Будет ли у акционера право на информацию? Право акционера на информацию. расписка акционера Имущественные права акционеров

Статьей 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрено право акционера на доступ к информации о деятельности общества. При всей полезности данной нормы, зачастую она используется в качестве инструмента шантажа со стороны недобросовестных акционеров.

В связи с этим важно понимать, какую информацию общество может акционеру по запросу не давать, а какую дать обязано.

Во-первых, запросы информации сами по себе могут нарушать нормальное функционирование общества: они могут посылаться в большом количестве, чрезмерно часто; они могут касаться одних и тех же документов или просто их обширного объема за много лет. С учетом того, что копии запрошенных документов общество должно представить в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования, организационные издержки общества могут оказаться значительными.

Во-вторых, негативные последствия для общества зачастую скрываются в тех документах, которые представляются акционеру. Полученная информация может служить основанием для обращения со всевозможными исками к обществу, для организации PR-компании против него и в целом позволяет расширить возможности для корпоративного шантажа.

Наша практика показывает, что отказ в предоставлении документов влечет судебное разбирательство о понуждении общества к исполнению данной обязанности, а также применение к обществу мер административно-правового характера, а именно — привлечение к ответственности по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Запрос документов: что давать обязательно?

Сначала перечислим документы, обязательные для предоставления акционеру согласно федеральному закону. А это все те документы, которые общество обязано у себя хранить:

  1. договор о создании общества;
  2. устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;
  3. документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
  4. внутренние документы общества;
  5. положение о филиале или представительстве общества;
  6. годовые отчеты;
  7. документы бухгалтерского учета;
  8. документы бухгалтерской отчетности;
  9. протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
  10. бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
  11. отчеты независимых оценщиков;
  12. списки аффилированных лиц общества;
  13. списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах»;
  14. заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
  15. проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и другими федеральными законами;
  16. уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;
  17. судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем;
  18. иные документы, предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах», уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Запрос баланса и не только: разбираем нюансы

Получить доступ к перечисленным документам имеет право любой акционер. Однако есть несколько исключений. Во-первых, документы бухгалтерского учета и протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа, право доступа к которым имеют акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества. Во-вторых, список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, предоставляется обществом для ознакомления только по требованию лиц, включенных в этот список и обладающих не менее чем 1 процентом голосов. В связи с этим акционеры, не включенные в список или не обладающие в совокупности не менее чем 1 процентом голосов, не вправе требовать предоставления им такого списка, в том числе после проведения общего собрания акционеров.

Теперь остановимся подробнее на некоторых документах.

— Устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества.

Примечание: сюда же следует отнести и те редакции устава, которые на момент запроса окажутся недействующими.

— Документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе.

Примечание: под этот пункт помимо прочего подпадают хозяйственные договоры о приобретении имущества, кадастровые паспорта земельных участков, технические паспорта на здания и свидетельства о регистрации права собственности.

— Документы бухгалтерского учета и отчетности.

Примечание: документы учета и отчетности следует отличать, поскольку, как было указано выше, доступ к документам бухгалтерского учета для акционеров ограничен.

Документы бухгалтерского учета это первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.

Если акционер запрашивает документы бухгалтерской отчетности за периоды до 01 января 2013 года, то надо исходить из содержания пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете», согласно которому бухгалтерская отчетность хозяйственных обществ состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки. После 01 января 2013 года в связи с принятием нового ФЗ «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение и пояснительная записка к документам бухгалтерской отчетности более не относятся.

Согласно разъяснению, содержащемуся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2011 года № 144, если участник обращается в общество с требованием о предоставлении документов бухгалтерской отчетности за период, в который такое хозяйственное общество было освобождено от обязанности ведения бухгалтерского учета (пункт 3 статьи 4 ФЗ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года), общество не вправе отказывать в предоставлении информации, ссылаясь на отсутствие таких документов, а обязано сообщить участнику об отсутствии документов бухгалтерской отчетности и причинах их отсутствия, а также предложить ознакомиться с книгой учета доходов и расходов за соответствующий период, используемой организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (статья 346.24 Налогового кодекса РФ), и (или) предоставить ее копию.

Обращаем внимание, что освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления им бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества (см. Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 года № 319-О). Таким образом, открытое акционерное общество составляет бухгалтерскую отчетность и предоставляет её акционерам.

И ещё одно дополнение: сказанное имеет отношение к периодам до 01 января 2013 года, поскольку новым ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета не предусмотрено.

— Иные документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16 июля 2003 года № 03-33/пс, а также Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 года № 558. В соответствии с этим Перечнем общество обязано хранить гражданско-правовые договоры, следовательно, они также должны предоставляться по требованию акционеров.

Злоупотребление правом: защита есть

При обращении с требованием о предоставлении информации об обществе акционеры должны определять предмет своего требования, конкретизировав перечень и виды запрашиваемой информации или документов. Однако степень должной конкретизации требования участника о предоставлении информации – понятие относительное. Например, обращенное к обществу требование о представлении протоколов общих собраний участников за определенный период не обязательно предполагает указание точных дат составления протокола и их номеров, которые участник может не знать.

По общему правилу акционеры не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе.

В то же время, если акционер неоднократно заявляет требования о предоставлении одних и тех же документов и (или) их копий, о предоставлении информации и документов, относящихся к прошлым периодам деятельности хозяйственного общества и явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа (экономического, юридического и т.д.), такие действия могут свидетельствовать о злоупотреблении акционером своими правами и об отсутствии у него реального интереса в указанных документах. Если общество выполнит первое требование, предоставит запрашиваемые документы, а на последующие аналогичные требования ответит отказом, в случае судебного разбирательства суд откажет акционеру в защите его права именно в связи с тем, что его права не нарушены, что он злоупотребляет своим правом на доступ к информации – использует его с намерением причинить вред обществу.

