или животного, выступающая из водосточного желоба здания для отвода дождевых вод. В наши дни используют в качестве украшения. По сути это — НЕ горгуйли.

Если установленная скульптура не выполняет функции водослива, а установлена как художественный декор, то её правильное название химера или гротеск. Есть также региональные вариации, например панк.

Кстати, горгульи часто используют для оформления фонтанов.


Гаргульи в архитектуре фонтанов

Гаргульи: мифология Франции

Французкая легенда о Гаргуйе, огнедышащем драконе с крыльями, как у летучих мышей, и длинной шеей, объясняет факт появления гаргулий на христианских храмах.

Святой Роман (фр. Romain), бывший канцлер короля Меровингов Клотера II (Chlothar ) (631 — 641 гг. н.э.), спасает жителей Руаны от монстра с именем Гаргуй или Годжи.

Рассказывают, что чудовище жило недалеко в пещере и терроризировало местных жителей: то проглотит корабли, проплывавшие по Сене, то устроит потоп или пожар. Каждый год ему должны были приводить человеческие жертвы, девиц или осуждённых. Святой Роман распятием и молитвой укротил это существо, лишил его воли, когда выманил из пещеры на наживку — добровольца, приговорённого к смерти. Тело дракона сожгли на костре, но голова и горло не сгорели: ведь дракон был огнедышащим. Их-то и пригвоздили к стене недавно построенной церкви в назидание остальным драконам. А Романа сделали епископом. С тех пор у каждого архиепископа этой земли есть право освобождать одного заключённого в день святого. А драконы на этих землях не селятся.

Это было время, когда королевская власть искала поддержку духовенства, чтобы удовлетворять свои политические амбиции, завоёвывать новые земли.

Теперь Вы знаете, как горгульи в архитектуре отражали мировосприятие народов, их особенности и назначение в разные временные промежутки.

Видео горгульи и химеры собора Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Есть существа суть и предназначение которых, а вместе с ними и людское их восприятие, очень сильно изменилось в течении прошедших столетий. Человечество всегда с опаской относилось к подобным существам, но внезапно изменяло свои взгляды на них и приравнивало отдельных существ к своим хранителям. Первым примером можно считать - посланники божьи, что изначально несли на своих плечах тяжкую миссию - карать отступников и грешников, внезапно стали защитниками людей. В азиатской мифологии подобное произошло с - демонами, которые внезапно стали отпугивать меньшее зло и которым начали воздвигать статуи. А в европейской мифологии, с приходом архитектурного стиля «готика» изменилось отношение к гаргульям - которые стали стражницами храмов, препятствуя нечистой силе в проникновении в обитель Бога.

Сегодня горгульи получили широкую известность и широкое распространение. Во многих играх они присутствуют в качестве опасных противников или могучих союзников. В фильмах горгульи встречаются куда как реже. А в повседневной жизни можно нередко увидеть их изображения. Безмолвные изваяния, что венчают соборы и храмы и несут неусыпную вахту. Горгульи почти всегда изображаются антропоморфными (человекоподбными) существами, которые имеют кожистые крылья (подобные демоническим), острые когти и странные головы, иногда звериные (лев или волк) иногда смесь звериных с человеческими или птичьими. Иногда горгулий путают с гарпиями, но уж слишком очевидны различия, только названия немного похожи.

Отличительной особенностью горгулий является их способность обращаться в камень и пробуждаться из него. Фактически любая статуя может являться горгульей, ведь в каком-то смысле эти существа просто каменные изваяния, что пробудились к жизни посредством своей воли (и никогда чужой - иначе это не горгулья). Получив серьёзные ранения (а причинить подобные горгулье очень трудно) существо превращается в камень и становится практически неуязвимо, очень быстро регенерируя под плотным слоем внешней оболочки. Забавно, но горгульи вне камня имеют самую обычную кожу, похожую на человеческую, просто серого цвета.