Далее. Закон не содержит положений, ограничивающих право участника требовать предоставления информации и документов за период деятельности общества, в течение которого данное лицо не являлось акционером этого общества. Поэтому с момента приобретения статуса акционера лицо может требовать предоставления документов общества независимо от даты составления этих документов.

Вместе с тем, следует учитывать, что общество может сослаться на истечение срока хранения некоторых документов. Такие сроки установлены Постановлением ФКЦБ РФ от 16 июля 2003 года № 03-33/пс, Информационным письмом ФКЦБ РФ от 28 июля 2000 года № ИК-07/6364, однако уставом общества могут быть определены более длительные сроки хранения. Сроки хранения бухгалтерских документов содержатся в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (статья 17 «старого» и статья 29 «нового» законов); общее правило – пять лет, нюансы кроются в порядке исчисления этого срока.

Как видите, право на информацию, с одной стороны, открывает для акционера широкие возможности для участия в деятельности общества и защиты своих интересов, но, с другой, может служить и мощным рычагом давления на общество. Изложенные рекомендации помогут вам избежать корпоративных конфликтов или, если такие всё же возникли, будут способствовать победе в судебном споре.

Участник (акционер) хочет получить информацию (документы) от общества

Общество хочет взыскать расходы на изготовление и (или) пересылку документов с участника (акционера)

1. Общество обязано обеспечить акционерам доступ по их требованию к следующим документам:

1) договор о создании общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;

2) документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;

3) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

4) утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов;

5) положение о филиале или представительстве общества;

6) годовые отчеты;

7) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней;

8) формируемые в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона отчеты оценщиков в случаях выкупа акций обществом по требованию акционера;

10) протоколы общих собраний акционеров;

12) заключения ревизионной комиссии общества;

(см. текст в предыдущей редакции)

13) проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;

15) судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска.

2. По требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества, публичное общество обязано обеспечить доступ к следующим информации и документам:

1) информация, касающаяся сделок (односторонних сделок), являющихся в соответствии с настоящим Федеральным законом крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе вид, предмет, содержание и размер таких сделок, дата их совершения и срок исполнения обязательств по ним, сведения о принятии решения о получении согласия на совершение или о последующем одобрении таких сделок;

2) протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества;

3) отчеты оценщиков об оценке имущества, в отношении которого обществом совершались сделки, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом являются крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.

3. По требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества, непубличное общество помимо доступа к информации и документам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено уставом общества или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры общества, обязано обеспечить такому акционеру (акционерам) доступ к иным документам, обязанность хранения которых предусмотрена пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона, за исключением документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи. Указанные в настоящем пункте положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.

4. В требовании акционера (акционеров), владеющего менее чем 25 процентами голосующих акций общества, о предоставлении документов и информации, предусмотренных пунктами 2 и настоящей статьи, должна быть указана деловая цель, с которой запрашиваются документы.

5. По требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 25 процентами голосующих акций общества, общество обязано обеспечить доступ к следующим документам:

1) протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

2) документы бухгалтерского учета.

6. Уставом общества может быть предусмотрено меньшее количество акций, необходимых для доступа к указанным в пункте 5 настоящей статьи документам.

7. Под деловой целью понимается законный интерес акционера в получении сведений и документов, которые объективно необходимы и достаточны для надлежащей реализации прав акционера, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Деловая цель не может считаться разумной, в частности если:

1) общество обладает сведениями о фактических обстоятельствах, свидетельствующих о недобросовестности акционера;

2) имеет место необоснованный интерес в получении акционером документов или информации;

3) акционер является конкурентом общества либо аффилированным лицом конкурента и запрашиваемый им документ содержит конфиденциальную информацию, относящуюся к конкурентной сфере, и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.

8. Общество вправе отказать в доступе к документам и информации при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) электронная версия запрашиваемого документа на момент предъявления акционером (акционерами) требования размещена на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе либо раскрыта в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации;

2) документ запрашивается повторно в течение трех лет при условии, что первое требование о его предоставлении было надлежащим образом исполнено обществом;

3) документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием), за исключением информации о сделках, исполнение по которым осуществляется на момент обращения акционера с требованием;

4) в требовании акционера (акционеров) о предоставлении документов не указана деловая цель, с которой запрашивается документ, если указание такой цели требуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо указанная цель не является разумной, либо состав и содержание запрошенных документов явно не соответствуют указанной в запросе цели;

5) лицо, обратившееся с требованием о предоставлении доступа к документам не обладает правом доступа к соответствующей категории документов в соответствии с условиями, определенными в пунктах 1 - настоящей статьи;

6) документ относится к периодам, не относящимся к периоду владения акционером акциями общества, подтвержденному этим акционером соответствующей справкой по его лицевому счету, открытому в реестре акционеров общества, или счету депо, открытому в депозитарии, за исключением информации о сделках, исполнение по которым осуществляется в период владения акционером акциями общества.

9. При отказе в доступе к документам должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого отказа.

10. В случае использования в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция") такое общество обеспечивает представителям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования доступ ко всем своим документам.

11. Документы, предусмотренные пунктами 1 - и настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По требованию акционеров, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктами 1 - и настоящей статьи, общество обязано предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление и, если в требовании указано на необходимость их отправки по адресу, указанному акционером, соответствующие расходы на пересылку.

Уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества, может быть установлена необходимость предварительной оплаты акционером указанных в абзаце первом настоящего пункта расходов. Включение в устав общества положения о необходимости предварительной оплаты не может рассматриваться в качестве основания для выкупа обществом принадлежащих акционерам акций в соответствии с положениями абзаца третьего пункта 1 статьи 75 12. Срок исполнения обязанности по предоставлению документов, содержащих конфиденциальную информацию, исчисляется не ранее чем с момента подписания между обществом и обратившимся с требованием о предоставлении доступа к документам акционером договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности). Условия договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности) могут определяться обществом в формуляре или в иной стандартной форме и должны быть едиными для всех акционеров общества. Публичное общество обязано разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" условия данного договора. В случае группового обращения акционеров данный договор должен быть подписан каждым из них, а при предоставлении доступа к документам представителю акционера по доверенности как самим акционером, так и его представителем.

13. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются к отношениям, связанным с предоставлением доступа акционерам непубличного общества к его документам, если иные условия и (или) порядок предоставления такого доступа, в том числе сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения всех или определенной категории документов, не предусмотрены уставом непубличного общества. Указанные положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.

Право акционера на информацию можно рассмотреть в широком и узком смысле. В широком смысле в содержание права на информацию входит получение всякой информации, которая связана с созывом общего собрания акционеров и с осуществлением права на участие в работе этого собрания. Однако, право на информацию в корпоративном праве Германии употребляется в узком смысле, и оно ниже будет рассмотрено в этом контексте.

Согласно ч. 1 ст. 131 Закона Германии об АО, каждому акционеру на общем собрании по его требованию правление обязано предоставить информацию о делах общества, если она необходима для надлежащей оценки вопроса повестки дня.

Местом осуществления этого права является исключительно общее собрание акционеров. Данное ограничение преследует следующую цель: все акционеры должны иметь равную возможность доступа к этой информации. Kьbler/Assmann, Gesellschaftsrecht. 6. Aufl. § 15 V 3 Равноправие всех акционеров в получении указанной информации дополнительно гарантируется и другой нормой закона, согласно которой «если акционеру информация предоставлена вне общего собрания, то она предоставляется на общем собрании любому акционеру по его требованию, даже если она не требуется для надлежащей оценки вопроса повестки дня». Ч. 4 ст. 131 Закона Германии об АО.

Право требования информации принадлежит любому акционеру, независимо от количества акций, находящихся в его собственности, и вида акции: владельцы привилегированных акций тоже имеют право на информацию. Hьffer, Aktiengesetz, 7. Aufl. § 131 Rn. 3 Информация, согласно требованию акционера, должна быть предоставлена на самом же собрании.

Обязанность предоставления информации по требованию акционера лежит на правлении АО. Отказ в выдаче истребованной информации может быть оценен как нарушение обязанностей правления по управлению обществом. Учитывая то обстоятельство, что некоторые вопросы требуют наличия определенных данных, в обязанность правления входит и то, что оно должно мобилизовать сотрудников администрации предприятия, чтобы оперативно можно было получить нужную информацию. Это входит в обязанность правления по подготовке общего собрания. Hьffer, Aktiengesetz, 7. Aufl. § 131 Rn. 9-10. Однако, если вопрос является чрезвычайно сложным и специфичным, правление должно сказать все, что оно по этому вопросу знает: в любом случае требование акционера не должно остаться без ответа или без реакции. Hьffer, Aktiengesetz, 7. Aufl. § 131 Rn. 10.

Право акционера ограничивается только той информацией, которая необходима для надлежащей оценки вопроса повестки дня. Целью этого ограничения является предотвращение злоупотреблений со стороны акционеров. Hьffer, Aktiengesetz, 7. Aufl. § 131 Rn. 12. Однако, поскольку на годовом собрании АО утверждается отчет деятельности органов управления, требование может охватить практически всю предпринимательскую политику предприятия. Kьbler/Assmann, Gesellschaftsrecht. 6. Aufl. § 15 V 3 а.

Правление, в свою очередь, обязано дать информацию согласно «принципам добросовестной и достоверной ответственности». Это означает, что оно должно предоставить исчерпывающую информацию. Kьbler/Assmann, Gesellschaftsrecht. 6. Aufl. § 15 V 3 b. Если оно отказывается от дачи информации, оно должно указать основания отказа. Эти основания также содержатся в законе. Так, правление имеет право отказать в информации, если её предоставление, исходя из разумной коммерческой оценки, способно нанести обществу или аффилированному предприятию значительный ущерб. Ч. 3 ст. 131 Закона Германии об АО.

Несмотря на то, что информация, как правило, выдается устно, это правило может быть заменено возможностью ознакомления с документами общества, если интерес акционера таким образом может быть быстрее удовлетворен. Hьffer, Aktiengesetz, 7. Aufl. § 131 Rn. 22.