Отношение к людям и к другим существам

Можно сказать, что горгульи ненавидят всё живое. Изначально они без сожалений с крайней жестокостью, своими острыми когтями и зубами рвали людей на куски, но со временем людям удалось достичь некоего взаимопонимания с этими существами. Куда как больше, чем людей горгульи ненавидят других существ. Демоны, черти, призраки, вампиры - все эти существа вызывают у горгулий неконтролируемую агрессию (хотя существуют и упоминания о том, что иногда горгульи объединяются, например, с вампирами в качестве верных слуг, видимо тут играет роль происхождение горгульи), что неизбежно ведёт к схватке.

Происхождение (возможный источник)

Нередко упоминается, что горгульи вступают в союз с другими существами. Например, горгульи, оберегающие покой кладбища, могут легко вступать в альянс с - поскольку преследуют общие цели и обладают иммунитетом к способностям большинства видов нежити. Горгульи, что оберегают храмы, вопреки общепринятой христианской доктрине, нередко служат ангелам по неизвестным причинам.

Возможно ответ на эту загадку кроется как раз в происхождении горгулий. Человек, создавая статую придаёт ей форму, о чтобы статуя стала горгульей кто-то должен наполнить эту форму, привести силу, что её займёт. Возможно, люди иногда неосознанно впускают горгулий в тела, а вот ангелы и кладбищенские существа делают это осознанно, создавая могучих стражей.

Как бы то ни было, могучие горгульи выступают на стороне людей, преследуя и уничтожая прочих существ, что могут быть слишком опасны для простых смертных.



Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Св. Роман (англ. ), архиепископ Руана , заманил её, усмирил с помощью креста и отвёл в город, где её убили горожане.

Впоследствии мастера́ выреза́ли изображения гаргулий на водостоках, которые сооружались, чтобы отвести потоки дождевой воды от стен зданий. В фортификационных сооружениях, таких как замки , каменные изваяния этих чудищ были призваны охранять замки от врагов.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Гаргулья" в других словарях:

    Рыльце, устье Словарь русских синонимов. гаргулья сущ., кол во синонимов: 2 рыльце (4) устье … Словарь синонимов

    Гаргулья - водосток на крыше в виде причудливой головы. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь

    La fureur des gargouilles Rise of the Gargoyles Жанр фильм ужасов мистический триллер Режиссёр Билл Коркоран В главных … Википедия

    - «Гаргулья» в экспозиции Центра Стивена Удвара Хейзи (окрашена как мишень) … Википедия

    Основная статья: Гаргульи (мультсериал) Мультсериал «Гаргульи» условно делится на две части: оригинальные «Гаргульи» (65 серий, 1 сезон 13 серий, 2 сезон 52 серии) и «Гаргульи. Хроники Голиафа» (13 серий), созданные без Грега Уайзмена. Описание… … Википедия

    - 吉永さん家のガーゴイル (Гаргулья дома Ёсинага) … Википедия

    Украшение стены Собора Парижской Богоматери Гаргулья (фр. gargouille), или горгулья это драконовидная змея, согласно легенде обитавшая во Франции, в реке Сене. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома … Википедия

    Низовье, впадение, дельта; поселок, понизовье, река, форшахта, устьице, отверстие, жерло, рыльце, гаргулья, эстуарий Словарь русских синонимов. устье низовье, впадение; понизовье (устар.) / разветвлённое: дельта Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов

    Александр Маракулин Имя при рождении Александр Полное имя Александр Леонидович Маракулин Дата рождения 24 марта 1973(1973 03 24) (39 лет) … Википедия

    Основная статья: Полнометражные серии Мишки Гамми Содержание 1 Краткое описание серий 1.1 Сезон 1 1.2 Сезон 2 … Википедия

Книги

  • Софи и фантастические животные , . Софи ветеринар, но лечит она не обычных животных, а фантастических: троллей, гаргулий, фениксов, единорогов... Вместе со своим помощником, котом Манеки, она путешествует по свету и помогает…

Химера Нотр-дам-де-Пари

В России их встретить сложно. Но стоит отправиться в Европу и вот - они смотрят на нас со стен храмов то несчастные, то агрессивные, то смешные, то страшные. Чаще всего гаргульи и гротескные создания "живут" на готической архитектуре, иногда на романской. Однако, и в позднейших зданиях, включая современные, встречаются довольно часто.