Д. ЛОМАКИН
Д. Ломакин, кандидат юридических наук.
Информация признается в качестве одного из объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Статья 2 Закона РФ от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Особое значение для правового регулирования имеют информационные ресурсы, создаваемые путем систематизации документированной информации, а точнее, отношения, складывающиеся между собственниками или владельцами информационных ресурсов и их пользователями (потребителями), что наглядно можно показать на примере взаимоотношений акционерного общества и акционеров.
Акция, являясь ценной бумагой (ст. 143 ГК), удостоверяет с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права (ст. 142 ГК). Это отнюдь не означает, что в акции не воплощаются неимущественные права акционера. Например, в ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" среди прав, закрепляемых акцией, названо такое неимущественное право акционера, как право на участие в управлении акционерным обществом. Дело в том, что акция удостоверяет не разрозненные права акционера по отношению к обществу, а комплекс прав, носящий в целом имущественный характер и переходящий к лицу в момент перехода прав на саму акцию.
В юридической литературе этот комплекс прав именовался по-разному: "право членства", "акционерное право" и т.п. Но, несмотря на терминологические расхождения, среди юристов существовало единство во мнении о том, что в комплекс прав акционера входят имущественные права: право на дивиденд, право на ликвидационную квоту и связанные с ними неимущественные права, важное место среди которых занимает право акционера на информацию.
Право акционера на информацию имеет двоякое значение. Во-первых, получение информации о деятельности общества, о его должностных лицах служит гарантией защиты иных прав акционера. Например, грамотный акционер, ознакомившись с балансом общества и его годовым отчетом, может с достаточной степенью точности сделать правильные выводы о финансовом состоянии общества и перспективах его развития. В случае негативной оценки акционер, опасаясь, что в будущем они могут обесцениться, просто продаст принадлежащие ему акции. Способ защиты акционерами своих прав путем продажи акций получил в Чикагской школе экономики и права название "выбора в пользу Уолл-стрит". Во-вторых, обладание информацией позволяет акционеру наиболее целесообразно осуществлять свои права. Без получения информации осуществление некоторых прав акционера будет весьма затруднительно или просто невозможно. Например, можно поставить под большое сомнение возможность участия акционера в общем собрании, если он не был уведомлен ни о месте, ни о дате его проведения.
Праву акционера на получение информации со стороны акционерного общества или иных лиц корреспондирует обязанность по предоставлению информации. Можно выделить случаи предоставления информации конкретным лицам и так называемые случаи предоставления безадресной информации, рассчитанной на широкий круг лиц (классификация по субъекту информации). Так, согласно абз. 3 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) по общему правилу уведомление о проведении общего собрания акционеров, в том числе рассылка бюллетеней для голосования, осуществляется заказным письмом (адресная информация). Однако сообщение акционерам о проведении общего собрания может быть сделано в форме опубликования информации в органе печати, доступном неопределенному кругу лиц (безадресная информация) (абз. 2 п. 1 ст. 52 Закона об АО).
Информация, предоставляемая акционерам, может касаться как самого акционерного общества, например, при ознакомлении с уставом последнего (п. 4 ст. 11 Закона об АО), так и иных лиц, когда акционер (акционеры), владеющий более 1 процента голосующих акций акционерного общества, на основании абз. 11 п. 3 ст. 8 Закона "О рынке ценных бумаг" требует от держателя реестра предоставления информации об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг (классификация по объекту информации).
Можно еще достаточно долго по различным основаниям проводить классификацию информации, предоставляемой акционерам. Однако с практической точки зрения наиболее важна классификация информации по характеру действий акционера, направленных на ее получение. Здесь следует различать две ситуации. В одной акционер выступает как пассивное лицо, поскольку осуществление права акционера на информацию обусловлено главным образом действиями самого акционерного общества. В другой для осуществления права акционера на информацию недостаточно только действий акционерного общества и требуются соответствующие действия самого акционера, например, по подготовке и оформлению запроса о предоставлении информации. Таким образом, в первом случае акционер изначально вправе требовать от общества совершения соответствующих действий по предоставлению информации, а во втором - право требования возникает только после совершения необходимых действий самим акционером.
Акционер - пассивное лицо. В этой группе в первую очередь следует назвать обязанность предоставления акционерам информации, связанной с подготовкой и проведением общих собраний акционеров. Согласно п. 2 ст. 47 и ст. 54 Закона об АО порядок сообщения о его проведении и перечень предоставляемых акционерам материалов (информации) при подготовке к проведению общего собрания устанавливаются советом директоров общества. Если в обществе отсутствует совет директоров, устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, отвечающем за своевременное решение вопросов, связанных с подготовкой и проведением общего собрания, в том числе вопросов, касающихся утверждения повестки дня (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО).
По общему правилу уведомление о проведении общего собрания акционеров осуществляется путем направления заказного письма. Однако уставом акционерного общества может быть предусмотрена иная форма сообщения. Так, информация о проведении общего собрания акционеров может быть опубликована в органе печати, определенном уставом общества или решением общего собрания акционеров. Помимо этого общество вправе дополнительно информировать акционеров о проведении собрания через иные средства массовой информации.
В ряде случаев акционерное общество не вправе отказаться от направления акционерам заказных писем. Как следует из п. 1 ст. 60 Закона об АО, акционерное общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более одной тысячи обязано направлять акционерам заказным письмом бюллетень для голосования. В то же время само сообщение о проведении общего собрания такого общества может не направляться заказным письмом, а доводиться до сведения акционеров иным способом (абз. 2 п. 2 ст. 52 Закона об АО).
Требования к срокам предоставления информации о проведении общего собрания акционеров и ее содержанию изложены в ст. 52 цитируемого Закона.
Следует отметить, что адресатом подобной информации для акционерного общества не всегда является акционер, так же как и для акционера ее источником не всегда выступает акционерное общество. Промежуточным звеном между ними может выступать номинальный держатель акций, иначе говоря, лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра и не являющееся владельцем акций. В этом случае сообщение о проведении общего собрания акционеров направляется номинальному держателю, который обязан довести его до сведения своих клиентов в порядке и сроки, установленные правовыми актами РФ или договором с клиентом (п. 5 ст. 52 Закона об АО).
Наиболее важными актами, регулирующими взаимоотношения номинального держателя и акционера, являются: Закон "О рынке ценных бумаг"; Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12 июля 1995 года No. 3 (с изменениями и дополнениями от 30 августа 1995 года, 17 сентября 1996 года); Временное положение о депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации и порядке ее лицензирования, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1996 года N 20.
Кроме акционерного общества и номинального держателя источником информации для акционера может служить специализированный регистратор, являющийся держателем реестра данного акционерного общества. При этом само акционерное общество не освобождается от ответственности за факты непредоставления информации или нарушения порядка ее предоставления.
Обязанность акционерного общества по предоставлению информации, касающейся общего собрания, не прекращается с проведением последнего. Согласно п. 7 ст. 49 Закона об АО акционеры должны быть проинформированы о решениях, принятых общим собранием, и об итогах голосования по ним не позднее 45 дней с даты принятия соответствующих решений. В тех случаях, когда общее собрание акционеров из-за отсутствия кворума признается несостоявшимся, акционеры уведомляются о созыве нового собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения.
Следующая категория юридических обязанностей акционерного общества информационного характера связана с опубликованием открытым акционерным обществом сведений, предусмотренных ст. 92 Закона об АО. К ним, в частности, отнесены: годовой отчет общества; бухгалтерский баланс; счет прибылей и убытков; списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций, а также иные сведения, определяемые ФКЦБ. Бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, годовой отчет открытого акционерного общества должны быть опубликованы не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (абз. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Однако для вновь созданных акционерных обществ первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для обществ, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. При этом данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации, включаются в бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.
В настоящее время типовые формы годовой бухгалтерской отчетности (кроме бюджетных организаций, банков и страховщиков) (бухгалтерский баланс - форма N 1; отчет о прибылях и убытках - форма N 2) утверждены Приказом Минфина РФ "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" от 12 ноября 1996 года N 97 (с изменениями от 3 февраля 1997 года).
Перед опубликованием годового отчета, бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков открытое акционерное общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами. Ответственность за опубликование указанных документов в средствах массовой информации несет исполнительный орган общества.
Что касается публикации списка аффилированных лиц, то в настоящее время эта обязанность акционерного общества трудно выполнима. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 93 Закона об АО лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, которые пока не выработаны, да и сам термин "аффилированное лицо" употребляется в различных значениях.
В качестве иных сведений, упомянутых в п. 1 ст. 92 Закона об АО, можно назвать данные, указанные в постановлении Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 8 мая 1996 года No. 9 "О дополнительных сведениях, которые открытое акционерное общество обязано публиковать в средствах массовой информации". Среди них названы данные о соотношении стоимости чистых активов и размера уставного капитала, количестве акционеров и т.д.
Стоимость чистых активов акционерного общества определяется в соответствии с Приказом Минфина РФ N 71, ФКЦБ РФ N 149 от 5 августа 1996 года "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ". Для акционерных обществ, осуществляющих страховую и банковскую деятельность, применяется особый порядок оценки чистых активов (например, для страховщиков он установлен Приказом Минфина РФ N 108, ФКЦБ РФ N 235 от 24 декабря 1996 года "О Порядке оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ".
Без предварительных действий со стороны акционеров общество обязано информировать их также о возникновении предусмотренных Законом об АО прав покупки или продажи акций. Так, акционеры - владельцы голосующих акций общества не менее чем за 30 дней до даты начала размещения обществом голосующих акций и ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, с их оплатой деньгами уведомляются о возможности осуществления ими преимущественного права приобретения этих ценных бумаг (п. 1 ст. 41 Закона об АО).
Что касается случаев продажи акций, то соответствующее уведомление направляется акционерам в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 72 и п. п. 1, 2 ст. 76 Закона об АО. Особо следует выделить случай, когда предложение о приобретении акций направляется членам общества со стороны лица, приобретшего 30 или более процентов обыкновенных акций общества (п. п. 2, 3, 5 ст. 80 Закона об АО).
Акционер - активное лицо. К данной группе относятся обязанности предоставления акционерным обществом информации по запросам акционеров. В п. 1 ст. 89 Закона об АО дан перечень документов, которые обязано хранить акционерное общество, обеспечивая к ним доступ акционеров. Сделав соответствующий запрос, акционер может ознакомиться с указанными документами, за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа общества. К документам бухгалтерского учета относят первичные учетные документы, оформляющие хозяйственные операции, а также регистры бухгалтерского учета, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах. Согласно п. 4 ст. 10 Закона "О бухгалтерском учете" содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Очевидно, что такая информация не предоставляется всем акционерам подряд, а может быть передана только лицам, получившим к ней специальный допуск, которые будут нести за ее разглашение ответственность, установленную законодательством.
Протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества также могут содержать сведения, составляющие коммерческую тайну, и, следовательно, не могут предоставляться для ознакомления всем акционерам.
Особо следует отметить, что документы бухгалтерского учета нельзя путать с документами финансовой (бухгалтерской) отчетности. Последние должны предоставляться акционерам без всяких ограничений. Среди документов бухгалтерской отчетности в п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете" называются: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.
По требованию акционера само общество, а если оно насчитывает свыше 500 владельцев обыкновенных акций, то специализированный регистратор обязаны предоставить сведения, касающиеся количества и категории акций, принадлежащих акционеру. Информация предоставляется в форме выписки из реестра акционеров общества. Акционеры, владеющие более 1 процента голосующих акций эмитента, вправе требовать подобные данные не только в отношении себя, но и в отношении всех зарегистрированных в реестре владельцев акций.
Для ознакомления членов общества со списком лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, который может существенно расходиться со списком акционеров, зарегистрированных в реестре, требуется владение не менее чем 10 процентами голосов на общем собрании акционеров (п. 4 ст. 51 Закона об АО).
Информация из реестра акционеров в одних случаях предоставляется бесплатно, в других - на возмездной основе. Решение этого вопроса, а также порядок установления размера взимаемой платы содержатся в п. п. 8 - 10 Постановления ФКЦБ РФ "О лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг" от 30 августа 1995 года N 6 (в редакции от 30 мая 1997 года).
Последствия нарушения права акционера на информацию. Как и всякое субъективное право, право акционера на информацию в случае его нарушения подлежит защите. Акционер, которому не была предоставлена информация в соответствии с положениями нормативных актов, вправе требовать от обязанных лиц ее предоставления, а в случае отказа - обратиться за защитой своего права в суд с требованием обязать ответчика совершить действия по предоставлению информации. В судебном решении указывается срок, в течение которого истребуемые сведения должны быть предоставлены акционеру.
Уже отмечалось, что значение права акционера на информацию велико еще и потому, что оно служит гарантией надлежащего осуществления иных прав акционера. В результате нарушение права на информацию часто влечет за собой нарушение иных прав, например, права акционера на участие в общем собрании. Поэтому в ряде случаев помимо требований о принуждении к совершению действий по предоставлению информации акционер может предъявить требования иного характера, в частности, о признании решения общего собрания акционеров недействительным.
Так, в п. 8 ст. 49 Закона об АО в качестве одного из условий обращения акционера в суд с требованием признания решения общего собрания акционеров недействительным называется факт принятия такого решения с нарушением требований акционерного закона. К таким нарушениям в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 года N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" отнесены несвоевременное извещение акционера о дате проведения общего собрания, непредоставление возможности ознакомиться с необходимой информацией по вопросам, включенным в повестку дня собрания, и т.д. (п. 8). Таким образом, нарушение права на информацию может повлечь за собой признание недействительным решения общего собрания акционеров.
В предусмотренных нормативными актами случаях нарушение права акционера на информацию может повлечь за собой прекращение для нарушителя его профессиональной деятельности. Например, непредоставление специализированным регистратором акционеру (акционерам), требующему созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со ст. 55 Закона об АО, данных об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев акций, количестве, типе, номинальной стоимости принадлежащих им акций, а также их адресов в течение десяти дней с даты получения соответствующего запроса является основанием для приостановки действия или отзыва лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера").
Если в результате непредоставления требуемых сведений у акционера возникли убытки, он вправе требовать их возмещения. В качестве иллюстрации можно привести пример с договором купли-продажи акций, предусматривающим обязанность продавца не только осуществить перерегистрацию прав на ценные бумаги в реестре акционеров на имя покупателя, но и предоставить последнему документ, подтверждающий факт перерегистрации. Таким документом обычно служит выписка из реестра акционеров. За ее несвоевременное предоставление договором устанавливается пеня.
Продавец, несвоевременно передавший покупателю из-за действий держателя реестра указанный документ и выплативший контрагенту по договору сумму пени, может впоследствии предъявить в порядке регресса иск к реестродержателю о возмещении убытков, вызванных просрочкой предоставления выписки. Если реестр ведет специализированный регистратор, в качестве соответчика по делу должно привлекаться само акционерное общество.
Итак, в случае нарушения права на информацию в первую очередь необходимо определить перечень возможных требований акционера. Если он состоит не из одного пункта, следует не ограничиваться требованием о принудительном предоставлении сведений, значение которых постфактум может быть сведено на нет, а использовать иные, более эффективные возможности, предоставляемые законодательством.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.02.1995 N 24-ФЗ
"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 25.01.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.1996 N 39-ФЗ
"О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"
(принят ГД ФС РФ 20.03.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.1996 N 129-ФЗ
"О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ"
(принят ГД ФС РФ 23.02.1996)
УКАЗ Президента РФ от 18.08.1996 N 1210
"О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ АКЦИОНЕРОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ
ГОСУДАРСТВА КАК СОБСТВЕННИКА И АКЦИОНЕРА"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБФР при Правительстве РФ от 12.07.1995 N 3
БУМАГ>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБФР при Правительстве РФ от 30.08.1995 N 6
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЕДЕНИЮ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ИМЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 02.10.1996 N 20
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПОЗИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКЕ ЕЕ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ"
ПРИКАЗ Минфина РФ N 71, ФКЦБ РФ N 149 от 05.08.1996
"О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 12.11.1996 N 97
"О ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ"
(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ ГОДОВОЙ
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ")
ПРИКАЗ Минфина РФ N 108, ФКЦБ РФ N 235 от 24.12.1996
"О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
СОЗДАННЫХ В ФОРМЕ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ N 4, Пленума ВАС РФ N 8
от 02.04.1997
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ
АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
Хозяйство и право, N 11, 1997