Что же это за существа такие?

Слово горгулья - французское La Gargouille происходит от слов, имитирующих булькающий звук, журчание воды. В основе - производные от латинских gurgulio - дыхательное горло; gula - глотка, горло; gurges - водоворот, пучина, омут, поэт. воды (перевод по Латинско-русский словарь, сост. А.М.Малинин, М., 1952, стр. 292).

Легенда о Горгулье восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене, и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Горгулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I (род.ок.608 - ум.639). Чудо Романа о горгулье (змие) - один из подвигов святого.

Когда епископ Роман решил поймать Горгулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Горгулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Горгулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост горгульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть, это было распоряжение епископа - сейчас уже не разберешься. Горгульи останки - голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.

Химера Нотр-дам-де-Пари

С 11 века изображения страшных горгулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры горгулий раньше - не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.

Люди придумали для горгульи работу по ее древней специальности - извергать воду. Их изображениями стали оформлять водостоки. Стали горгульи приносить пользу людям - через свою глотку отводить потоки дождевой воды от стен храмов. Вода, выкинутая из их пасти, падала на расстоянии от стен, поэтому стены не разрушались, а фундаменты не подмывались. В 18-19 веках люди смилостивились. Большая часть, но не все, горгульи были освобождены от тяжкого труда по сливу воды. Эту полезную функцию взяли на себя водосточные трубы. Старушки горгульи превратились в элемент декора зданий.

Однако горгульи менялись. К драконам и змеям добавились устрашающие животные, птицы, люди, мифологические и фантастические создания, а также их гибриды в различных сочетаниях. В общем, стали плодиться многочисленные гротескные создания.

Химера Нотр-дам-де-Пари

И снова Нотр-Дам

Постепенно на зданиях стали появляться скульптурные изображения лишенные водосточной функции. Их вырезали просто "для красоты", вернее "для ужаса". Такие декоративные существа называются гротесками, а также химерами. Название химера происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тёзок.

Итак, архитектурный термин "гаргулья"/ "горгулья" обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией, для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.

А гротескные скульптуры (гротески), называемые также химерами - это декоративные архитектурные элементы без полезного назначения. Если, конечно, не брать во внимание важную функцию отпугивания врагов.

При этом гаргульи - тоже гротески, только со своим специфическим назначением. Гаргулиями часто по ошибке называют всех гротескных готических созданий. Но правильно - горгулья, если она использовалась как водосток, и химера или гротеск, если фигура служила украшением.

Внизу две фотографии, на которых замерзшая вода показывает нам водопроводность гаргулий и, соответственно, отличие их от прочих гротесков.

Пожалуй, самые знаменитые гаргульи и химеры украшают или устрашают экстерьер Собора Парижской Богоматери.

А вот этот напоминает монстрика из фильмов ужасов

В средние века на соборе были только горгульи. Галерея химер на фасаде Нотр Дам де Пари появилась лишь в 19 веке, во время реставрации, начавшейся в 1841 году. Восстанавливали храм после урона, нанесенного ему революцией. Когда Гюго опубликовал свой роман "Собор Парижской Богоматери" (1831 г.) химер на нем еще не было.

Всё это - Собор Парижской богоматери

Гаргульи могут принимать самое разное обличье.

Гаргульи на парижской базилике Сен Дени

Водостоки на парижский базилике Сакре-Кёр на Монмартре (1875-1914). Водоотводное назначение горгулий здесь очевидно

Амьен, Франция

Слева: кафедральный собор Сен-Готье, Тур, Франция

Справа: Раффорд Парк, Ноттингемшир, Соединённое королевство

Сен-Жермен-л"Осеруа / Église Saint-Germain-l"Auxerrois, 12-15 в.в., Париж.

Эту гаргулью можно было бы назвать "Крик". Труа, Франция

Слева: Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Остенде, Бельгия

Справа: Ульмский собор, Германия

Смеющийся и довольный человек из Гента, Бельгия

Йоркский собор / York Minster, Соединенное королевство

Вестминстерское аббатство, Лондон

Гаргульи присутствуют не только на церковной архитектуре, но и на гражданской. И не только в Европе.