09 Сен 2012 17:00

Одним из принципов корпоративного управления, закрепленных российским Кодексом корпоративного поведения, является принцип своевременного раскрытия полной и достоверной информации об обществе в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами общества и инвесторами (Кодекс корпоративного поведения. Рекомендован распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р).

Любое , и прежде всего публичное, должно быть информационно открытым и прозрачным, что является необходимым фактором для его инвестиционной привлекательности. Инвесторы же придут в то общество, в котором не ущемляются права и законные интересы акционеров, в том числе обеспечивается право акционеров на получение ими информации в установленном законом порядке.
Поэтому информационная прозрачность и открытость АО складываются из двух взаимосвязанных составляющих. Первая - это право акционеров на информацию . Вторая составляющая - это установленная в АО информационная политика как гарантия осуществления права на получение информации как акционерами, так и инвесторами .
Вопрос о праве акционеров на получение информации о деятельности хозяйственного общества приобрел особую актуальность после появления информационного письма Президиума ВАС от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ". Некоторые выводы высшей судебной инстанции легли в основу разрабатываемого Министерством экономического развития законопроекта о праве акционеров на информацию "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию". Главная тенденция законопроекта заключается в направлении государственного регулятора на еще большую открытость акционерного общества и защиту прав акционеров на получение информации.