Слева: Виндзорский замок / Windsor Castle, Соединенное Королевство

Справа: Замок Химэдзи, Япония

Йоркский собор / York Minster, Йорк, Соединенное королевство

Большой набор гротескных изображений имеется в Оксфорде

Оксфорд, Соединённое королевство

Эти каменные фигурки появились на оксфордской Бодлианской библиотеке в недавнее время.

Слева Траляля и Труляля из "Алисы в Зазеркалье"

И снова Оксфорд

Кафедральный собор, Саламанка, Испания.

Этот астронавт на стене собора часто вызывает разговоры об инопланетянах, посещавших Землю в древности. На самом же деле, фигуру добавили, очевидно, в 1992 году во время восстановительных работ, как символ современности.

Дракон с мороженным (слева) и непонятное создание оттуда же: Кафедральный собор, Саламанка, Испания.

Фантастический дракон в Копенгагене

Собор Святого Вита / Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha, Прага

И в Россию забрели горгульи-гротески. Фрагменты фасада Саратовской консерватории

Первоначальное название — Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория. Названа так в честь наследника престола — царевича Алексея. В 1918 году консерватория была национализирована и получила название "Государственная консерватория". В 1935 году Саратовской консерватории было присвоено имя Л. В. Собинова. Осенью 1985 года Большой зал консерватории украсил орган немецкой фирмы "Зауэр".

Здание было возведено в 1902 году архитектором Александром Юльевичем Ягном. Вначале в нём располагалось музыкальное училище. Однако, уже в 1912 году училище было основательно реконструировано выдающимся архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым для размещения в нём консерватории. После этого Саратовская консерватория приобрела современный вид.

В Северной Америке в конце 19 и 20 веке нередко в архитектуре использовали горгулий и фигур в стиле гротеск. Ниже ряд примеров.

Слева: моржи на The Arctic Club Building, Сиэтл

Справа: Гротескные пожарные-горгульи на Fire Department Headquarters, Филадельфия

Слева: Часовня The Nativity of the Blessed Virgin Mary Chapel в городе Флагстафф, штат Аризона, США

Справа: Нечто в Чикагском университете

Звездные войны на Вашингтонском кафедральном соборе / Washington National Cathedral появились в 1980е годы

Еще современное творение. Здание Chrysler в Нью-Йорке

Бывшая тюрьма в Филадельфии, построенная в 1829 году Eastern State Penitentiary, США

Собор Quito Cathedral, Эквадор, Южная Америка. Здесь в качестве гаргулий предстают местные животные и птицы

Гаргулья, прыгающая с Ульмского собора / Ulmer Münster, Ульм, Германия

Гротескные изображения людей и обезьян иногда называли "бабуинами" (уст. англ. babewyns). Ведь, обезьяна, в каком-то смысле, карикатура человека.

Термины-терминами, но зачем все эти создания находятся на стенах церквей? Может быть, чтобы подчеркнуть спокойствие и возвышенность обстановки внутри храма. Стены церквей защищают от нечистой силы, которая с ужасом разбегается при строительстве храма, окаменев по ходу бегства. Гротескные изображения олицетворяли грешный мир, который прихожане оставляют, входя в храм. Гротески напоминали людям о грехах и неминуемом возмездии за них.

Не всем служителям церкви нравилось, что храмы Божьи служат прибежищем целым толпам разнообразной нечисти. К примеру, противником был святой Бернард (12 век).

И напоследок - Германия.

Фрайбургский мюнстер / Freiburger Münster, Фрайбург, Германия

Догадайтесь сами о символике оформления этого водосточного желоба.

P.S. По поводу гОргулья или гАргулья - см. gramota.ru - правила не установлены. В бумажных книгах и справочниках, доступных мне, пишут и гаргулья, и горгулья. Также встретила термин Гаргули в глоссарии Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия, М.: Искусство, 1995, стр. 44. Википедия сообщает еще о гаргуйль и гаргойль.

Похожие публикации