Разработчики существенно расширили список документов, который акционер вправе запросить у своей компании. В частности, законопроект устанавливает обязанность АО по предоставлению информации и документов своим акционерам в отношении подконтрольных организаций. Проект предусматривает информационную открытость и для дочерних обществ АО. Для этого компания обязана запросить интересующие акционера документа у своей "дочки". Поправки будут внесены в ст. 91 Закона "Об акционерных обществах". Законопроект закрепляет право акционера на ознакомление не только с протоколами заседаний совета директоров (наблюдательных советов), но и с текстами всех хозяйственных договоров АО, которые были одобрены советом директоров, акционерных соглашений и решений любых государственных и муниципальных органов, которые осуществляют контроль за компанией (Интернет-портал Правительства Р).

Примечание. Понятие "подконтрольная организация" содержится в ФЗ "О рынке ценных бумаг". Подконтрольное лицо (подконтрольная организация) - , находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица. Настоящий термин используется только в целях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с настоящим Федеральным законом - Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ.

При этом общество не сможет отказать в предоставлении документов, ссылаясь на коммерческую тайну, - в этом случае законопроект предусматривает право общества потребовать с акционера расписки о неразглашении полученных сведений. Контролировать применение революционных поправок будет ФСФР, которая после принятия закона разработает порядок истребования и предоставления акционерам копий документов.
Пока неясно, будет ли принят рассматриваемый законопроект и будет ли он принят вообще. Однако хотелось бы обратить внимание на следующие существующие, на наш взгляд, проблемы и предложить пути их решения.
Во-первых, необходимо четко определиться, какие документы общество обязано хранить и к каким документам акционеры имеют право доступа, т.е. право получать информацию из этих документов.
Статья 89 ФЗ "Об АО" дает перечень документов, которые АО обязано хранить. Эта же статья Закона предусматривает, что общество обязано хранить и "иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации". К таким актам относятся Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс. Данное Положение принято в соответствии с п. 2 ст. 89 Закона и устанавливает "порядок и сроки хранения документов акционерных обществ, в том числе порядок уничтожения документов с истекшими сроками хранения".

Другим актом, определяющим требования к срокам хранения документов, является утвержденный Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. N 558 Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 38).

Данный Приказ Минкультуры принят в соответствии с ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", регулирующим отношения в сфере организации хранения.

За неисполнение акционерным обществом обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, а также за нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов установлена административная ответственность (ст. 13.25 КоАП РФ).
Статья 91 ФЗ "Об АО" предусматривает, что "общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 Закона". Иными словами, акционеры имеют право доступа к тем документам, которые общество обязано хранить.
Поскольку перечень документов, которые общество обязано хранить, является открытым и может быть предусмотрен и иными правовыми актами РФ, то и перечень документов, к которым акционеры имеют право доступа, также является открытым. Это и послужило основанием ВАС РФ указать, что в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. N 558, общество обязано хранить гражданско-правовые договоры, следовательно, они также должны предоставляться по требованию акционеров (Пункт 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ").

Вместе с тем необходимо различать документы, которые общество обязано хранить, и документы, к которым акционеры имеют право доступа.
Хранение документов осуществляется в целях осуществления государственного регулирования и контроля за деятельностью общества. Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18 января 2011 г., документы, перечисленные в п. 1 ст. 89 ФЗ "Об акционерных обществах", "подлежат обязательному хранению акционерным обществом в целях достоверного и полного отражения деятельности общества, ее сопоставления с деятельностью других хозяйствующих субъектов, оценки, а также обеспечения государственного регулирования и контроля в финансово-экономической сфере" (Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2011 г. N 8-О-П по жалобе ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Право доступа акционеров к документам АО является их правом на получение информации и имеет иную цель, чем хранение документов обществом.

Реализация акционером своих прав, связанных с принятием решений о деятельности общества, невозможна в отсутствие необходимой и достаточной информации для принятия таких решений. В одном из определений Конституционный Суд РФ отметил, что "нормативное положение Федерального закона "Об акционерных обществах" об обязанности акционерного общества обеспечить акционерам доступ к своим документам направлено, среди прочего, на обеспечение информационной открытости хозяйственной деятельности акционерного общества и возможности реализации акционерами своих прав..." (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. N 263-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Симакова Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Право акционеров на получение полной и достоверной информации о деятельности общества реализуется различными способами: путем публичного раскрытия информации, которую общество обязано раскрывать в соответствии с требованиями законодательства; путем предоставления обществом информации акционерам, независимо от их желания, например, общество обязано в порядке ст. 52 Закона об акционерных обществах предоставить информацию (материалы) лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Наконец, при предоставлении акционеру права получить соответствующую информацию по своему желанию. В соответствии со ст. 91 ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Федерального закона.
Право акционера на информацию означает, что акционер имеет право знать о том, какие документы из определенных законом имеются у общества, и право получать к ним доступ. В связи с этим представляется, что ст. 91 акционерного Закона должна содержать отдельный перечень документов, доступ к которым имеют акционеры и не должна быть привязана к ст. 89 Закона, которая перечисляет документы, подлежащие хранению. Во-вторых, ст. 90 ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает, что информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями данного Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. В связи с этим возникает вопрос: какие иные правовые акты РФ имеются в виду? Идет ли речь только о нормативных правовых актах Федеральной службы по финансовым рынкам (в частности, ФСФР утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-46/пз-н)) или имеются в виду и акты иных федеральных органов исполнительной власти, в частности тот же Приказ Минкультуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558? В связи с этим в акционерном Законе необходимо уточнить, что речь идет об актах федерального органа исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг.

В-третьих, необходимо дифференцировать объем получаемой акционерами информации в зависимости от пакета принадлежащих им акций. В соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" устав АО должен содержать сведения о правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа). Поэтому устав АО должен предусматривать, какой объем информации могут получать владельцы акций различных категорий (типов), а также перечислять документы, доступ к которым имеют акционеры, обладающие определенным пакетом акций (например, владеющие более 10% акций общества).
Действующая редакция ст. 91 ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает, что "к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества". К остальным документам АО, которые общество обязано хранить, право доступа имеют все акционеры вне зависимости от размера их участия. Понятно, что такое правовое регулирование "отвечает целям обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности АО и возможности реализации всеми его участниками своих прав, а также обеспечения необходимого баланса прав и законных интересов всех заинтересованных лиц в процессе предпринимательской деятельности АО и тем самым публичного интереса в развитии акционерного общества в целом" (Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2011 г. N 8-О-П по жалобе ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Но, с другой стороны, информационная открытость АО приводит к его повышенной уязвимости со стороны корпоративных шантажистов. "Благодаря весьма активной политике ФКЦБ России в области обеспечения "прозрачности" эмитентов многие из них одновременно с ней приобрели еще и повышенную уязвимость от корпоративных шантажистов, не приобретя одновременно той хваленой инвестиционной привлекательности, о которой так пеклась ФКЦБ России".

В целях предотвращения информационной уязвимости АО можно было бы дифференцировать перечень документов, к которым акционеры имеют право доступа, в зависимости от размера принадлежащих им пакетов акций (например, 10% акций) и зафиксировать такое право акционера на получение информации в уставе АО.
В-четвертых, в Законе необходимо определить, как акционеры вправе использовать полученную информацию, как они вправе распоряжаться той информацией (документами), доступ к которым им обеспечивает АО. Обсуждение этого вопроса активизировалось около года назад, катализатором этого процесса, с одной стороны, выступила деятельность Алексея Навального, с другой - конфликт акционеров "Норникеля". Осенью прошлого года президент "Норникеля" Андрей Клишас направил в Ассоциацию юристов и Национальный совет по корпоративному управлению предложения "законодательно ограничить право миноритарных акционеров на получение практически полной информации о деятельности крупных публичных компаний", так как это право часто используется "исключительно с целью последующего раскрытия информации в своих коммерческих целях".

На этот счет в информационном письме ВАС от 18 января 2011 г. N 144 говорится следующее: "Судам следует учитывать, что при реализации своего права на получение информации участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона" (Пункт 1 информационного письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ").

Можно ли ставить вопрос об ответственности акционеров общества за разглашение информации, полученной от АО, особенно в том случае, если такая информация является конфиденциальной? Именно об этом просят крупнейшие российские АО ("Роснефть", "Транснефть", "Сургутнефтегаз", ТГК-2, ВТБ), которых беспокоит не только расширение прав акционеров на доступ к документам акционерного общества, но и отсутствие механизма, позволяющего привлечь миноритариев к ответственности за разглашение конфиденциальной информации.

В информационном письме от 18 января 2011 г. Высший Арбитражный Суд РФ указал, что "согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 67 ГК РФ участники хозяйственного общества обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
В связи с этим в случае, если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат конфиденциальную информацию о деятельности общества, в том числе коммерческую тайну, общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии, может потребовать выдачи расписки, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять" (Пункт 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 18 января 2011 г. N 144).

Как известно, в настоящее время привлечь акционера за убытки, причиненные обществу в результате разглашения конфиденциальной информации, возможно по общим основаниям возмещения вреда, предусмотренным гражданским законодательством. При этом требуется доказать наличие убытков, их размер и связь между действиями акционера и убытками общества, что весьма трудно.
Другая проблема, связанная с публичным раскрытием информации, - это проблема "глубины", объема раскрытия информации, иными словами, полноты раскрытия информации. Понятно, что объем информации, подлежащей раскрытию, должен соответствовать требованиям законодательства. Но, как верно отмечает Д.В. Гололобов, про положение практически любого крупного акционерного общества в отрасли можно написать и три строчки, и тридцать страниц. И в том и в другом случае раскрываемая информация будет разной по глубине раскрытия.

Включенная в УК в 2002 г. ст. 185.1 предусматривает ответственность за предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Следовательно, если появилось понятие "неполная информация", то должны быть и критерии, и понятие "полная информация". Пока же вопросы полноты раскрытия информации может определить только суд.
Таким образом, необходимо соблюдение баланса между открытостью общества и стремлением не нанести ущерб его интересам, реализацией права акционера на информацию в максимальной степени с одновременной защитой интересов самого АО. Поэтому в законопроекте о совершенствовании механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию не должна идти речь о чисто механическом увеличении объема информации, предоставляемого акционерам. В случае расширения информационного пространства для акционеров должны быть предусмотрены определенные меры, направленные на защиту интересов самого АО. Поэтому необходим всесторонний и глубокий анализ проблем, связанных с реализацией акционерами права на информацию, как с точки зрения обеспечения интересов акционеров, так и с точки зрения интересов акционерного общества.

Похожие публикации